Зарплаты шли за счет переработок: профсоюз проверил автопарк в Гродно

© Sputnik / Руслан Кривобок / Перейти в фотобанкВ кабине автобуса
В кабине автобуса - Sputnik Беларусь
Подписаться
Профсоюз работников транспорта и коммуникаций выявил недопустимые объемы переработок на гродненском предприятии и объяснил причины их появления.

ГРОДНО, 17 ноя – Sputnik, Инна Гришук. В Гродно не хватает водителей городских автобусов, а переработки сотрудников превышают допустимые по закону нормы, такие выводы сделал Республиканский профсоюз работников транспорта и коммуникаций после проверки работы автобусного парка в Гродно, сотрудник которого 4 ноября прыгнул с моста в Неман.

ОАО Автобусный парк Гродно - Sputnik Беларусь
Переработки в автопарке Гродно – это недочет директора и профсоюза

По мнению профсоюза, причиной такой ситуации могла стать слишком низкая зарплата водителей, которую повышали за счет системных переработок и внеурочной работы – это устраивало руководство парка, но могло негативно влиять на безопасность пассажиров и дорожного движения.

Серия проверок в гродненском автобусном парке началась после инцидента с водителем, а также последовавших после этого заявлений других сотрудников о том, что они вынуждены работать сверх нормы и в свои выходные дни.

Переработка 320 часов вместо 180

"15 ноября главный правовой инспектор сделал рекомендации, которые отправил в автопарк Гродно. Были вскрыты нарушения по соблюдению актов законодательства, соблюдению условий коллективного договора, по соблюдению режима труда и отдыха и привлечению к сверхурочной работе и работе в выходные дни", – сообщил Sputnik председатель Белорусского профессионального союза работников транспорта и коммуникаций Владимир Ринг.

Проверка показала, что за 2017 год в среднем количество часов сверхурочной работы на одного водителя составляло 39 в месяц.

"Как указывает правовой инспектор, за 10 месяцев переработка составила 320 часов при законодательно разрешенной норме 180 часов", – добавил Ринг.

Не хватает 72 водителя

Фактическая численность водителей в гродненском автопарке оказалась ниже нормативной на 72 человека. Как отметил собеседник Sputnik, они были уволены в течение девяти месяцев 2017 года. Текучка кадров на предприятии составила 18%.

ОАО Автобусный парк Гродно - Sputnik Беларусь
Прыжок с моста: директор рассказал о проблемах автопарка в Гродно

При этом на предприятии проверяющим от отраслевого профсоюза поясняли, что люди в парк не идут из-за невысоких зарплат и необходимости значительно перерабатывать. По уверениям автопарка, даже если они наберут 72 водителя, то люди не захотят работать, потому что зарплаты без переработки слишком низкие. В такой ситуации водители предпочитают уехать в Польшу или Литву, где смогут получать 1000 евро.

Зарплаты держались на переработках

Из материалов проверки следует: номинальная начисленная зарплата в автопарке Гродно за девять месяцев текущего года составила 965 рублей в месяц. При этом уточняют, что такой цифры удалось достичь именно путем переработок.

На вопрос о том, что сейчас автопарк Гродно по зарплатам считается одним из лучших в республике, собеседник отметил: "Зарплата в автопарке Гродно на сегодняшний день на высоком уровне среди автопарков республики, но если бы не было сверхурочных, то зарплата могла быть самая низкая".

Ситуация в Гродно выявила серьезную проблему. Не имея возможности повысить зарплаты водителей, автопарк повышал зарплату за счет переработок. В итоге средняя зарплата водителей выглядела в отчетах вполне приличной и позволяла показывать видимость хорошей работы предприятия. При этом базовые ставки, которые могли бы увеличить заработки водителей при работе по норме, не повышались.

Автобус в Гродно, архивное фото - Sputnik Беларусь
Коллегам прыгнувшего с моста в Гродно водителя сказали молчать

Кроме того, поверка показала, что в 2017 году по гродненскому автопарку размер плановых субсидий оказался ниже выделенных в 2016 году на 11,4%, или 515,4 тысячи рублей.

По мнению профсоюзов, это также недочет, поскольку это деньги, которые автопарк мог потратить на развитие предприятия и повышение его конкурентоспособности.

Отдых между сменами был по 9 часов

В профсоюзе размышляют, могли ли хронические переработки в автобусном парке повлиять на поступок водителя, который прыгнул с моста.

Больше склоняются к тому, что могли наложиться переработка и личные переживания водителя. Инспекторы узнали, что незадолго до ЧП мужчина попал в ДТП не по своей вине и сильно переживал, что виновная сторона не выполнила обещание компенсировать расходы на восстановление авто.

"Нужно ждать его выздоровления. Если бы не было случая в личном плане, то сложно сказать. Но, думаю, что способствовали и психологические переживания, и то, что он перерабатывал. У него не обеспечивались нормы отдыха. Это проверено по графику, указано в предписании", – добавил Ринг.

По документам у прыгнувшего с моста водителя продолжительность отдыха между сменами составляла 8 часов 56 минут. В реальности времени на отдых было меньше. Ведь в эти почти 9 часов входили и дорога до дома и в автопарк, сборы на работу и прочее.

Возможно, переработки стали нормой

"По документам у профсоюза есть цифры за 2017 год, но при разговорах правового инспектора с водителями выяснилось, что это практика не первого года", – добавил Ринг.

Собеседник Sputnik предположил, что это не первый год делается, и именно для того, чтобы поднимать зарплату, и никто особо не жаловался. Возможно, люди молчали, потому что это стало нормой, либо оказались заложниками ситуации – для многих внеурочная работа стала вынужденным выходом, который позволял получить больше денег.

"Но даже при такой сверхурочной работе можно обеспечить время отдыха, чтобы было 12 выходных, чтобы не было случаев привлечения в выходные и праздничные дни. Но, наверное, была такая успокоенность и желание, чтобы люди не уходили и дальше, поэтому молчал и руководитель, и наш профком, который является сотрудником предприятия и зависим от него", – отметил собеседник Sputnik.

В травматологическом отделении, архивное фото - Sputnik Беларусь
УВД: прыжок водителя автобуса в Неман не связан с криминалом

Кто не досмотрел?

Возникает закономерный вопрос: кто должен контролировать работу автопарков. Как выяснилось, еще в прошлом году все автобусные парки находились в подчинении Минтранса. Но в конце 2016-го в результате реорганизации они были переданы в подчинение местных исполкомов.

"Местные власти получили это себе в подчинение. Есть управления транспорта на местах. Они получают ежеквартальную и ежемесячную отчетность. Но даже в этой ситуации контролировать работу администрации должен, прежде всего, руководитель предприятия", – сказал Ринг.

Собеседник убежден, что самое главное – это безопасная перевозка пассажиров, чтобы человек ехал и не боялся за свою жизнь в общественном транспорте.

"Поэтому стоит вопрос безопасности пассажиров и оплаты труда водителей. Человек ведь должен получать достойную зарплату, ведь он за собой везет людей, это нужно учитывать при оплате", – констатировал Ринг.

Лента новостей
0