Весь Минск увешан билбордами с приветствиями участникам и болельщикам II Европейских игр. В пункте пропуска Гудогай, который находится примерно в 150 километрах западнее белорусской столицы, к приезду иностранных гостей пока не готовы. Кто может не доехать из Вильнюса в Минск, узнал Sputnik.
Александр Г. пришел в редакцию, чтобы рассказать любопытную историю, которая приключилась с ним буквально за два месяца до начала грандиозного международного форума.
С вещами на выход
"На прошлой неделе я возвращался из Литвы на поезде Вильнюс – Минск. Я часто бываю за границей, поэтому знаю все законодательство, касающееся перемещения людей, багажа, грузов и т.д. Внимательно слежу за изменениями.
На официальном сайте таможенных органов РБ четко указаны правила беспошлинного провоза багажа и случаи, при которых нужно заполнить декларацию и следовать через "красный" коридор.
В том числе там сказано, что таможенными платежами облагаются алкогольные напитки и пиво в количестве более трех, но не более пяти литров.
Я вез с собой три литровые бутылки алкоголя и две банки пива. Я знал, что мне придется заплатить за лишнее, и был к этому готов.
У девушек-таможенниц на станции Гудогай я сразу попросил декларацию, которую собирался быстро с их помощью заполнить, и приготовил карточку для уплаты пошлины. Но все оказалось совсем не так просто.
Таможенницы предупредили, что, во-первых, заполнение декларации будет совсем не быстрым, во-вторых, деньги они принимают только наличными (!), "никаких банкоматов и терминалов у них нет", и потребовали, чтобы я вышел из поезда с ними, при этом уточнили, "что вещи лучше взять с собой".
Значит, они, в отличие от меня, знали, что провезти в Беларусь две лишние банки пива гораздо сложнее, чем я себе представлял.
Я еще уточнил: "Может, успеем все-таки оформить за время остановки?" В ответ девушки с сомнением пожали плечами.
Попутчики, увидев мою растерянность, предложили оставить это пиво. Я бы с радостью, но сотрудницы таможни сказали, что "уже нельзя, потому что все записано на видео".
Выпить я его тоже не мог, тогда ко мне могли бы применить статью за распитие алкоголя в общественном месте.
Одна звалась… номер 16-0876
Мы пошли в пункт таможенного досмотра, где сотрудницы долго совещались, как им записывать напитки в декларации – каждый отдельно или по группам. Наконец вынесли решение о том, что моя пошлина составит 25 белорусских рублей плюс сбор за таможенные операции 10 рублей.
Поезд еще стоял, и я бросился в свой вагон с просьбой одолжить мне наличные деньги. Люди с пониманием отнеслись к ситуации и быстро собрали необходимую сумму.
Правда, когда я вернулся на таможню, поезд все-таки ушел…
Я подумал, что сейчас быстро все уплачу и пойду ожидать следующий. Но мне объявили, что мои банки с пивом равны не полулитру, а пинте, поэтому я должен доплатить еще 1 рубль 12 копеек.
Я напомнил, что у меня нет наличных денег, и попросил, чтобы мне сообщили алгоритм действий в подобных случаях.
Никогда бы не подумал, что мой случай окажется настолько уникальным, потому что никакого алгоритма не оказалось. Неужели до меня никто не провозил через границу товары, например, не на положенных 300 евро, а на 325?
Сотрудницы снова замялись, зашушукались, потом спросили: может быть, есть кто-то, кто может за меня заплатить? Я не знаю, кого они имели в виду, возможно, по их представлению, у меня должен был быть какой-то друг в Гудогае, который бы прибежал с рублем. Но у меня нет знакомых в Гудогае!
Я предложил прямо сейчас позвонить сыну в Минск – и он моментально переведет деньги через интернет. На что сотрудники таможни ответили, что у них нет возможности получать деньги через интернет, и… достав копирку, стали заполнять квитанцию от руки!
Напомню, действие происходило в одной "IT-стране", на границе с ЕС, в 2019 году!
Увидев это жалкое зрелище, я перестал огорчаться по поводу того, что так нелепо задержался в пути. Предложил девушкам познакомиться, раз уж мы все почти час решали одну проблему, тем более мне нужно было к ним как-то обращаться.
Оказалось, что таможенницам нельзя представляться по имени, только… по номерам. Одну "звали" номер 16-0876, вторую – 16-0884.
"Номер 16-0876, не могли бы вы уточнить…?" – примерно так продолжалось наше дальнейшее общение. А что мне оставалось делать? Видя, как растеряны служащие, я даже не знал, какой у нас этап сейчас, кульминация или уже развязка.
Говорите тише – нас записывают
Вдруг "номер 16-0884" подошла ко мне, склонилась и почти шепотом предложила: "Возьмите у меня рубль двенадцать". Я опешил! Последующий "сговор" привожу дословно:
– Я могу только в долг, мне чужого не надо. Как же я вам отдам?
– Говорите тише, нас записывают. Отдавать не нужно, просто возьмите! – умоляла она и тихо сунула мне в ладошку монеты.
После того как мы наконец все уладили, я потребовал обратно свой билет и был огорошен в очередной раз.
Таможенницы сказали, что "сделали доброе дело" и аннулировали его. Зато теперь я смогу его сдать в течение полугода в том городе, где покупал.
Я все-таки предполагал, что, раз билет (читай: документ) принадлежит мне и я не являюсь нарушителем, со мной могли хотя бы посоветоваться относительно каких-либо действий с этим документом.
В итоге получилось, что они его просто отобрали, заставив меня платить за проезд еще раз".
Александр подчеркнул, что, оглашая эту историю, он не ждет ни наказаний, ни даже извинений за причиненные неудобства.
"Мне обидно за страну! Сам пригласил в гости друзей из разных стран как раз на время игр.
Вот теперь представляю, как Джеймс из Англии или Томаш из Чехии, внимательно изучив наши таможенные правила, прихватят для меня лишний литр виски или пару банок пива.
И им, как мне, в Гудогае скажут: "С вещами на выход и по дороге готовьте белорусский кэш!"
А потом люди, которые с интересом направлялись в IT-страну, увидят… смятые листочки копирки и получат неаккуратно оторванную квитанцию, исписанную малоразборчивым почерком. Если еще получат, потому что вряд ли они заранее в Англии или Чехии приготовят белорусские рубли.
Процедура взимания таможенных платежей не превышает 5-10 минут
В Гродненской региональной таможне Sputnik подтвердили, что описанный случай действительно имел место, но все равно порекомендовали пассажирам, следующим через белорусскую границу, иметь при себе наличные деньги, иначе могут снять с поезда.
Отвечая на вопрос Sputnik об упрощении прохождения "красного" коридора, представители ГТК сообщили, что "в целях совершенствования процедур таможенного оформления Гродненская региональная таможня направляла Белорусской железной дороге предложения для рассмотрения вопроса об установке терминала для проведения оплаты таможенных платежей. Дополнительно БЖД будут направлены рекомендации о необходимости информирования пассажиров поездов об основных нормах ввоза товаров и порядка их декларирования с возможностью предоставления бланков пассажирских таможенных деклараций для их заблаговременного заполнения".
Пассажирам таможенники порекомендовали "предварительно ознакамливаться с порядком перемещения товаров для личного пользования через таможенную границу и в случае ввоза товаров, подлежащих письменному декларированию, иметь при себе наличные денежные средства либо иметь возможность произвести оплату через систему ЕРИП с использованием Интернет-банкинга".
При этом уточнили, что "при предоставлении сотруднику таможни заполненной пассажирской таможенной декларации процедура взимания таможенных платежей, как правило, не превышает 5-10 минут".
Тем не менее в ситуации с героем статьи уплатить таможенные платежи через систему ЕРИП с использованием интернет-банкинга оказалось невозможно.
Читайте также:
- Tax Free в Беларуси: пункты пропуска, где можно получить возврат НДС за покупки в РБ
- "Терафлю", алкоголь и шины: какие товары часто не декларируют на границе