Зону отчуждения вокруг Чернобыльской АЭС на территории Беларуси откроют для туристов, сообщило руководство Полесского государственного радиационно-экологического заповедника.
Известный писатель и ученый Владимир Губарев был одним из первых журналистов, приехавших в район ЧАЭС в 1986 году, и позже неоднократно бывал в зоне отчуждения. Корреспондент Sputnik Лев Рыжков выяснил, насколько опасной может быть поездка на запретную территорию.
Частники – это безобразие
— Владимир Степанович, вы бывали в зоне отчуждения с белорусской стороны?
— Конечно, бывал. И в Полесском заповеднике, и в заброшенных деревнях, и в местах, где живут люди.
— Рискует ли человек, решившийся на туристическую поездку в зону отчуждения?
— Опыт Украины показал, что такие поездки происходят, в общем-то, в нормальном режиме. Ничего в этом необычного нет. К тому же, белорусы – очень ответственные люди. И поездки в район ЧАЭС, как я понимаю, государственная программа, которую не будут отдавать на откуп частным лавочкам, как на Украине. Частники – это безобразие. Во-первых, они не очень грамотные люди. Во-вторых, нацеленные на то, чтобы взять как можно больше денег с иностранцев. В Беларуси, вроде бы, туризм в зону заражения будет организован заповедником – то есть государственной организацией.
Запрещено для детей
— Кому бы вы не советовали ехать на такую экскурсию?
— Беременным женщинам, конечно же, и подросткам. Последним – из-за возможности поражения щитовидной железы, которая у детей и подростков очень чувствительная и "вбирает" радиоактивное заражение. К тому же, подростки – народ любопытный. Такой возьмет и соскочит куда-то в сторону. А в зоне заражения нужно жестко очень держаться проводников-специалистов. Никаких шагов в сторону делать категорически не нужно.
— А если кто-нибудь захочет собрать в зоне грибы или ягоды?
— Кто же там даст собирать грибы и ягоды? В Беларуси, надо сказать, очень жестко все это проверяется. Очень четко организована санитарно-эпидемиологическая служба. А с другой стороны, это возможность узнать, какая там необыкновенно красивая природа, как все расцвело в отсутствие человека!
— А как быть с животными зоны радиоактивного заражения?
— Действительно, там живут лоси, лисы, даже лошади Пржевальского. Но обычно они не нападают на людей. Наоборот, при появлении человека они убегают.
Просвещение против спекуляций
— Понятно, что туристов будут возить безопасными маршрутами. Но насколько вероятен форс-мажор? Допустим, внезапное повышение радиационного фона?
— Подъемы уровня изотопов (а их в зоне ЧАЭС больше двадцати разновидностей) происходят при ветре, дожде. В этом случае уровень радиации меняется буквально на глазах. Радиация может цепляться с грязью на колеса автомобиля. На Украине уровень радиации замеряют на КПП. Думаю, в Беларуси тоже все будет организовано разумно. Имейте в виду, что лучший центр по реабилитации и лечению пострадавших от Чернобыльской катастрофы создан в Гомеле. Замечательный центр мирового уровня. Это говорит о высокопрофессиональном подходе белорусов.
— А стоит ли все это риска для здоровья?
— Людям имеет смысл увидеть, во что превращается окружающий мир, если неосторожно относиться к атомной энергии. Понимаете, во всем всегда есть две стороны. Если поездки будут проводиться разумно, то это хорошо, потому что это образование людей, это просвещение.
— Вы сами не собираетесь съездить на такую экскурсию?
— Я лично, как только приеду в Беларусь через пару месяцев, обязательно съезжу в зону ЧАЭС, пройду по этому маршруту.
Читайте также:
- "День открытых дверей": Радуница на погостах в чернобыльской зоне
- Сталкер: зона отчуждения опасна, как дикий лес