Въезд на кладбища разрешен без пропусков, но с обязательной регистрацией на контрольно-пропускных пунктах. Радуницу так и воспринимают — как день открытых дверей. Едут по одному и большими семьями, несмотря на расставленные повсюду знаки "Радиационная опасность". Говорят, давно уже отбоялись.
Sputnik посетил погосты в Ветковском районе. Массовое отселение здесь началось в 1990 году, а вскоре Ветковщина навсегда лишилась 59 населенных пунктов. Ни один район не отселял такого большого количества деревень. В Наровлянском прекратили существование 33 деревни, в Брагинском — 31, в Хойникском — 24.
Читайте также, что происходит на Радуницу в отселенной деревне.
© Sputnik / Мария АмелинаНа территории зон отселения и отчуждения расположено 298 кладбищ.
1/16
© Sputnik / Мария Амелина
На территории зон отселения и отчуждения расположено 298 кладбищ.
© Sputnik / Мария АмелинаЦезий-137 – основной радиоактивный элемент, которым загрязнена территория Беларуси.
2/16
© Sputnik / Мария Амелина
Цезий-137 – основной радиоактивный элемент, которым загрязнена территория Беларуси.
© Sputnik / Мария АмелинаУбрать могилы предков едут изгнанные радиацией уроженцы земель, где до сих пор тревожно пищит дозиметр.
3/16
© Sputnik / Мария Амелина
Убрать могилы предков едут изгнанные радиацией уроженцы земель, где до сих пор тревожно пищит дозиметр.
© Sputnik / Мария АмелинаНадежда Левшунова родом из деревни Беседь Ветковского района. Еще до аварии вышла замуж и переехала жить в соседнюю деревню Хальч. Когда случилась авария на ЧАЭС, родители достраивали сарай и веранду. Никуда уезжать не собирались. Только спустя четыре года стали переселенцами.
4/16
© Sputnik / Мария Амелина
Надежда Левшунова родом из деревни Беседь Ветковского района. Еще до аварии вышла замуж и переехала жить в соседнюю деревню Хальч. Когда случилась авария на ЧАЭС, родители достраивали сарай и веранду. Никуда уезжать не собирались. Только спустя четыре года стали переселенцами.
© Sputnik / Мария АмелинаТатьяна Корнеенко у могилы священника – Ильи Филипповича Ващенко, который крестил и отпевал жителей выселенной деревни Беседь Ветковского района.
5/16
© Sputnik / Мария Амелина
Татьяна Корнеенко у могилы священника – Ильи Филипповича Ващенко, который крестил и отпевал жителей выселенной деревни Беседь Ветковского района.
© Sputnik / Мария АмелинаТрадицию оставлять на могиле рюмки и угощения церковь не приветствует, достаточно зажечь свечку или лампадку.
6/16
© Sputnik / Мария Амелина
Традицию оставлять на могиле рюмки и угощения церковь не приветствует, достаточно зажечь свечку или лампадку.
© Sputnik / Мария АмелинаРадиоактивный ветер "сдул" десятки деревень. Что не закопали, то сожгли.
7/16
© Sputnik / Мария Амелина
Радиоактивный ветер "сдул" десятки деревень. Что не закопали, то сожгли.
© Sputnik / Мария АмелинаИзбавленная от присутствия людей местность с годами меняется, выселенные деревни превращаются в заповедники.
8/16
© Sputnik / Мария Амелина
Избавленная от присутствия людей местность с годами меняется, выселенные деревни превращаются в заповедники.
© Sputnik / Мария АмелинаУмерших родственников можно поминать хоть каждый день и по несколько раз. Верхнего предела в данном случае церковь не устанавливает.
9/16
© Sputnik / Мария Амелина
Умерших родственников можно поминать хоть каждый день и по несколько раз. Верхнего предела в данном случае церковь не устанавливает.
© Sputnik / Мария АмелинаВ Ветковском районе хватает заброшенных могил, о существовании которых напоминают упавшие деревянные кресты.
10/16
© Sputnik / Мария Амелина
В Ветковском районе хватает заброшенных могил, о существовании которых напоминают упавшие деревянные кресты.
© Sputnik / Мария АмелинаКроме Радуницы, есть дни особого поминовения, так называемые вселенские родительские субботы – димитриевская, мясопустная и троицкая, а также субботы второй, третьей и четвертой седмиц Великого поста.
11/16
© Sputnik / Мария Амелина
Кроме Радуницы, есть дни особого поминовения, так называемые вселенские родительские субботы – димитриевская, мясопустная и троицкая, а также субботы второй, третьей и четвертой седмиц Великого поста.
© Sputnik / Мария АмелинаМолодежь приезжает навести порядок на могилах предков. Нередко от стариков можно услышать просьбы похоронить их на своей малой родине.
12/16
© Sputnik / Мария Амелина
Молодежь приезжает навести порядок на могилах предков. Нередко от стариков можно услышать просьбы похоронить их на своей малой родине.
© Sputnik / Мария АмелинаПереселенцы из деревни Беседь Ветковского района до сих пор с уважением вспоминают местного лесничего Степана Ивановича Ковзелева. "Что ни делаешь, все для себя", – любил приговаривать мудрый старик.
13/16
© Sputnik / Мария Амелина
Переселенцы из деревни Беседь Ветковского района до сих пор с уважением вспоминают местного лесничего Степана Ивановича Ковзелева. "Что ни делаешь, все для себя", – любил приговаривать мудрый старик.
© Sputnik / Мария АмелинаНа деревенских кладбищах редко встретишь женщину с непокрытой головой.
14/16
© Sputnik / Мария Амелина
На деревенских кладбищах редко встретишь женщину с непокрытой головой.
© Sputnik / Мария АмелинаВышел с кладбища – стряхни песок с обуви, чтобы не принести домой несчастья и беды.
15/16
© Sputnik / Мария Амелина
Вышел с кладбища – стряхни песок с обуви, чтобы не принести домой несчастья и беды.
© Sputnik / Мария АмелинаПосле Радуницы кладбище примет обычный вид: дикая природа, тишина, и только ветер шумит между деревьями.
16/16
© Sputnik / Мария Амелина
После Радуницы кладбище примет обычный вид: дикая природа, тишина, и только ветер шумит между деревьями.