История Минского аэропорта в фотографиях
10:48 10.11.2019 (обновлено: 16:48 05.07.2021)
Подписаться
86 лет назад первый самолет поднялся с аэродрома "Минск" — начала работать воздушная гавань республики.
Почти 40 лет аэропорт "Минск", открытый 7 ноября 1933 года тогда еще не в центре, а на южной окраине города, являлся единственным гражданским аэропортом. После того как в полную силу заработал новый, два аэропорта еще долгое время работали вместе, пока на лакомый кусочек в центре городе не нашелся инвестор.
В июне 2017 года с аэропорта "Минск-1" вылетел технически последний самолет, хотя решение о закрытии воздушного порта было принято еще в 2007 году. В 2012-м "Минск-1" перестал обслуживать пассажирские рейсы, а в 2015-м — и коммерческие.
Давно уже разобрана построенная в 1976-м "стекляшка", где находились залы ожидания и терминалы, а затем, в 1990-е, шла бойкая торговля продуктами и бытовыми товарами. Практически вынесен за город авиаремонтный завод. Строительная площадка почти готова — застройщик ИООО "Дана Астра" возведет здесь новый жилой комплекс "Минск-мир".
К счастью, историческое здание аэровокзала, возведенное в 1958 году по проекту архитекторов Георгия Заборского и Александра Воинова, сохранится. Сейчас здесь находится офис инвестора.
Смотрите в фотоленте Sputnik архивные кадры разных лет из истории Минского аэропорта, который для многих минчан был неотъемлемой частью жизни.

1/23
© Sputnik / Виктор Толочко
Почти 40 лет аэропорт "Минск", открытый 7 ноября 1933 года тогда еще не в центре, а на южной окраине города, являлся единственным гражданским аэропортом. Первый пассажирский рейс в "красный день календаря" был осуществлен на самолете К-5, конечно же, в Москву.

Первое здание аэропорта (на фото) было построено в 1930-х годах, пережило войну и до 1957 года выполняло свои функции. После было передано под ведомственную поликлинику авиаторов. Здание сохранилось, правда, в начале 2000-х было значительно перестроено и сегодня почти неузнаваемо.

3/23
© Photo : БГАКФФД / "Мінская праўда", В. Марционко
Передовые пилоты Минского аэропорта: командир корабля П. В. Рвачев и второй пилот И. И. Сазанович после полета, 1955 год.
В 1951 году в аэропорту была построена взлетно-посадочная полоса с твердым покрытием, позволяющая принимать более тяжелые самолеты.
В 1951 году в аэропорту была построена взлетно-посадочная полоса с твердым покрытием, позволяющая принимать более тяжелые самолеты.

4/23
© Sputnik / Виктор Толочко
В 1955 году аэропорт приобрел международный статус, тогда же решили возводить новое здание аэровокзала, которое сохранилось до сих пор.

На редких цветных фото 1959 года, которые сделал американский фотограф Лоуренс Монти во время поездки в Минск, можно увидеть здание нового аэровокзала. Новое здание по проекту архитекторов Георгия Заборского и Александра Воинова открылось в январе 1958-го.

Фотограф запечатлел летное поле минского аэродрома, на котором стоит Ил-14П (б/н СССР-41848). В июле 1961-го этот самолет, зацепившись за деревья, разобьется в Свердловской области.

Еще на одном снимке Монти – площадь перед аэропортом с только что высаженными деревьями, сохранившимися до сих пор фонарными столбами. Вдали – снесенная застройка по Брилевской и Короткевича, а также старое здание аэропорта.

8/23
© Photo : БГАКФФД / Коллекционер В. Китас
Встреча в Минском аэропорту генерального секретаря ЦК Партии трудящихся Вьетнама Хо Ши Мина, 1957 год.

9/23
© Photo : БГАКФФД / Фотохроника БелТА, В.Лупейко, П.Новаторов
Турбовинтовой воздушный лайнер АН-10А, который впервые совершил регулярные рейсы из Минска в Москву и Адлер, в Минском аэропорту, 1961 год.
В эти годы из Минска можно было также улететь, например, в Баку, Вильнюс, Киев, Горький, Ленинград, Мурманск, Одессу, Новосибирск, Свердлов, Кишинев. Интересно, что популярностью пользовались и местные рейсы: в Браслав, Барановичи, Копыль, Глубокое, Чашники, Пинск и другие белорусские города.
В эти годы из Минска можно было также улететь, например, в Баку, Вильнюс, Киев, Горький, Ленинград, Мурманск, Одессу, Новосибирск, Свердлов, Кишинев. Интересно, что популярностью пользовались и местные рейсы: в Браслав, Барановичи, Копыль, Глубокое, Чашники, Пинск и другие белорусские города.

10/23
© Photo : БГАКФФД / Фототека БелОКС, Ч. Мезин
Радиобюро Минского аэропорта, 1960 год.

11/23
© Photo : БГАКФФД / Фототека БелОКС, Ч. Мезин
В зале ожидания Минского аэропорта, 1960 год. В эти годы люди летали много и с удовольствием. И уже в 1965 году в генплане наметили перенести аэропорт за город — район застроили жилыми кварталами, и шум мешал жителям.

12/23
© Sputnik / Виктор Толочко
В год открытия аэровокзала в здании на втором этаже заработал и ресторан, ставший очень популярным. В постсоветские годы здесь организовывали свадьбы, затем работало "Аэрокафе".

13/23
© Photo : БГАКФФД / "Звязда", В. Дагаев
Вид на здание Минского аэропорта со стороны взлетно-посадочной полосы, 1960 год.

14/23
© Sputnik / Виктор Толочко
Теперь здание бывшего аэропорта "Минск-1" передано инвестору, в нем находится офис ИООО "Дана Астра".

15/23
© Photo : БГАКФФД / Коллекционер В. Китас
1-й секретарь компартии Кубы Фидель Кастро в Минском аэропорту, 1966 год. В шестидесятые был пик расцвета аэропорта: ежедневно здесь совершалось более 120 рейсов.

16/23
© Photo : БГАКФФД / Фототека Белорусского государственного экономического университета
Встреча президента США Ричарда Никсона в аэропорту Минска во время его визита в СССР в 1974 году; 1-й справа – министр иностранных дел БССР Анатолий Гуринович.

17/23
© Photo : БГАКФФД / Коллекционер Р. Черноглазова
1-й секретарь ЦК КПБ Петр Машеров во время встречи с 1-м секретарем ЦК СЕПГ Эриком Хонеккером в Минском аэропорту, 1975 год. В 1970-е годы аэропорт обслуживал более миллиона пассажиров в год.

В кинофильме "Давай поженимся" 1982 года с Маргаритой Тереховой в главной роли можно увидеть несколько кинокадров аэропорта, исчезнувшего с лица земли. Запечатлены интерьеры нового терминала, игровые автоматы, кафе, вид на летное поле. К сожалению, фильм не реставрирован, и качество оставляет желать лучшего.

20/23
© Sputnik / Виктор Толочко
В 1990-е, когда пассажиропоток упал до минимума, в "стекляшке" шла бойкая торговля продуктами и бытовыми товарами. Теперь здесь пустое место.

21/23
© Sputnik / Виктор Толочко
К концу 2018 года планировалось полностью перенести авиаремонтный завод на территорию Национального аэропорта.

22/23
© Sputnik / Виктор Толочко
Летное поле бывшего аэродрома, взлетно-посадочная полоса также будут демонтированы. Когда-то, сквозь решетку этого забора, минчане провожали самолеты, на которых улетали их близкие.

23/23
© Sputnik / Виктор Толочко
Существующее здание аэровокзала будет сохранено как архитектурный памятник. Интересно, как оно впишется в новый жилой комплекс "Диадема"?
