Закулисье Большого: от сцены до колосников, от костюмов до бутафории
Закулисье Большого: от сцены до колосников, от костюмов до бутафории
Sputnik Беларусь
Большой театр Беларуси 25 мая отмечает день рождения и принимает гостей. В этот день в 1935 году было заложено здание театра на рыночной площади на бывшей... 26.05.2015, Sputnik Беларусь
Большой театр Беларуси 25 мая отмечает день рождения и принимает гостей. В этот день в 1935 году было заложено здание театра на рыночной площади на бывшей Троицкой горе. Величественный проект Иосифа Лангбарда претерпел не одну реконструкцию.
Большой театр впервые в своей 82-летней истории отмечает день рождения подобным образом: распахнув двери для всех желающих. Смотрите в фотоленте Sputnik уникальные кадры из закулисья театра.
Поклонники оперного и балетного искусства не заставили себя ждать - более двух тысяч человек записались на экскурсию по театру. А многие пришли без записи - их так же любезно пригласили внутрь.
14 экскурсоводов на протяжении четырех часов рассказывали гостям о творческих секретах театра, тонкостях создания реквизита, костюмов и сценографии, о возможностях сцены, о самых интересных страницах истории. Например, 25 мая 1933 года Государственный театр оперы и балета в Минске был открыт оперой "Кармен" с либретто на белорусском языке и великой Ларисой Александровской в заглавной партии. Здания у театра тогда не было, премьера прошла в Купаловском. Театр много гастролировал - разъезжали по стране на телеге.
Ровно 80 лет назад, 25 мая 1935 года, было заложено здание театра на рыночной площади на бывшей Троицкой горе. Величественный проект Иосифа Лангбарда претерпел не одну реконструкцию.
В День открытых дверей в Большой пригласили студентов училища имени Глебова. Это связано с тем, что после войны Минское художественное училище располагалось в уцелевшем здании театра.
По первоначальному проекту Лангбарда зал театра должен был вмещать три тысяч человек, но, когда дело дошло до реализации, колоссальные планы уменьшились и вместе с ними количество мест. Сегодня Большой вмещает 1188 человек. В День открытых дверей гости с удовольствием бродили по театру.
Авантюрная идея проведения дня открытых дверей понравилась гендиректору театра Владимиру Гридюшко. Однако открыто для посещения будет не все: "Нужно оставить что-то и на потом". Возможно, как и другие проекты Большого ("Балетное лето в Большом", Рождественский оперный форум, "Вечера Большого театра в замке Радзивиллов") он станет хорошей традицией. Сейчас в театре разрабатывают еще один проект: подарочные сертификаты, которые позволят его обладателям купить билеты на любые постановки в любое время на обозначенную сумму.
В святую святых - закулисье - пустили только журналистов. На сцене опущен пожарный занавес. Сцена состоит из 21 площадки размером 3 на 3 метра, каждая может подниматься на 4,6 метра в высоту и опускаться на 3 метра вниз. В день балета сцену закрывают балетной фурой.
По просьбе журналистов пожарный занавес подняли - и вот, посетители оказались на сцене. Отсюда зрительный зал не кажется таким большим, но заставляет поволноваться.
Рабочие готовят сцену к вечерней "Спящей красавице". Слева из лифта выгружают мягкие декорации. Раньше до реконструкции такого удобного выезжающего из трюма лифта не было, и декорации таскали через весь театр.
Декорации развешивают на штакеты. Устройства для подъема декораций находятся на 24-метровой высоте, на колосниках, под самой крышей. Туда тоже журналистам разрешили подняться.
В "бутафорской" комнате, которая находится у выхода на сцену, хранятся мелкие предметы для спектаклей - шпаги, мечи, кубки, маски, подсвечники. Здесь даже обнаружился любимый герой детства щелкунчик, который при ближайшем рассмотрении оказался сделан из пенопласта - вот это мастерство бутафоров!
Художник-бутафор Татьяна Байдалова показывает маску, изготовленную по собственной технологии. Дело в том, что танцоры не могут носить маски - в них тяжело дышать. Но эта - специальная - мягкая и с большим отверстием для носа. В ней можно танцевать так же прекрасно, как и всегда. Бутафор рассказывает, что профессия бутафора - уникальная. Каждый день ты создаешь предметы из подручных материалов, которые лишь отдаленно похожи на реальные, но на сцене превращаются в художественные образы.
Под самой крышей обустроена и костюмерная. Здесь хранится более 50 тысяч костюмов. Костюмер Татьяна Логачёва (справа) работает в театре 18 лет. Она говорит, что ориентироваться здесь могут только опытные работники. У молодых сотрудников первый год уходит только на ознакомление с работой костюмеров.
На верхних вешалках - кожаные костюмы из балета "Спартак". Они служат театру 35 лет! Многие костюмы здесь ждет такая же участь: создать их заново - неподъемный труд. Платья стирают, отпаривают. Некоторые, правда, списывают - дарят филармонии, региональным театрам.
В День открытых дверей можно было попасть на урок примы Большого театра - заслуженной артистки Беларуси Нины Шарубиной. Ее ученица, студентка Академии музыки Анастасия Храпицкая, уже стажер оперной труппы театра и обладатель золотой медали Дельфийских игр этого года.
Желающих увидеть закулисье театра оказалось много. Для них это был день открытий: многие раньше и не слышали, как из столярного клея делают бутерброды, из резины виноград, из поролона - камни. Их ждали мастерская бутафории, гримерные, уголок Шехерезады для селфи и бесплатная экскурсия в кабинет директора.