Гендиректор и художественный руководитель Московского цирка Никулина на Цветном бульваре Максим Юрьевич Никулин рассказал Sputnik, почему считает артистов цирка "мутантами" и "монстрами", которым не рады на европейских "делянках", какой совет своего отца использует в жизни и как относится к наследию "великого артиста" и "великого клоуна" Юрия Никулина.
В СССР цирк содержал весь Москонцерт
Между цирками бывшего советского союза контакты, в принципе, остались. С Европой и миром гораздо сложнее, потому что там не берут наши программы, как это было раньше. Тогда, в советские времена, все делалось на уровне государственном, а цирк был одним из трех священных китов, посредством которых страна доказывала, что социалистическая система ― самая лучшая в мире.
Был Большой театр, был спорт и был цирк ― вот три выездных таких было кита.
Спорт брать не буду, а Большой театр и цирк привозили еще и большое количество свободно конвертируемой валюты в закрома государства, и сегодня уже рассекречено, что цирк своими доходами от зарубежных гастролей содержал весь Москонцерт, который организовывал те гастроли. Большой театр, думаю, тоже, если не больше.
"Монстры" и "неликвид" в Европе
Когда в конце 80-х годов клапан открылся, очень большое количество артистов цирка, да и не только цирка, ломанулись за рубеж. Причем ломанулись-то не самые продвинутые, у тех и работа была, и гонорары, и было ощущение собственной гордости. А рванули в основном неликвиды. И все там стали тут же их хватать, и началось это все: "Московский цирк", "Советский цирк", "Цирк Никулина", "Звезды Москвы", третье-пятнадцатое... И бренд сразу упал ниже канализации, потому что все поняли, что это не то.
С чем мы столкнулись сегодня? Я приезжаю во Францию говорить со своими друзьями о гастролях московского цирка. А там, в основном, все крутят пальцем у виска и говорят: "Ты что, идиот? У нас здесь все поделено. Мы работаем, у всех деляночки, каждый на своей. Ты сейчас привезешь своих "монстров", а нам-то что потом показывать?" И в этом есть своя жизненная логика.
Цирк ― это смерть для хозяйственников
Я провел на свой страх и риск 4-месячные гастроли во Франции на свои деньги со своими артистами и своим шапито и понял, что мы можем там работать, просто на все должна быть "воля государева".
Если сегодня наш президент со всех высоких трибун говорит о том, что нужно поднимать престиж страны, ну так вот он ― самый замечательный инструмент, самый нейтральный и самый человеческий для всех, неполитизированный никем и никогда. Используйте! Но руки не доходят, потому что есть и негативная сторона вопроса: "Что вы тут цирк делаете?! Что вы тут клоунов устроили мне?!" Для хозяйственников это смерть, само слово цирк ― это как приговор, и пока мы от этого не избавимся, все будет так, как есть.
Никогда не пойму артистов цирка, они ― мутанты
Я в цирке с детства, я в цирке вырос, я цирк знаю ― это мое пространство и моя делянка. Но когда я пришел в цирк работать, я окончательно перестал понимать артистов цирка. Я не понимаю, что движет человеком, который по 2-3 раза в день сознательно рискует жизнью. И неважно, за какие деньги ― большие или маленькие. Дело-то не в этом, жизнь-то одна, и она стоит дороже любых денег. Но люди лезут наверх, падают, расшибаются, их склеивают по частям, они реабилитируются и снова лезут наверх.
Меня осуждали, плевали, топтали ногами, когда я сказал, что артисты цирка ― это мутанты. На бытовом уровне всем известно, что есть генетическая мутация, которая, в основном, дает уродов. Мутант ― это урод. Но, наверное, есть какой-то минимальный процент, когда происходит позитивная мутация, и вот тогда появляются артисты цирка. Ничем другим я это объяснить не могу. И это не драйв и не адреналин. Это образ жизни, это их философия. Пускай неосознанная, но философия.
Не бойся делать добрые дела
Минск всегда был добрым центром циркового искусства, куда приезжали хорошие артисты, где формировались хорошие программы. Бывали времена и будут наверняка, когда артисты из Беларуси приезжали и репетировали у нас в манеже, а мои артисты приезжали в Минск и доводили свои номера здесь. И это абсолютно нормальное отношение в цирковом сообществе.
Мне папа мой когда-то сказал великую вещь: "Никогда не бойся делать добрые дела, особенно если тебе за это ничего не будет". И это совершенно логично. Проще, конечно, сказать "нет". А почему нет? Мне что, жалко, что ли? Есть же возможность. Я ведь ничего не трачу на это. Да, естественно, если вы пойдете в "Cirque du Soleil" и спросите: "Можно у вас тут порепетировать?", вам цену назовут. Но они все-таки другие, но тут-то мы ― свои. И сделав что-то для своего, я знаю, что мне ответят тем же.
Трюкачи уже никому не интересны
Когда мне говорят сегодня, что трюки ушли из цирка и трюков не нужно, я говорю: "Бросьте, трюк никуда не ушел". Но сегодня важно то, что вокруг, сегодня трюк ― уже не главное, и костюм не главное. Главное ― сам артист.
У нас с вашим директором цирка Володей Шабановым абсолютно общая точка зрения – у нас нет "полетчиков", акробатов, жонглеров, гимнастов или эквилибристов. У нас есть артист. Артист со своими средствами, которыми он владеет, будь то жонгляж, эквилибристика, полеты и прочее, и он рассказывает свою историю.
Если он не артист, а трюкач, он нам не интересен. И публике сегодня тоже не интересен. Потому что публика сегодня другая, это люди поднаторевшие и насмотревшиеся. Они понимают, что такое настоящий цирк. И они к нам идут, чтобы увидеть то, что они еще не видели, и мы обязаны им это показать. Вот пока нам это, слава богу, удается.
Жанры ― не люди, они не умирают
Цирк ― он же немыслим без разнообразия жанров. Жанры ― не люди, они не умирают, они куда-то на время уходят, где-то прячутся. А потом непонятно почему и непонятно как, но вдруг… И это было со многими, даже ведущими жанрами, например, с акробатами на шестах. 4 года назад их была куча и никто их не брал, а сейчас они как-то скукожились все, и вдруг пошел спрос, а их сейчас взять негде.
Жанр "диабло" был мертв, наверное, лет 15. Это был китайский жанр ― жонгляж волчками на ниточках. И они все пропали, причем и у китайцев тоже. И вдруг спустя 15-17 лет это все в Европе возродилось, и стали европейцы заниматься лучше, чем китайцы. Китайцы-то спохватились, но поздно. Они сейчас большие шоу делают ― там 20 человек, жонгляж, перекидки, трюки, но европейцы-то по трюкам сильнее сегодня. В нужное время в нужном месте – по-другому и не скажешь.
Династия продолжается?
Оба моих сына работают в цирке. Они очень разные у меня ― и по характерам, и по темпоритму, да и по работе.
На старшем сейчас весь пиар и разработка сувенирной продукции, а младший работает по международным гастрольным проектам, сейчас как раз впервые свозил цирк на льду в Японию. Хорошие ребята, я ими горжусь. Уже большие ― 30 и 33.
Не знаю, кем они будут, сколько
будут зарабатывать, но они выросли честными, порядочными и благородными, вот это самое главное, больше мне уже ничего не надо.
А еще у меня дочка в Германии, отношения к цирку не имеет ― режет мозги, она нейрохирург, говорят, с потрясающим отношением к делу. Важно отношение к тому, чем ты занимаешься, и не важно ― в цирке или не в цирке.
У меня прадедушка был жалованный дворянин. Когда он кончился, кончилось и дворянство, оно же по наследству не передается. Поэтому я себя никогда не ощущал причастным к клану, к породе, к избранным.
Да какие мы там избранные?! Мне иногда неловко, когда ко мне подходят люди в разных городах и говорят: "Спасибо вам за вашего папу! Он столько для нас сделал…" Но я-то не делал, за что мне-то спасибо? Я-то только наследовал…
Мне претит слово "великий"
Как-то был на программе телевизионной, говорили об отце. "Великий артист", "великий клоун", "великий комик". Понимаете, вообще слово "великий" мне немножко претит, это уже какое-то обожествление, отец-то об этом в жизни не думал.
Вот, например, "великий артист кино". А рядом были Леонов, Папанов, Миронов, Тихонов и прочие-прочие, то есть была плеяда артистов, среди которых отец, в принципе, не сильно и выделялся, он был профессионалом в обойме вместе с людьми, которые с ним работали.
Или "великий клоун"… Был Олег Попов, даже не беру Карандаша, был Енгибаров, были Ротман и Маковский, было много клоунов ― разных, хороших клоунов. И были Никулин-Шуйдин в этой обойме. У них даже шутка была: "Сейчас были в "главке", и нам сказали, что мы вторые клоуны в СССР! Вторые, потому что первых ― до фига".
А почему была такая всенародная любовь именно к Юрию Никулину, потому что он не был великим ― ни клоуном, ни артистом, он был Великим человеком. Человечность ― это то, что всегда в дефиците. Что главное и чего не хватает? Добра, честности, правды, милосердия не хватает, искренности ― это все в дефиците. Все в человеке было в максимуме, вот за это его и любили. Только за это.