МИНСК, 24 сен - Sputnik. Скорость и объемы перевода белорусского экспорта на российские порты зависит от цен и скидок, заявил в эфире видеомоста в МПЦ Sputnik редактор аналитического онлайн-журнала "Геоэнергетика.ru" Борис Марцинкевич.
Отвечая на вопрос, каковы перспективы переориентации белорусского экспорта с портов балтийских республик на российские гавани, аналитик напомнил, что в 2018 году президент России Владимир Путин предлагал перенаправить грузопотоки калия и нефтепродуктов.
"Такие поставки были разово осуществлены. С учетом транспортного плеча, несмотря на то, что РЖД предоставили 50% скидки, с учетом оплаты услуг стивидорных компаний (занимающиеся погрузкой и разгрузкой судов – Sputnik) в Приморске и Усть-Луге, получилось, что Беларусь переплатила. На этом эксперимент и был прекращен", – рассказал российский эксперт.
По его словам, позиция белорусской стороны, которая отказалась платить лишние десять долларов, была справедливой. Поэтому транзитные маршруты сохранили свою привязку к портам балтийских республик.
После того, как президент Беларуси заявил о готовности изъять грузы из портов в Прибалтике, начались переговоры. Переговоры займут определенное время.
"Это не происходит в режиме ошпаренной кошки. Здесь предстоят переговоры и с РЖД, с владельцами железнодорожных цистерн, со стивидорными компаниями, с портами, которые расширили свои мощности. Взаимовыгодное решение будет найдено, было бы желание", – надеется Борис Марцинкевич.
При этом аналитик считает, что решение может быть найдено, если РЖД "немного ужмется" и найдутся "понятливые" стивидорные компании. Если белорусские НПЗ будут работать в привычном режиме, то объем около шести миллионов тонн нефтепродуктов готова принять Ленинградская область вместо Клайпеды.
"Весь вопрос в том, как согласуют цены и скидки", – констатировал он.
- Скидки по старинке: почему Беларусь решила направить нефть в порты России
- Беларусь может перебрасывать 3-4 млн тонн нефтепродуктов через порты России
- Российские порты на Балтике готовы принять белорусские грузы