10:35 04 Июня 2020
Прямой эфир
  • USD2.39
  • EUR2.68
  • 100 RUB3.50
Пресс-центр
Получить короткую ссылку
10801

Начальник отдела редакции сайта ria.ru Андрей Станавов рассказал, почему лонгриды теснят новостную журналистку и как в одиночку собрать интересный репортаж.

В рамках очередного модуля просветительского проекта SputnikPro начальник отдела редакции сайта ria.ru Андрей Станавов провел онлайн-сессию на тему "Снять и написать: когда ты один мультимедийный в поле".

Станавов более 12 лет в пишущей журналистике и PR, фотографией занимается со времен пленочных камер.

"На мой взгляд, мода на короткие новости понемногу уходит. Потому что люди наелись информационного фастфуда. Им хочется иметь развернутую картинку перед глазами. Им хочется видеть некий художественный акцент в материале. Хочется приятного комфортного чтения", – сказал в начале вебинара Станавов.

Таким чтением, по его словам, вполне может быть мультимедийный лонгрид, который совмещает в себе качественный текст и множество фото.

Времена, когда материал готовила группа журналистов, проходят. Потому что отправить несколько человек: автора, фотографа, продюсера и так далее – на место событий – это дорого. Сейчас есть спрос на универсального журналиста, способного создать качественный контент под ключ, то есть одновременно и быть профессиональным фотографом, и уметь рассказать историю хорошим языком.

Как стать таким "универсальным солдатом" от журналистики, и рассказал Станавов участникам вебинара.

Разведка боем

Прежде чем ехать на место событий, стоит подготовиться, советует Станавов: собрать максимум доступной информации по теме, выяснить, о чем уже писали, а о чем еще нет. После анализа собранного материла стоит определиться с подачей материла: какие аспекты выглядят наиболее важными и интересными и какие спикеры смогут их наиболее полно раскрыть.

Если спикеры – представители официальных органов, с ними нужно заранее договариваться. Не исключено, что понадобятся официальные запросы – бумага на фирменном бланке с печатью, куда вписаны все данные журналиста и перечислена его техника.

Станавов много пишет о российских военных базах, потому уделил много внимания этапу согласования съемок. Более того, настоятельно рекомендовал перед выездом сделать еще один контрольный звонок, чтобы уточнить "явки, пароли и контакты спикеров".

Кроме того, перед выездом имеет смысл еще раз проанализировать все локации, которые нужны будут для съемок репортажа, и продумать логистику передвижения.

Вооружение

В "джентльменский набор" универсального журналиста, который отправляется на репортаж, входят техника и документы.

Станавов рекомендует брать с собой на съемки две камеры с разными объективами (чтобы на месте не нужно было их "перекидывать"), внешнюю вспышку, камеру Go Pro для съемок видео (впрочем, видео можно снимать и на смартфон), диктофон с наушниками и набором батареек, ноутбук или планшет с клавиатурой.

Кроме того, "в поле" понадобится старый добрый блокнот и пара ручек. Не лишними будут переносной жесткий диск и Power Bank, а также зарядные устройства для всех видов техники. Обязательно нужны документы, в том числе пресс-карта и деньги. Причем с собой лучше иметь не только банковскую карту, но и наличные.

Миссия – фотограф

Снимать лучше после интервью, когда станет очевидно, что нужно будет иллюстрировать и на чем будут делать акценты.

"Берем две камеры – одна всегда может подвести в самый ответственный момент. На одной всегда широкоугольный объектив, на второй – телеобъектив. На смену линз часто нет времени и удобного места. Велик риск потерять ценные кадры", – говорит Станавов.

В лонгридах важны как общие, так и крупные планы. Общие подчеркивают масштаб событий или локаций, приподнимают читателя над ситуацией и позволяют ему оценить общую картину, не вдаваясь в детали.

"Если есть возможность забраться повыше, забираемся. Если есть квадрокоптер – пользуемся. Виды сверху часто получаются очень эффектными и отлично подходят для full screen-вставок", – говорит журналист.

Крупные планы позволяют сделать акцент, сфокусировать внимание зрителя на конкретных объектах и ситуациях. "Это создает эффект погружения", – объясняет Станавов.

В лонгридах обязательно должны присутствовать портреты спикеров – но не на отвлеченном фоне, а внутри ситуации.

"Не стоит вестись на уловки сотрудников пресс-службы из серии "босс сейчас занят, мы вам потом его портрет по почте перешлем". Поверьте – не перешлют. А если и пришлют, то не скоро и точно не то, что вам нужно", – объясняет Станавов.

Еще одна важная задача фотографа-журналиста – поймать живой момент. Ловить сцены несложно, достаточно чаще смотреть по сторонам, утверждает журналист.

Тема и текст

На этапе подготовки у журналиста уже формируется определенная фактическая база, но соль и основа материала – живые разговоры со спикером, настаивает Станавов.

"Чем больше интересных историй вам расскажут, тем проще будет писать", – объясняет он.

Нужно научиться держать спикера в русле темы и всегда иметь под рукой список заранее заготовленных вопросов. Не перебивать, не хамить, аккуратно направлять беседу. И никогда не обманывать – если говорите, что разговор не записываете на диктофон, то и не записывайте.

"Регулярно напоминайте спикеру, что он или пресс-служба смогут увидеть итоговый текст до публикации. После этого многие раскрываются и удивляют красноречием", – утверждает журналист.

После того, как разговоры расшифрованы, история скомпонована и текст написан, Станавов рекомендует финальный факт-чекинг – то есть советует проверить все даты, цифры, имена и должности.

"Спикеры – тоже люди, они могут ошибаться. Поэтому если есть возможность проверить их слова, лучше это сделать. Для факт-чекинга подходят официальные сайты и другие проверенные источники. На всякий случай можно всегда перезвонить самому спикеру или в пресс-службу и переспросить", – рассказал Станавов.

Текст он рекомендует писать до 10 тысяч знаков.

"Я не считаю свои репортажи крутыми, потому что как только человек считает, что он достигает какой-то высоты, он начинает падать. Нужно постоянно развиваться", – сказал участникам вебинара, подводя итог, начальник отдела редакции сайта ria.ru Андрей Станавов.

Теги:
SputnikPro, СМИ, Россия


Главные темы

Орбита Sputnik