История Минского аэропорта в фотографиях
10:48 10.11.2019 (обновлено: 16:48 05.07.2021)
Подписаться
86 лет назад первый самолет поднялся с аэродрома "Минск" — начала работать воздушная гавань республики.
Почти 40 лет аэропорт "Минск", открытый 7 ноября 1933 года тогда еще не в центре, а на южной окраине города, являлся единственным гражданским аэропортом. После того как в полную силу заработал новый, два аэропорта еще долгое время работали вместе, пока на лакомый кусочек в центре городе не нашелся инвестор.
В июне 2017 года с аэропорта "Минск-1" вылетел технически последний самолет, хотя решение о закрытии воздушного порта было принято еще в 2007 году. В 2012-м "Минск-1" перестал обслуживать пассажирские рейсы, а в 2015-м — и коммерческие.
Давно уже разобрана построенная в 1976-м "стекляшка", где находились залы ожидания и терминалы, а затем, в 1990-е, шла бойкая торговля продуктами и бытовыми товарами. Практически вынесен за город авиаремонтный завод. Строительная площадка почти готова — застройщик ИООО "Дана Астра" возведет здесь новый жилой комплекс "Минск-мир".
К счастью, историческое здание аэровокзала, возведенное в 1958 году по проекту архитекторов Георгия Заборского и Александра Воинова, сохранится. Сейчас здесь находится офис инвестора.
Смотрите в фотоленте Sputnik архивные кадры разных лет из истории Минского аэропорта, который для многих минчан был неотъемлемой частью жизни.
© Sputnik / Виктор ТолочкоПочти 40 лет аэропорт "Минск", открытый 7 ноября 1933 года тогда еще не в центре, а на южной окраине города, являлся единственным гражданским аэропортом. Первый пассажирский рейс в "красный день календаря" был осуществлен на самолете К-5, конечно же, в Москву.
1/23
© Sputnik / Виктор Толочко
Почти 40 лет аэропорт "Минск", открытый 7 ноября 1933 года тогда еще не в центре, а на южной окраине города, являлся единственным гражданским аэропортом. Первый пассажирский рейс в "красный день календаря" был осуществлен на самолете К-5, конечно же, в Москву.
© Photo : "Минск старый и новый"Первое здание аэропорта (на фото) было построено в 1930-х годах, пережило войну и до 1957 года выполняло свои функции. После было передано под ведомственную поликлинику авиаторов. Здание сохранилось, правда, в начале 2000-х было значительно перестроено и сегодня почти неузнаваемо.
Первое здание аэропорта (на фото) было построено в 1930-х годах, пережило войну и до 1957 года выполняло свои функции. После было передано под ведомственную поликлинику авиаторов. Здание сохранилось, правда, в начале 2000-х было значительно перестроено и сегодня почти неузнаваемо.
© Photo : БГАКФФД / "Мінская праўда", В. МарционкоПередовые пилоты Минского аэропорта: командир корабля П. В. Рвачев и второй пилот И. И. Сазанович после полета, 1955 год.
В 1951 году в аэропорту была построена взлетно-посадочная полоса с твердым покрытием, позволяющая принимать более тяжелые самолеты.
В 1951 году в аэропорту была построена взлетно-посадочная полоса с твердым покрытием, позволяющая принимать более тяжелые самолеты.
3/23
© Photo : БГАКФФД / "Мінская праўда", В. Марционко
Передовые пилоты Минского аэропорта: командир корабля П. В. Рвачев и второй пилот И. И. Сазанович после полета, 1955 год.
В 1951 году в аэропорту была построена взлетно-посадочная полоса с твердым покрытием, позволяющая принимать более тяжелые самолеты.
В 1951 году в аэропорту была построена взлетно-посадочная полоса с твердым покрытием, позволяющая принимать более тяжелые самолеты.
© Sputnik / Виктор ТолочкоВ 1955 году аэропорт приобрел международный статус, тогда же решили возводить новое здание аэровокзала, которое сохранилось до сих пор.
4/23
© Sputnik / Виктор Толочко
В 1955 году аэропорт приобрел международный статус, тогда же решили возводить новое здание аэровокзала, которое сохранилось до сих пор.
© Photo : Lawrence Monthey / University of Wisconsin Digital CollectionsНа редких цветных фото 1959 года, которые сделал американский фотограф Лоуренс Монти во время поездки в Минск, можно увидеть здание нового аэровокзала. Новое здание по проекту архитекторов Георгия Заборского и Александра Воинова открылось в январе 1958-го.
На редких цветных фото 1959 года, которые сделал американский фотограф Лоуренс Монти во время поездки в Минск, можно увидеть здание нового аэровокзала. Новое здание по проекту архитекторов Георгия Заборского и Александра Воинова открылось в январе 1958-го.
© Photo : Lawrence Monthey / University of Wisconsin Digital CollectionsФотограф запечатлел летное поле минского аэродрома, на котором стоит Ил-14П (б/н СССР-41848). В июле 1961-го этот самолет, зацепившись за деревья, разобьется в Свердловской области.
Фотограф запечатлел летное поле минского аэродрома, на котором стоит Ил-14П (б/н СССР-41848). В июле 1961-го этот самолет, зацепившись за деревья, разобьется в Свердловской области.
© Photo : Lawrence Monthey / University of Wisconsin Digital CollectionsЕще на одном снимке Монти – площадь перед аэропортом с только что высаженными деревьями, сохранившимися до сих пор фонарными столбами. Вдали – снесенная застройка по Брилевской и Короткевича, а также старое здание аэропорта.
Еще на одном снимке Монти – площадь перед аэропортом с только что высаженными деревьями, сохранившимися до сих пор фонарными столбами. Вдали – снесенная застройка по Брилевской и Короткевича, а также старое здание аэропорта.
© Photo : БГАКФФД / Коллекционер В. КитасВстреча в Минском аэропорту генерального секретаря ЦК Партии трудящихся Вьетнама Хо Ши Мина, 1957 год.
8/23
© Photo : БГАКФФД / Коллекционер В. Китас
Встреча в Минском аэропорту генерального секретаря ЦК Партии трудящихся Вьетнама Хо Ши Мина, 1957 год.
© Photo : БГАКФФД / Фотохроника БелТА, В.Лупейко, П.НоваторовТурбовинтовой воздушный лайнер АН-10А, который впервые совершил регулярные рейсы из Минска в Москву и Адлер, в Минском аэропорту, 1961 год.
В эти годы из Минска можно было также улететь, например, в Баку, Вильнюс, Киев, Горький, Ленинград, Мурманск, Одессу, Новосибирск, Свердлов, Кишинев. Интересно, что популярностью пользовались и местные рейсы: в Браслав, Барановичи, Копыль, Глубокое, Чашники, Пинск и другие белорусские города.
В эти годы из Минска можно было также улететь, например, в Баку, Вильнюс, Киев, Горький, Ленинград, Мурманск, Одессу, Новосибирск, Свердлов, Кишинев. Интересно, что популярностью пользовались и местные рейсы: в Браслав, Барановичи, Копыль, Глубокое, Чашники, Пинск и другие белорусские города.
9/23
© Photo : БГАКФФД / Фотохроника БелТА, В.Лупейко, П.Новаторов
Турбовинтовой воздушный лайнер АН-10А, который впервые совершил регулярные рейсы из Минска в Москву и Адлер, в Минском аэропорту, 1961 год.
В эти годы из Минска можно было также улететь, например, в Баку, Вильнюс, Киев, Горький, Ленинград, Мурманск, Одессу, Новосибирск, Свердлов, Кишинев. Интересно, что популярностью пользовались и местные рейсы: в Браслав, Барановичи, Копыль, Глубокое, Чашники, Пинск и другие белорусские города.
В эти годы из Минска можно было также улететь, например, в Баку, Вильнюс, Киев, Горький, Ленинград, Мурманск, Одессу, Новосибирск, Свердлов, Кишинев. Интересно, что популярностью пользовались и местные рейсы: в Браслав, Барановичи, Копыль, Глубокое, Чашники, Пинск и другие белорусские города.
© Photo : БГАКФФД / Фототека БелОКС, Ч. МезинРадиобюро Минского аэропорта, 1960 год.
10/23
© Photo : БГАКФФД / Фототека БелОКС, Ч. Мезин
Радиобюро Минского аэропорта, 1960 год.
© Photo : БГАКФФД / Фототека БелОКС, Ч. МезинВ зале ожидания Минского аэропорта, 1960 год. В эти годы люди летали много и с удовольствием. И уже в 1965 году в генплане наметили перенести аэропорт за город — район застроили жилыми кварталами, и шум мешал жителям.
11/23
© Photo : БГАКФФД / Фототека БелОКС, Ч. Мезин
В зале ожидания Минского аэропорта, 1960 год. В эти годы люди летали много и с удовольствием. И уже в 1965 году в генплане наметили перенести аэропорт за город — район застроили жилыми кварталами, и шум мешал жителям.
© Sputnik / Виктор ТолочкоВ год открытия аэровокзала в здании на втором этаже заработал и ресторан, ставший очень популярным. В постсоветские годы здесь организовывали свадьбы, затем работало "Аэрокафе".
12/23
© Sputnik / Виктор Толочко
В год открытия аэровокзала в здании на втором этаже заработал и ресторан, ставший очень популярным. В постсоветские годы здесь организовывали свадьбы, затем работало "Аэрокафе".
© Photo : БГАКФФД / "Звязда", В. ДагаевВид на здание Минского аэропорта со стороны взлетно-посадочной полосы, 1960 год.
13/23
© Photo : БГАКФФД / "Звязда", В. Дагаев
Вид на здание Минского аэропорта со стороны взлетно-посадочной полосы, 1960 год.
© Sputnik / Виктор ТолочкоТеперь здание бывшего аэропорта "Минск-1" передано инвестору, в нем находится офис ИООО "Дана Астра".
14/23
© Sputnik / Виктор Толочко
Теперь здание бывшего аэропорта "Минск-1" передано инвестору, в нем находится офис ИООО "Дана Астра".
© Photo : БГАКФФД / Коллекционер В. Китас1-й секретарь компартии Кубы Фидель Кастро в Минском аэропорту, 1966 год. В шестидесятые был пик расцвета аэропорта: ежедневно здесь совершалось более 120 рейсов.
15/23
© Photo : БГАКФФД / Коллекционер В. Китас
1-й секретарь компартии Кубы Фидель Кастро в Минском аэропорту, 1966 год. В шестидесятые был пик расцвета аэропорта: ежедневно здесь совершалось более 120 рейсов.
© Photo : БГАКФФД / Фототека Белорусского государственного экономического университетаВстреча президента США Ричарда Никсона в аэропорту Минска во время его визита в СССР в 1974 году; 1-й справа – министр иностранных дел БССР Анатолий Гуринович.
16/23
© Photo : БГАКФФД / Фототека Белорусского государственного экономического университета
Встреча президента США Ричарда Никсона в аэропорту Минска во время его визита в СССР в 1974 году; 1-й справа – министр иностранных дел БССР Анатолий Гуринович.
© Photo : БГАКФФД / Коллекционер Р. Черноглазова1-й секретарь ЦК КПБ Петр Машеров во время встречи с 1-м секретарем ЦК СЕПГ Эриком Хонеккером в Минском аэропорту, 1975 год. В 1970-е годы аэропорт обслуживал более миллиона пассажиров в год.
17/23
© Photo : БГАКФФД / Коллекционер Р. Черноглазова
1-й секретарь ЦК КПБ Петр Машеров во время встречи с 1-м секретарем ЦК СЕПГ Эриком Хонеккером в Минском аэропорту, 1975 год. В 1970-е годы аэропорт обслуживал более миллиона пассажиров в год.
© Photo : Сергей Сацюк В 1976 году рядом с основным аэровокзалом было построено новое здание Минского аэропорта, говорят, по поручению Машерова. Новое и современное, в народе его прозвали "стекляшка". Здесь находились залы ожидания и терминалы.
18/23
© Photo : Сергей Сацюк
В 1976 году рядом с основным аэровокзалом было построено новое здание Минского аэропорта, говорят, по поручению Машерова. Новое и современное, в народе его прозвали "стекляшка". Здесь находились залы ожидания и терминалы.
© Photo : Беларусьфильм (1982)В кинофильме "Давай поженимся" 1982 года с Маргаритой Тереховой в главной роли можно увидеть несколько кинокадров аэропорта, исчезнувшего с лица земли. Запечатлены интерьеры нового терминала, игровые автоматы, кафе, вид на летное поле. К сожалению, фильм не реставрирован, и качество оставляет желать лучшего.
В кинофильме "Давай поженимся" 1982 года с Маргаритой Тереховой в главной роли можно увидеть несколько кинокадров аэропорта, исчезнувшего с лица земли. Запечатлены интерьеры нового терминала, игровые автоматы, кафе, вид на летное поле. К сожалению, фильм не реставрирован, и качество оставляет желать лучшего.
© Sputnik / Виктор ТолочкоВ 1990-е, когда пассажиропоток упал до минимума, в "стекляшке" шла бойкая торговля продуктами и бытовыми товарами. Теперь здесь пустое место.
20/23
© Sputnik / Виктор Толочко
В 1990-е, когда пассажиропоток упал до минимума, в "стекляшке" шла бойкая торговля продуктами и бытовыми товарами. Теперь здесь пустое место.
© Sputnik / Виктор ТолочкоК концу 2018 года планировалось полностью перенести авиаремонтный завод на территорию Национального аэропорта.
21/23
© Sputnik / Виктор Толочко
К концу 2018 года планировалось полностью перенести авиаремонтный завод на территорию Национального аэропорта.
© Sputnik / Виктор ТолочкоЛетное поле бывшего аэродрома, взлетно-посадочная полоса также будут демонтированы. Когда-то, сквозь решетку этого забора, минчане провожали самолеты, на которых улетали их близкие.
22/23
© Sputnik / Виктор Толочко
Летное поле бывшего аэродрома, взлетно-посадочная полоса также будут демонтированы. Когда-то, сквозь решетку этого забора, минчане провожали самолеты, на которых улетали их близкие.
© Sputnik / Виктор ТолочкоСуществующее здание аэровокзала будет сохранено как архитектурный памятник. Интересно, как оно впишется в новый жилой комплекс "Диадема"?
23/23
© Sputnik / Виктор Толочко
Существующее здание аэровокзала будет сохранено как архитектурный памятник. Интересно, как оно впишется в новый жилой комплекс "Диадема"?