Когда бельгийский принц Александр дэ Мерод на Олимпиаде в 1980 году вручил золотую медаль советскому спортсмену Александру Портнову, в столице Мексики перед зданием посольства СССР несколько дней проходили многолюдные демонстрации.
О том, чем был вызван этот международный скандал, спустя сорок лет олимпийский чемпион по прыжкам в воду рассказал Sputnik.
В финал попал четвертым
Мексиканцы, как и другие поклонники этого вида спорта, еще до Олимпиады надеялись на победу одного из мировых лидеров по прыжкам в воду своего земляка Карлоса Хирона. Уступить он мог только итальянцу Джорджо Каньотто, к тому времени уже трехкратному призеру Олимпийских игр.
Но на высшую ступень пьедестала поднялся никому не известный 18-летний Александр Портнов. Мало того, что он через 72 года после Альберта Цюрнера стал самым молодым чемпионом-олимпийцем, так еще и один из его прыжков навсегда вошел в историю спорта.
"В финал на Олимпиаде я попал четвертым. Лидерами были Хирон, Каньотто и наш Александр Косенков. Все они были сильнейшими спортсменами Европы, а Хирон вообще считался сильнейшим в мире", – рассказывает Александр Портнов.
Он признается, что и сам поражался достижениям Хирона, с которым неоднократно до этого встречался на тренировках и даже однажды был неделю на совместных сборах в Мексике.
23 июля 1980 года финалистам по прыжкам в воду Московской Олимпиады по правилам предстояло выполнить по 11 прыжков. Одновременно в спорткомплексе "Олимпийский" проходили соревнования сразу по нескольким водным дисциплинам.
"В прыжковом бассейне состязались мы, а через стеклянную перегородку в плавательном проходил финал мужской эстафеты вольным стилем. Трибуны там были доверху заполнены болельщиками из ГДР, которые бурно приветствовали своего земляка", – вспоминает Александр Портнов.
Так совпало, что его объявили в момент самого накала страстей в соседнем бассейне.
"Мне предстояло исполнить восьмой прыжок. Шум стоял невероятный. Потом я узнал, что мне что-то кричал отец и другие тренеры, но я ничего не слышал. Сконцентрироваться толком не смог, испугался и прыгнул неудачно", – вспоминает исторические события собеседник.
Кстати, впоследствии, по оценкам специалистов, оказалось, что тот самый прыжок вполне мог претендовать на бронзу. Но после того, как прыгун-неудачник вынырнул, события начали развиваться по совершенно незапланированному сценарию.
Пришлось внутри нецензурно выругаться
"Я вынырнул, конечно, расстроился, что не сделал всего, что умел и хотел. Выплываю и слышу, что кто-то кричит: "Саша, подними руку!". Я не знал о том, что это какой-то знак, просто услышал и поднял", – интригует Александр Портнов.
Говорит, что из-за напряженных соревнований не слышал о прецеденте, произошедшем накануне. Прыгунья из ГДР опротестовала свой неудачно выполненный прыжок, сославшись на то, что ее ослепила вспышка фотографа.
Ей разрешили перепрыгнуть. В итоге немка завоевала медаль, лишив бронзовой награды советскую спортсменку. Сборная Союза не стала оспаривать то решение рефери.
18-летнему Саше Портнову, конечно, и в голову не могло прийти оспаривать результат своего прыжка.
"Но меня подвели к рефери, там все уже обсуждали ситуацию, и в итоге минут через пять мне разрешили перепрыгнуть", – рассказывает Портнов.
Переосмыслить произошедшее за несколько минут непросто. Сашу успокаивали и его тренер – отец Сталий Львович Портнов, и психолог сборной. Признается, что мечтал только о том, чтобы перестала бить дрожь.
"Меня снова объявили, я поднялся на трамплин, и тут немцы из того бассейна уже переключили свое внимание на меня и начали кричать и свистеть в знак недовольства. Обычно тебя объявляют, ты становишься на трамплин, свисток – и пошел! После него на прыжок дается ровно минута", – объясняет спортсмен.
Однако болельщиков из соседнего бассейна пришлось успокаивать еще несколько минут. Все это время советский прыгун стоял на трамплине, пытаясь совладать с собой.
"Пришлось внутри нецензурно выругаться, и стало легче", – смеется Александр Портнов.
Перед прыжком он, как обычно, посмотрел на отца, как обычно, "считал у него по губам напутствие" и исполнил программу на самом высшем уровне!
Немецкие болельщики из соседнего бассейна, оценив блестящий прыжок, притихли. Впереди финалистов ожидало еще по три прыжка, но некоторые зрители сразу поняли, кто будет олимпийским чемпионом.
Дома – отец, в бассейне – тренер
За неделю до начала Олимпиады Александр порвал мениск.
"Это случилось на тренировке уже в Москве. Повезло, что у команды Советского Союза были лучшие врачи. Мной занялась Зоя Сергеевна Миронова, великий спортивный ортопед. Она приехала ко мне в Олимпийскую деревню и сказала: "Я тебя поставлю на ноги, только после Олимпиады сразу ко мне на операцию", – вспоминает чемпион.
Ногу ему зафиксировали и каждый день делали уколы. Говорит, через два дня смог тренироваться полноценно. На вопрос "было ли больно", лаконично отвечает: "Мы привыкли".
Терпеть тяжелые нагрузки и идти к поставленной цели Сашу учили с детства родители, в прошлом спортсмены, а после – тренеры.
"Первый прыжок в воду я не помню, это было в три года! Отец так и сказал: "Надо приучать", взял меня и прыгнул", – об этом рассказала Александру мама.
В начале 70-х семья Портновых жила в Саратове, где Сталий Львович был старшим тренером по прыжкам в воду. Саратовская школа считалась в Союзе одной из сильнейших.
Сашу вместе со страшим Сергеем отдали на обучение к одному из воспитанников их отца.
"Я не помню, чтобы мечтал о воде, как и мой старший брат. Сергей вообще очень любил футбол. Но отец настоял – и мы оба стали заниматься прыжками. У брата способности были значительно лучше, чем у меня. И результаты тоже.
Он одним из первых в мире сделал с трех метров несколько сложнейших прыжков, например, полтора оборота назад с тремя с половиной винтами. На одном из таких прыжков Сергей травмировал позвоночник. Из спорта ему пришлось уйти в 19 лет. Но он в итоге стал тренером и всю жизнь им работает", – рассказывает Александр Портнов о судьбе брата.
В 1973 году Сталия Портнова пригласили в Минск старшим тренером создать школу по прыжкам.
"В то время водные виды спорта были очень популярны. Тогда еще бассейн во Дворце водного спорта был открытым и там часто проводились разные соревнования, на них приходило много зрителей. Поклонники любили международный турнир "Весенние ласточки", этапы СССР по водному поло, по плаванию. К отцу в новую секцию тогда буквально выстроилась очередь желающих", – вспоминает Александр.
С сыновьями у Портнова была договоренность: дома – отец, в бассейне – тренер. Никакого снисхождения собственным детям тренер не допускал. Как и все, ежедневно бегали кроссы, прыгали на батуте и в бассейне.
"От тренировок нас никто не освобождал. Если на улице шел дождь, отец говорил: "Иди, бегай по ступенькам зрительских трибун", – рассказывает собеседник.
На вопрос, часто ли тренер ругал воспитанников Портновых, отвечает, не раздумывая: "Конечно, ругал! Значит, было за что".
В сборную Союза Сашу приняли в 1975 году, уже на следующий год на юношеском Чемпионате Европы в Осло он занял третье место.
Вы думаете, вода мягкая?
По результатам чемпионата СССР 1980 года Саша оказался на четвертом месте. Главный тренерский совет решил, что на Олимпиаду поедет чемпион Вячеслав Трошин, а среди оставшихся троих лидеров проведут "прикидку" (контрольное испытание – Sputnik).
"Это была проверка по всей программе, и я ее выиграл", – говорит Александр Портнов.
Вячеслав Трошин на Олимпиаде стал седьмым. Два дня после скандальных соревнований продолжались споры вокруг медалей. Право перепрыгнуть советскому спортсмену дал шведский рефери.
Председатель техкома по прыжкам в воду Международной федерации плавания мексиканец Антонио Марискаль, который был в этом финале судьей на линии, с досады бросил на пол очки, но аргументов в пользу своего земляка Хирона так и не нашел.
Очевидцы вспоминают, что, лишившись звания олимпийского чемпиона, тот долго отказывался принимать участие в церемонии награждения, но все-таки пришел.
Она состоялась только 25 июля. Золотую медаль советскому прыгуну вручал принц Бельгии.
Александр Портнов признается: если бы у него тогда не получился повторный прыжок, он ушел бы из спорта сразу после Олимпиады-80.
Но в его жизни были еще победа на Чемпионате Европы в 1981 году. В следующем году он стал бронзовым призером Чемпионата мира. Затем выиграл международный турнир "Дружба-84" и в 1988 году стал финалистом Олимпийских игр в Сеуле.
"Сейчас девчонки уже прыгают, почти как я когда-то, только делают не два "винтовых", а один. Недавно смотрел соревнования из Китая, так там прыгали с 27 метров! Уму непостижимо", – размышляет о современных достижениях олимпийский чемпион.
Когда-то он начинал с прыжков с 10-метрового трамплина.
– Однажды прыгнул так, что кожа на спине разошлась! Вы думаете, вода мягкая?
– Не было мысли уйти тогда сразу?
– Нет, я просто поменял высоту, в которой стал соревноваться, а с 10 метров прыгал только для тонуса.
– А с 27 бы прыгнули?
– В молодости прыгнул бы!
Читайте также:
- Олимпиада-80 в Минске: редкие кадры подготовки к играм
- Мишки-талисманы и курьез с факелом: как в Беларуси вспоминают Олимпиаду-80