03:15 10 Июля 2020
Прямой эфир
  • USD2.43
  • EUR2.75
  • 100 RUB3.43

Эксперт назвал самый рациональный путь для поставок нефти в Беларусь

Радио
Получить короткую ссылку
Вопрос поставок нефти в Беларусь (164)
172610

Наиболее рациональный альтернативный путь для поставок нефти в Беларусь вовсе не через Клайпеду и дальше по железной дороге, считает ведущий аналитик фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков.

Эксперт назвал самый рациональный путь для поставок нефти в Беларусь

Напомним, "Белнефтехим", транспортные компании Литвы и Латвии, а также порты намерены создать рабочую группу по поставкам нефти в Беларусь. Как сообщил ранее пресс-секретарь концерна Александр Тищенко, будет выработана дорожная карта для запуска прокачки сырья по трубопроводу на севере Беларуси на НПЗ в Новополоцке. У этой инициативы есть потенциал, но реализовать ее будет непросто, считает Игорь Юшков.

"Для Новополоцкого НПЗ рациональнее всего в качестве альтернативы российской "Дружбе" использовать северную ветку этой же "Дружбы", которая много лет не используется. Раньше нефть по ней шла из России транзитом через Беларусь в латвийский порт Вентспилс. Дальше Россия построила два нефтепровода по своей территории, и эта труба долго простаивала. И если белорусы действительно хотят с севера получать часть нефти, они могут в реверсе запустить из Вентспилса нефтепровод в Новополоцк", ― рассуждает собеседник радио Sputnik. 

Но у реализации этой схемы есть сразу несколько сложностей, сразу добавляет он. И дело не только в том, что северная ветка "Дружбы" давно не использовалась и еще предстоит оценить ее техническое состояние и модернизировать.

"Второй вопрос ― это судебный спор, который до сих пор не закрыт, между Беларусью с одной стороны и российско-латвийской компанией с другой стороны. Когда труба остановилась, из нее была выкачана нефть. И спор заключался в том, а чья это была нефть, так называемая технологическая нефть. До сих пор этот вопрос не закрыт", ― напоминает эксперт.

Комментарий ведущего аналитика фонда национальной энергетической безопасности Игоря Юшкова слушайте в аудиозаписи на радио Sputnik Беларусь.

Нефтяной вопрос

Беларусь и Россия к началу 2020 года не смогли прийти к соглашению по стоимости нефти: республика отказывается платить поставщикам премию в 10 долларов, даже несмотря на готовность российской стороны снизить ее размер до шести долларов за тонну к цене поставки. На этом фоне 1 января были приостановлены поставки сырья в республику.

В качестве временной меры Беларусь закупила 750 тысяч тонн у компаний российского бизнесмена Михаила Гуцериева, которые согласились работать без премии. Одновременно, как заявляет правительство, ведутся переговоры с альтернативными поставщиками нефти. 

В январе республика также договорилась о покупке 80 тысяч тонн норвежской нефти для "Нафтана" – марка Johan Sverdrup максимально близка по характеристикам к Urals. Поставка осуществляется через порт Клайпеды, который в год может пропустить лишь 3,6 миллиона тонн.

Кроме того, за перевалку и транспортировку норвежской нефти Беларусь переплачивает около 20 долларов за тонну. На НПЗ в Новополоцке норвежское сырье доставлялось по железной дороге. Поставки всего объема нефти заняли две недели.

Позже, также через Клайпеду, Беларусь закупила несколько танкеров российской нефти, приобретенной без премии.

Для загрузки одного "Нафтана" требуется около девяти миллионов тонн ежегодно, то есть порядка 25 тысяч тонн ежедневно. Мозырский НПЗ перерабатывает около десяти миллионов тонн в год. Большая часть продукции "нефтехима" идет на экспорт в виде светлых нефтепродуктов, в первую очередь автомобильного топлива. По данным на вторую половину февраля, НПЗ республики работали лишь на 50% мощности.

Без альтернативы?

Беларусь уже искала альтернативные источники нефти в предыдущие годы. Так, у Венесуэлы республика закупала марку Santa Barbara в начале 2010-х. Однако чрезвычайно дорогая логистика вынудили прибегнуть к своп-схеме с Азербайджаном. Всего республика закупила у Венесуэлы за три года около 3,4 миллиона тонн. Интересно, что средняя цена за тонну российского сырья для Беларуси в 2010 году была 434 доллара, венесуэльского – 647 долларов.

Чуть менее миллиона тонн Беларусь закупила у Азербайджана в 2011-м – по цене в 838 долларов за тонну. Для сравнения: российская нефть тогда же стоила около 430 долларов за тонну. В 2016-м Беларусь вновь обратилась к Азербайджану, однако закупала нефть также в небольших объемах: 560 тысяч тонн. В 2017-м республика закупила 1,4 миллиона тонн нефти у Ирана. 

Покрыть потребности Беларуси в нефти не могут ни Азербайджан, ни Казахстан, ни другие страны-партнеры. Кроме того, ее все равно придется "разбавлять" российской, ведь белорусские НПЗ "заточены" под Urals. При этом стоимость альтернативных поставщиков всегда превышает цену на российское сырье, с учетом логистики – порой почти в два раза.

В прошлом году Беларусь покупала у России нефть по средней цене в 364 доллара за тонну. При этом республика платила за сырье лишь 83% от мировой стоимости нефти.

Во второй половине февраля вопрос с поставками нефти в республику так и не был решен, однако президент Беларуси Александр Лукашенко сообщил о "неожиданном предложении" российского коллеги Владимира Путина по данной теме. Как заявлял президент, предложение будет оценено правительством, после чего будет принято решение.

Темы:
Вопрос поставок нефти в Беларусь (164)
Теги:
Игорь Юшков, поставки, Латвия, Литва, нефть, Беларусь


Главные темы

Орбита Sputnik