Минимум большой политики, максимум заметок о рабочих успехах комсомольцев – так выглядят сохранившиеся номера "Сталинской молодежи" 30-х годов ХХ века, а после войны их постепенно вытесняют интервью и речами больших советских чиновников.
Sputnik вчитался в заметки из прошлого века, чтобы понять, какими проблемами жил белорусский комсомол. Проследить это можно с 1938 года, когда у ЛКСМБ появилась своя газета – "Сталинская молодежь". Точнее даже с 1939 – первых номеров в Национальной библиотеки Беларуси, увы, не обнаружилось.
План на 200%
Первый сохранившийся в библиотеке номер датируется сентябрем 1939-го. Передовица "день боевого смотра" посвящено тому, как хорошо живется советским комсомольцам и как плохо им сверстникам во Франции, Англии и Америке.
"Ужасающе тяжела жизнь молодежи в капиталистических странах, где все тяготы экономического кризиса перенесены на плечи трудящихся. 300 тысяч молодых людей во Франции, полмиллиона в Англии, 4300 тысяч в Америке не могут получить ни работы, ни квалификации", - сообщает газета.
А рядом целая серия заметок в рублике "Наши подарки родине" о том, как молодые белорусские комсомольцы перевыполняют план – на 120-150, даже на 200%.
"План" в то время – это не криминальное развлечение, а доведенные показатели, за выполнение и перевыполнение которых боролись молодые люди. Даже устраивали соревнования.
Те, кто не боролись, становились героями других статей, как комсомолец Адам Савицкий, который "почти ежедневно где-то ходил в поисках "легко хлеба".
"А закон знаешь? Читал, как с лодырями нынче поступают. Разве так нужно относиться к колхозному труду? Где твоя колхозная душа, где твоя совесть", - внушал прогульщику комсомолец-односельчанин.
В одном из номеров в 1940-м году в специальной рубрике даже были собраны новые советские частушки и присказки о лодырях и ударниках.
"Чтоб в колхозах хорошо жить, надо лодырем не быть", - утверждала "Сталинская молодежь" со ссылкой на новый советский фольклор.
"Меня мамка розгой била, чтоб лодыря не любила, я ту розгу поломала ударника любить стала", - предлагало издание вариант новой частушки.
Платья, строевая подготовка и детсады
Довоенные газеты еще позволяют рассмотреть среди отчетов и ударных заметок жизненные истории. Вот Глубокский полеводческий сельскохозтехникум и Белостокская школа фармацевтов объявляют о наборе слушателей. Вот фотоотчет из Белостока о буднях детского сада.
"Когда матери трудятся, старшие сестры и братья учатся, веселые жители детсада выходят гулять, веселиться и играть в занимательные игры", - гласит подпись под фото.
Из афиши, размещенной на последней странице одного из номеров, становится известно, что в драмтеатре в те годы давали спектакль "Дура для других, умная для себя" в драмтеатре, в Большом – "спектакль для студенчества "Травиата", а в Государственный еврейский театр приглашали на постановку "Заколдованный портной".
Целый разворот посвящен тому, как сшить летнее платье - с подробным описанием и примером выкроек.
"Приближается лето, и каждая девушка хочет иметь новое красивое платье. Можно, конечно, купить его в магазине или заказать в мастерской. Но еще лучше сшить самой. Очень приятно иметь хорошую вещь, сделанную собственными руками", - писала газета.
А в другом номере полезная статья о том, как правильно ходить военным строем. У современного обывателям может возникнуть вопрос "зачем?". Но, во-первых, это был 41-й год, в мире было неспокойно, а по поводу "во-вторых" подробные объяснения давал автор статьи генерал-майор Колчигин.
"Строевая подготовка имеет большое практическое значение на войне: она приучает бойца к организованному действию в одиночку и в коллективе, делает бойца подтянутым, исполнительным", - писал он.
К слову, эта поучительная статья вышла перед праздником 1 мая. В одном из таких предпраздничный номеров обращает на себя внимание и список лозунгов, с которыми комсомольцы должны идти на демонстрацию. В списке 45 лозунгов, сформулированных Центральным комитетом Всесоюзной коммунистической партии (большевиков).
"Развернем критику наших недостатков! Укрепим еще больше мощь и организованность нашего государства!", - звучал один из лозунгов.
Ткачиха и Сталин
После освобождения Беларуси в 1944 на страницах "Сталинской молодежи" появляются новые темы - рассказы о восстановлении жизни в республике.
"По-стахановски работает коллектив авторемонтной мастерской. Здесь из трофейных частей собрали две грузовых, шесть легковых автомашин и пять мотоциклов <… > Авангардная роль во всей восстановительной работе принадлежит комсомольцам и молодежи", - писало издание.
В послевоенные годы появляются большие репортажи с судебных заседаний над военными преступниками, а также мифические, на взгляд современного читателя, истории о белорусах и вожде.
К примеру, в заметке "Белорусские ткачихи и вышивальщицы" рассказывалось о колхознице артели "Первомайская" Узденского района Марии Липай, которая до войны начала ткать "гобелен с изображением товарища Сталина". Даже когда началась война, женщина продолжала свою работу.
"Глубокими ночами, при слабо мерцающей коптилки Мария Андреевна доставала свою работу и с любовью продолжала ее. Воинам красной Армии, первым пришедшим в деревню, подарила она гобелен с портретом любимого Сталина", - писала газета в 1946 году.
После войны отважная Мария Андреевна ушла из колхозниц в мастерицы Республиканской экспериментальной лаборатории художественных промыслов.
Стиляги и прочие недостатки
Полужитейские истории спустя десятилетия выглядят самыми интересными. В одном из номеров, к примеру, рассказывается о семейной трагедии Захара Василюка и Ефросиньи Подайка, которые полюбили друг друга, расписались, но жить вместе так и не смогли, потому что родные девушки настаивали на венчании.
"Захар Василюк был секретарем комсомольской организации Дивинского овощесушильного завода. Комсомольская совесть не позволяла ему перешагнуть порог церкви", - рассказывала газета. В общем, пара разошлась.
Кроме "мракобесия", газета критикует уже и стиляг с мещанами – тех, кто "не участвует в жизни комсомольского коллектива, тратит энергию на совершенство костюмов и причесок, не беспокоясь об обогащении своих знаний".
Не обходится и без недоработках на местах – к примеру о том, как плохо работают студенческие столовые. В буфете лесотехнического института, если и случается кефир, если "выбросят пару ящиков", то "у прилавка целое столпотворение". А папирос дешевых днем с огнем не найдешь. В столовой БГУ грязно, очереди и недовес.
"Оладьи, например, вместо 150 г весели 105. Получился недовес и в сардельках", - сообщает газета.
Комсомольские стройки и конец "Сталинской молодежи"
В 50-е на страницах "Сталинской молодежи" становится все больше партийных документов и речей. В начале 1956-го газета, как и страна, жила ожиданием ХХ съезда партии, весной – репортажами из Москвы, выступлениями и решениями.
"Комсомолка Надежда Альшевская – свинарка колхоза имени Ленина – на собрании членов артели взяла обязательство в этом году получить и вырастить от каждой свиноматки по 20 поросят", - рассказывала "Сталинская молодежь" о решимости белорусских комсомольцев выполнить задание партии.
"Комсомолец, молодой колхозник! Будь в первых рядах соревнующихся на подготовке к весне! Клади навоз густо – а амбаре не будет пусто", - призывала газета молодежь на первой странице в одном из номеров.
Тогда же в 56-м на страницах "Сталинской молодежи" появляется новая рубрика – о добровольцах-комсомольцах, готовых ехать в Казахстан возделывать целину, строить электростанции и предприятия "в восточных и северных районах страны", советской страны.
И вот они уже "готовы к подвигу", " в ответ на призыв партии и правительства заявляют о горячем стремлении поехать на стройки и предприятия востока, севера и Донбасса". К слову, в Беларуси без комсомольцев тоже не обходилась ни одна масштабная стройка.
В июне 1956 года "Сталинской молодежи" не стало. Тот самый ХХ съезд партии вошел в историю развенчанием культа Сталина. Но больших разоблачительных статей в белорусской комсомольской газете за первые полгода 1956-го обнаружить не удалось. Летом газету переименовали. С июня главным печатным органом белорусского ЛКСМ стала "Знамя юности".
Читайте также:
- Как Лукашенко пел комсомольскую песню — видео
-
Преподаватель Лукашенко: комсомольцы стали олигархами, так как Маркса учили