13:57 29 Февраля 2020
Прямой эфир
  • USD2.24
  • EUR2.47
  • 100 RUB3.34
Пресс-центр
Получить короткую ссылку
Международный проект SputnikPro (78)
13420

Лектор Олег Щедров призвал не воспринимать журналистику как искусство и поделился секретами журналистики как ремесла.

Общество выдало журналисту лицензию на любопытство, считает руководитель учебных программ МИА "Россия сегодня" Олег Щедров. Сегодня он поделился своим видением того, как использовать эту лицензию максимально эффективно, с участниками мастер-класса в пресс-центре Sputnik.

Щедров долгое время работал в международном информационном агентстве "Рейтер", был главным редактором "Интерфакс". Мастер-класс прошел в рамках нового модуля образовательной программы SputnikPro.

"Таймс" хрустит все реже

Щедров порекомендовал разобраться с тем, для кого пишет журналист: во времена его работы в агентстве "Рейтер" журналисту сказали, что писать он должен так, чтобы понял молочник из Канзаса.

Журналист должен попытаться вызвать у читателя эмоции
© Sputnik / Виктор Толочко
Журналист должен попытаться вызвать у читателя эмоции

Щедров признает, что он понимал: пишет не для молочника, а для человека, который открывает хрустящую "Таймс", держа в руке круассан. Но сейчас "Таймс" в руках читателя хрустит все реже и новости потребляют главным образом с экранов гаджетов. Раз изменился читатель, должна измениться и стилистика подачи материала.

Но одно неизменно – в каком бы виде читатель ни потреблял информацию, он по-прежнему любит истории, и потому рассказывать журналисту нужно не о событии, а об истории. Если попытаться вызвать у читателя эмоцию, рассказать о том, что влияет на его жизнь, или сообщить новые подробности о старых фактах, тогда появится шанс его завоевать.

Что не помогает, то мешает

Журналист должен иметь в виду, что читатель очень занят – или пытается казаться таким. Потому все, что не помогает рассказать в статье историю, мешает.

Олег Щедров дал несколько конкретных советов для написания новостей
© Sputnik / Виктор Толочко
Олег Щедров дал несколько конкретных советов для написания новостей

Есть несколько лаконичных советов, которые помогают при написании новостей.

Заголовок должен соответствовать лиду. В газетной журналистике это правило было не обязательным. Но если в сети читатель находит новость, в которой сказанное в заголовке не подтверждается в первом же абзаце, он чувствует себя обманутым.

Длина абзаца не должна превышать трех-четырех строчек. Иначе ваш читатель с большой долей вероятности выхватит только начало и конец абзаца.

Есть одно сильное средство – абзац из одной строки. Сказанное в нем читателю запомнится, но злоупотреблять этим методом привлечения внимания не нужно.

Еще одно правило – не больше трех имен и не больше трех цифр в абзаце. К тому же, "абсолютная цифра абсолютно бессмысленна".

Через правильное сравнение, поставленное рядом с цифрой, журналист даже может позволить себе выразить мнение. При том что открытое мнение в новостной журналистике недопустимо.

Щедров поясняет: российское агентство РИА Новости может написать, что средняя продолжительность жизни среди мужчин составила 65 лет и выросла в сравнении с предыдущими годами. А BBC, взяв ту же исходную цифру, может сравнить ее со средней продолжительностью жизни мужчин в Германии, и реакция читателя на две статьи будет абсолютно разной.

Меняется читатель - меняется стилистика подачи материалов
© Sputnik / Виктор Толочко
Меняется читатель - меняется стилистика подачи материалов

Щедров настоятельно предостерегает журналистов использовать отглагольные существительные. Они могут превратить текст в официальный доклад, а сторонникам официально-делового стиля он напоминает – наставника Пушкина, Василия Жуковского, критиковали за низкий стиль. Но кто сейчас читает критиков Жуковского?

Щедров рекомендует избегать также страдательного залога и безличных предложений, а также "умных слов" и сложных конструкций.

Читайте также:

Темы:
Международный проект SputnikPro (78)
Теги:
SputnikPro, мастер-класс, журналистика, Минск, Беларусь

Главные темы

Орбита Sputnik