Осенью минчане получили уведомления о том, что должны заключить договор об оказании услуг по теплоснабжению. Несмотря на предупреждение, не все собственники жилья поспешили в ЖЭС. Одних возмутил добровольно-принудительный тон объявлений, другие опасаются, что после перезаключения договоров не смогут найти виновных, если что-то выйдет из строя.
Sputnik узнал, что по этому поводу думают минчане, а также обратился за консультацией к специалистам.
Агрессивный маркетинг
История с договорами началась в сентябре. На подъездах домов появились объявления о том, что владельцы квартир должны обратиться в ЖЭС и подписать соглашение об оказании услуг по теплоснабжению.
Sputnik обращался к специалистам ЖЭС, которые пояснили: эта процедура нужна для внутреннего переоформления документов. Мол, деньги плательщиков сразу будут идти в "Минсккоммунтеплосеть".
Не все минчане успели до 1 октября, поэтому срок продлили до 31-го. Но и этого времени оказалось недостаточно.
Владелица квартиры в Брилевичах Наталья (собеседница попросила об анонимности – Sputnik) так и не дошла до ЖЭС. Она отказалась подписывать соглашение. Все происходящее минчанка считает не чем иным, как "агрессивным маркетингом".
В доказательство своих слов Наталья указывает на объявление, которое висит у нее на подъезде. В нем жильцов призывают обратиться в ЖЭС, предупреждая: иначе им в услуге отопления будет отказано.
"Насколько я знаю, они не имеют права такими вещами пугать", – отмечает собеседница Sputnik.
По мнению Натальи, история с отоплением очень похожа на ту, что происходила с домофонами. Несколько лет их активно меняли по всему городу. Тогда говорили, что устройства морально устарели, хотя они отлично работали.
"Я звонила в ЖЭС: зачем менять домофон, который функционирует? Никакого вразумительного ответа мне не дали", – добавляет минчанка.
Тогда людей принудили потратить свое время на бессмыслицу. Вот и сейчас происходит то же самое, считает Наталья.
"Одну квартиру отключить от отопления нельзя. Это система: трубы идут с первого этажа до последнего. Получается, что людей просто запугивают. За границей это называется агрессивный маркетинг", – говорит она.
А нам все равно?
Во многом беспокойство горожан вызвано тем, что им так никто и не объяснил, для чего вся эта процедура нужна. В объявлении никаких пояснений нет.
Поэтому все эти перезаключения Наталья считает подозрительными. У женщины есть опасения, что, подписывая документ, она берет на себя ответственность, о которой не подозревает.
Подогревают ситуацию и различные слухи, которые гуляют в соцсетях и на форумах. Там высказываются предположения, что жильцы в будущем будут платить за тепло больше, а также оплачивать содержание самих труб.
"Раньше как было. Трубу прорвало в квартире – звонишь в ЖЭС, и это ремонтируется бесплатно. Мне кажется, что сейчас люди будут за собственные деньги осуществлять ремонт", – рассказала собеседница Sputnik.
"В ЖЭС рассчитают на то, что многие люди не вникают в суть происходящего по принципу: надо – значит надо. Поэтому всех и сгоняют. А мы ничего подписывать не будем", – добавляет она.
Какие претензии и страхи есть у других горожан, Sputnik выяснил, опросив минчан. Судя по ответам, не все горожане подписали соглашения. Но чаще потому, что не успели. Многих действительно не беспокоит происходящее.
Подтверждают этот факт и работники заведений, в которых чаще всего происходят обсуждения, – магазинов.
Вместе с тем сотрудники ЖЭС подтверждают: проблема с заключениями договоров существует.
"Люди не очень охотно приходят. К настоящему моменту заключили договоры только 10% владельцев квартир. А всего в районе, который обслуживаем, 4013 квартир", – сообщили Sputnik в ЖЭС №13.
Резать по жилому
Объявления, между тем, обещают лишить тепла всех владельцев квартир, не пожелавших перезаключить договоры. Возможно ли это на самом деле? Или это лишь угроза, рассчитанная на слабо информированного собственника?
Вопрос Sputnik застал врасплох сотрудников ЖЭС.
"В принципе, отключить квартиру технически возможно, но в каждом случае разный может быть подход. Если у человека стоит запорная арматура – краны перекрыл, и на этом все. Можно дом слить, обрезать и заварить", – ответил Sputnik начальник ЖЭС №13 Владимир Головач.
Оставить без тепла одну квартиру – технически возможно, хотя и непросто. Но будут ли это делать именно с теми, кто не перезаключил договоры – ответить пока не берется никто.
"Минсккоммунтеплосеть" официальный комментарий Sputnik так и не дала. Хотя в категоричной форме и не отказывала – сослались на то, что официальный запрос, который направила редакция, не получили.
"Наличие подписанного договора дает в первую очередь знание и понимание того, кто конкретно предоставляет услугу. Кроме того, в документе прописаны права, обязанности и ответственность сторон. В случае если услуга оказана некачественно или не в полном объеме, наличие договора послужит основанием для претензии", – в "Минсккомунтеплосети" ограничились общим комментарием.
На предприятии также пообещали, что стоимость услуги не изменится. Во всяком случае, перезаключение договоров на нее никак не повлияет.
"Договор не вносит изменения в расчеты и не влияет на существующую стоимость услуги", – сообщили в "Минсккоммунтеплосети".
Можно предложить свои условия
Пока "Минсккоммунтеплосеть" не дала внятных разъяснений о том, изменится ли ответственность сторон в связи с перезаключением договоров, Sputnik попросил прокомментировать ситуацию независимого эксперта – управляющего партнера адвокатского бюро "Лев, Шерстнев и партнеры" Бориса Льва.
Вот какие выводы сделал эксперт, изучив договор:
"В договоре не идет речи о том, что владелец квартиры принимает на себя ответственность за содержание труб", – ответил адвокат.
Специалист обратил внимание на то, что данный вопрос определяется другими нормативными актами, а не таким документом. Поэтому жильцы за это могут быть спокойными.
По словам эксперта, если разобраться, то обязанностей жильца в договоре прописано всего три:
- обеспечить 100%-ную своевременную оплату потребленной тепловой энергии;
- не допускать разбора системы отопления на горячее водоснабжение;
- обеспечить доступ сотрудников энергоснабжающих организаций при предъявлении служебного удостоверения к системам теплопотребления абонента.
И все же заключить договор владелец квартиры обязан – иначе его может ждать суд.
"Исполнитель может обратиться в суд с иском", – предупредил эксперт.
"Исключениями могут стать ситуации, когда потребитель письменно отказался от заключения договора, а также неоказание соответствующих основных жилищно-коммунальных услуг конкретному потребителю технически возможно", – добавил он.
Адвокат обратил внимание и на другой момент. У потребителя тоже есть свои права. Например, он имеет право внести в договор иные условия, в отношении которых, по его мнению, должно быть достигнуто соглашение.
Также эксперт согласился с Натальей: предупреждения по поводу отключения отопления вводят человека в заблуждение.
"И выходят за рамки предусмотренных прав законодательством исполнителю", – заключил он.