Евгений Казарцев, Sputnik
Европейский колледж Liberal Arts в Беларуси (ECLAB) объявил о первом наборе слушателей в 2014 году. По словам работников неформального учебного заведения, заявки и необходимое для поступления эссе прислали около двухсот соискателей, а конкурс составил пять человек на место. В итоге в колледж "поступили" 40 человек. До конца доучились не все: сертификаты получат только 25 слушателей ECLAB.
Не только поставить галочку в ведомость
Преподаватели колледжа – белорусские ученые и исследователи. Большая часть из них осознали необходимость создания такого заведения после серии лекций, которые давались в рамках проекта "Европейское кафе".
"С другой стороны, появление колледжа обусловлено и качеством знания, предлагаемого системой высшего образования в стране. Молодые люди, особенно технических специальностей, едва ли знакомы с современными теориями, с опорой на которые описываются и интерпретируются сегодня актуальные социальные и культурные явления или предлагаются новые взгляды на исторические процессы. Я уже не говорю о таких вещах, как публичная история, гендерная теория или теории Интернета и новых социальных медиа", – заявила в интервью Sputnik руководитель концентрации ECLAB "Современное общество, этика и политика" кандидат философских наук Ольга Шпарага.
Похоже на проблему смотрят и студенты колледжа. По их мнению, высшее образование в стране во многом работает "по старым лекалам" и не адаптируется к требованиям времени.
"Не могу говорить за все учреждения, но судя по отзывам знакомых и собственному опыту, учимся в университетах мы по учебникам и материалам неактуальным уже 30 лет. Я понимаю, что образование – дело очень личное и многое зависит от собственной мотивации, но все-таки хочется, чтобы университеты, где мы "просиживаем штаны" пять лет в ожидании "корочки", предоставляли хотя бы возможность узнавать что-то максимально современное, а не сидеть в этом "болоте", – считает выпускница ECLAB и студентка Академии искусств Мария Кирильчик.
По мнению девушки, в колледж пришли те, кому не хватает "свежего воздуха", свободы, острых тем для обсуждений, единомышленников и преподавателей, которые могут не только "отчитать лекцию, потребовать в конце конспект и поставить галочку в ведомость для отчета".
Преимущество Liberal Arts для социальных и гуманитарных наук – в опоре на критическое мышление, в его открытом и дискуссионном формате.
"Преподаватель, скорее, направляет студентов в работе и участвует в совместном исследовании проблемы, чем выступает в роли источника истины в последней инстанции", – поделилась Шпарага.
Каждому по потребностям
Учебную программу счастливчики, зачисленные в ECLAB, могли формировать сами.
"Сначала ты выбираешь главную концентрацию, на курсы которой нужно ходить обязательно, затем дополнительные, которые уже идут на свое усмотрение. Плюс в том, что, по сути, ты не ограничен заданной программой, а самостоятельно формируешь свое обучение", – рассказала студентка колледжа и выпускница БГУ Кристина Грекова.
Преподаватели колледжа уверены: привнесение модели Liberal Arts в систему высшего образования Беларуси способствовало бы ее либерализации.
"Это сделало бы процесс преподавания более открытым, гибким, креативным. Именно поэтому в ряде европейских стран Liberal Arts – это предложение широкопрофильных междисциплинарных программ в рамках университетской программы", – отметила Шпарага.
Подобные программы есть, к примеру, в Варшавском или Таллиннском университетах. Впрочем, такое образование – не для всех.
"Сложно представить огромное количество желающих работать и сидеть дополнительно над достаточно сложным материалом просто так, для себя", – подчеркнула студентка Мария Кирильчик.
Но подобных заведений, говорят студенты, хотелось бы больше – чтобы учиться критическому мышлению и способствовать развитию общества.
Без диплома и помещения
Сертификат выпускника ECLAB в стране не считается документом о получении какого-либо образования. Это не мешает студентам стремиться туда и хвалить новую "альма-матер" – ведь образование они получают для себя.
В колледже пока что не планируют сотрудничать с "официальными" образовательными учреждениями страны – не верят, что такое взаимодействие может быть партнерским, паритетным.
"Однако мы сотрудничаем с государственными музеями, например, поскольку им интересны гости, которых мы приглашаем для выступлений, а нам – выход за пределы академических стен в публичные пространства. Посмотрим, станет ли ситуация в белорусских вузах более благоприятной в связи включением в Болонскую систему", – подчеркнула Шпарага.
Пока что колледж работает, скорее, как клуб заинтересованных в образовании людей. У ECLAB нет и своего помещения. Этот учебный год студенты и преподаватели использовали для занятий Минский центр фотографии, в следующем планируют перебраться на новое место.
Учиться, учиться и еще раз учиться
Учеба в колледже не ограничивается посещением концентраций – для своих студентов преподаватели организовывают разные лекции и мастер-классы. Так, прошли встречи с Кристианом Кристенсеном из Швеции (разговаривали про взаимосвязь онлайн- и офлайн-коммуникации) и Аникой Вальке из США, которая занимается исследованиями Холокоста в Беларуси.
"Мы запустили Студенческую мастерскую, в рамках которой студенты готовят в настоящее время к изданию свои лучшие эссе и проекты. После окончания ECLAB мы не собираемся расставаться с нашими выпускниками, с которыми планируем поддерживать контакт и реализовывать проекты в рамках "Клуба выпускников", – рассказала Шпарага.
За год существования студенты и преподаватели колледжа успели реализовать несколько проектов. Например, исследовательские и выставочные проекты "Феминистская (арт) критика" и "Арт-Соц-Лаб".
"На занятия я буквально бежала, переживала, когда пропускаю какой-то из дней, потому что боялась упустить интересную информацию. Мы изучали то, что происходит здесь и сейчас. Нас учили так, чтобы мы могли понять, как и почему это работает. Иногда мне кажется, что год обучения в ECLAB дал мне больше, чем пять лет обучения в университете", – призналась Кристина Грекова.
Первый выпуск "Европейского колледжа" получит сертификаты 13 июня. Рано загадывать, что будет с ним дальше. Хочется верить, что уже к осени преподаватели объявят о новом наборе.
В среду 17 июня колледж проведет день открытых дверей в арт-пространстве "ЦЭХ" (ул. Октябрьская, 16), начало в 18:30.