Первая гонка "Формулы-1" и судьбы ее главных героев

© AP / UncreditedИтальянец Джузеппе "Нино" Фарина за рулем Alfa Romeo
Итальянец Джузеппе Нино Фарина за рулем Alfa Romeo - Sputnik Беларусь, 1920, 13.05.2021
Подписаться
Ровно 71 год назад в Сильверстоуне состоялся первый гран-при в истории королевского класса автогонок.
"Формулу-1" называют королевой автоспорта. Здесь выступают лучшие гонщики, на разработку болидов тратятся баснословные деньги, а ТВ-трансляции смотрят по всей планете. Но так было не всегда. Sputnik решил напомнить, с чего начинался путь серии в 1950 году.

Предыстория

В послевоенной Европе уже существовала устойчивая традиция автогонок. Централизованных чемпионатов практически не было, однако СМИ и болельщики внимательно следили за наиболее престижными событиями. Среди них был, например, Гран-при Монако, который регулярно проводился на улицах Монте-Карло с 1929 года. Повышенный интерес публики привлекала и традиционная гонка 24 часа Ле-Мана. Первый заезд в этом "марафонском" формате состоялся еще в 1923 году. В США особой популярностью пользовалась гонка "500 миль Индианаполиса" – она и вовсе считается самым старым из ныне существующих регулярных заездов, первый был проведен в далеком 1911 году.
В 30-х годах в автоспорте стала формироваться идея общего зачета – чемпионата, который мог бы объединить календарь отдельных гонок и выявить "лучшего из лучших". Первые конкретные предложения появились еще в середине десятилетия, но были поставлены на паузу разразившейся мировой войной. К идее вернулись уже после победы союзников. Международная федерация автоспорта сформировала регламент, который вступил в силу в 1947-м. Спустя три года все ожидали дебюта нового турнира.

Перед стартом

Первый сезон "Формулы-1" состоял всего из 6 гонок, в которых разыгрывались очки. Победитель пополнял копилку на 8 баллов, места со второго по пятое получали 6, 4, 3 и 2 очка соответственно. Любопытно, что та система начисления очков просуществовала в "королевском классе" вплоть до нулевых годов XX века с минимальными изменениями.
Была и другая особенность календаря. Он включал в себя также 19 незачетных Гран-при. Гонщики получали за успехи призовые от организаторов, но на положение в таблице чемпионата те гонки никак не влияли. Среди таких "лишних" заездов были, например Гран-при Нидерландов (на легендарной трассе в Зандворте), а также две гонки в историческом месте для мирового автоспорта – британском Гудвуде.
Что же касается основных Гран-при, они были сплошь европейскими. Соревнования принимали Великобритания, Монако, Италия, Швейцария, Бельгия и Франция. Лишь американский этап "500 миль Индианаполиса" проводился за пределами Старого Света, и то из-за особенностей регламента в нем приняли участие только местные гонщики и техника. Кстати, трассы в Сильверстоуне и Монце, а также бельгийская "СПА-Франкоршам" до сих пор присутствуют в календаре и радуют поклонников Ф-1.

Начало начал

Первая гонка нового чемпионата проходила на трассе в английском Сильверстоуне 12 и 13 мая. Заявки подали 22 участника, однако итальянец Бонетто не успел приехать на автодром вовремя. Таким образом, на старт квалификации вышел 21 автомобиль.
Видеофакт: команда Формулы-1 показала, как менять колеса в невесомости - Sputnik Беларусь, 1920, 24.11.2019
Видео
Видеофакт: команда "Формулы-1" показала, как менять колеса в невесомости
Фаворитом считалась итальянская Alfa Romeo – к тому времени команда уже одержала несколько побед по ходу сезона. Среди всех автопроизводителей по количеству машин лидировала Maserati – сразу шесть автомобилей этой марки были на стартовом поле. Французская Talbot-Lago представила пять болидов, по четыре выставили Alfa Romeo и британская ERA. Список дополнили две машины местной фирмы Alta. Пускай вас не удивляет отсутствие в списке Ferrari. "Алые" предпочли выступлению в Сильверстоуне французскую гонку в Де Монс. Причина простая – приличная сумма призовых.
Событие было неординарным и широко освещалось в прессе. Боксы команд почтила своим присутствием даже королевская семья. Во главе монаршей процессии стоял сам король Георг VI. Разумеется, были заполнены и трибуны. По некоторым подсчетам, вживую за гонкой наблюдали около 200 тысяч зрителей. Невообразимая цифра в современных условиях, даже без учета коронавирусных ограничений.
В квалификации Alfa Romeo ожидаемо не оставила конкурентам ни единого шанса. В одном ряду стартового поля тогда размещались четыре машины, а не две, как сейчас. Все места были за гонщиками итальянской конюшни: с 1 по 4 разместились Фарина, Фаджиолли, Фанхио и Парнелл.
На следующий день доминирование "Альфы" продолжилось. От старта и до самого финиша итальянцы Фарина и Фаджиолли лидировали в гонке, лишь на один круг пропустив вперед аргентинца Фанхио. Хуану-Мануэлю в борьбе за победу помешала поломка техники – будущего пятикратного чемпиона мира подвел маслопровод. На 16 круге Джузеппе Фарина окончательно закрепил лидерство и больше никому не уступал. Правда, его итоговый перевес был не так уж и велик: Фаджиолли в итоге финишировал лишь в 2,6 секунды позади. Третьим на радость местной публики стал англичанин Редж Парнелл. В очковой зоне также закончили гонку французы Ив-Жиро Кабанту и Луи Розье.

Что было потом?

Интересно проследить дальнейшую судьбу главных героев той гонки. Победитель Джузеппе Фарина стал первым в истории чемпионом "Формулы-1". Однако развить успех у него не вышло. Несколько серьезных инцидентов и последовавшие проблемы со здоровьем вынудили его завершить карьеру уже пять лет спустя. В 1966 году он погиб в обычной дорожной аварии за рулем "гражданского" автомобиля. Вот такая ирония судьбы.
Как работает гоночный симулятор Формулы-1 - видео - Sputnik Беларусь, 1920, 06.11.2020
Видео
Как работает гоночный симулятор "Формулы-1" - видео
Луиджи Фаджиолли на момент описываемых событий уже было 52 года. Несмотря на возраст, он был быстр и все зачетные гонки сезона завершил на подиуме. В 1951 году Фаджиолли одержал единственную победу в Ф-1 на Гран-при Франции. А в 1952 попал в тяжелейшую аварию на Гран-при Монако, получил множественные переломы и повреждения внутренних органов. Спустя три недели гонщик скончался.
Редж Парнелл в тот день в Сильверстоуне добился своего наивысшего успеха в Формуле-1. На подиум он больше не попадал, а из громких успехов можно отметить лишь победы на национальных соревнованиях и первое место на незачетном Гран-при Новой Зеландии в 1957 году за рулем Ferrari. Завершив карьеру гонщика, Парнелл создал собственную команду. К сожалению, мы так и не узнали, обладал ли он способностями конструктора и управленца. Редж умер в 1964 году из-за перитонита, развившегося после неудачной операции по удалению аппендикса.
Гораздо больший след в истории мирового автоспорта удалось оставить Хуану-Мануэлю Фанхио. Он стал лучшим гонщиком своей эпохи и пять раз завоевывал титул чемпиона мира в составе четырех разных команд. На его счету 24 победы и 35 подиумов – просто космические цифры для автоспорта тех лет. Фанхио был настоящей рок-звездой, его даже похищали кубинские повстанцы, с которыми Хуан за время плена успел подружиться. Фанхио прожил долгую и плодотворную жизнь и даже застал первый чемпионский титул человека, которому суждено было переписать почти все рекорды аргентинца – речь, конечно, о Михаэле Шумахере.
Среди участников первого Гран-при в истории "Формулы-1" немало легендарных имен, не попавших в число лучших. Один из них – француз Луи Широн. За свою любовь к стильной одежде его называли "мистер элегантность". При этом Широн был поистине глыбой в довоенном автоспорте. Но и после второй мировой Луи доказал, что старый конь борозды не портит. Он выступал в Ф-1 до 1958 года и до сих пор держит ветеранский рекорд серии – 58 лет.
Подиум на Гран-при России, архивное фото - Sputnik Беларусь, 1920, 02.03.2021
Гонщики "Формулы 1" будут обливаться на подиуме шампанским Ferrari
Обычным делом в те далекие времена было видеть на старте выходцев из богатых и титулованных семей. В каком-то смысле их преемниками сейчас являются так называемые "рента-драйверы" (не будем показывать пальцем на конкретных персонажей). Например, среди участников гонки в Сильверстоуне был швейцарский барон де Граффенрид, не лишенный, впрочем, определенного таланта. Совсем уж экзотическим было присутствие в Гран-при тайского принца Бирабонгзе. Большой любитель спорта, он был еще и яхтсменом, а в будущем участвовал в нескольких Олимпийских играх.
Да, современная Формула-1 совсем не похожа на саму себя 70-летней давности. Давно прошли времена частных заявок, фриков на стартовой решетке, двойных зачетов. Но главное, что осталось неизменным – дух борьбы за победу, борьбы в каждом повороте, борьбы мастерства и нервов. Именно поэтому уже много десятилетий Ф-1 не теряет своей популярности. Хочется верить, что этот дух останется в главной гоночной серии навсегда.
Читайте также: 
Лента новостей
0