Минчане активно пользуются мобильными приложениями такси. Помимо бюджетных тарифов, у них есть и другие плюсы: удобство использования, возможность заказать машину онлайн и отследить ее местоположение, а также оплатить поездку банковской карточкой. Но есть и минусы. Среди них – отсутствие детских автокресел в большинстве авто. А без них, согласно ПДД, перевозить детей нельзя, если не являешься таксистом официально зарегистрированной службы.
В редакцию Sputnik обратились молодые мамы, которые недовольны этой ситуацией. Женщины считают, что нужно либо обязать всех водителей возить с собой детские кресла, либо распространить возможность перевозить детей без них и на такси агрегаторов.
Как бы не такси
Минчанка Екатерина часто ездит на машинах Uber и "Яндекс.Такси" с 5-летней дочкой. Ну как "ездит"… Только если не откажутся и повезут.
"У нас только одна машина на семью, у меня вообще прав нет, поэтому часто ездим на такси. В обычных службах с ребенком везут без вопросов, там и детские автокресла некоторые водители предлагают. Хотя один раз водитель приехал без кресла и сказал, что нас не повезет. А вот с приложениями такси есть вопросы всегда", – рассказала она.
Девушка признается: приложениями пользуется потому, что выходит дешевле. "Но вот там практически никогда не бывает подходящих для ребенка машин. Водители некоторые внаглую говорят, что мой ребенок – мои проблемы. Некоторые объясняют, что они как бы не такси на самом деле, поэтому по ПДД не имеют права ребенка без автокресла возить. Это проблема, на самом деле. Кресло у нас довольно массивное в машине мужа, оно тяжело устанавливается и снимается, поэтому постоянно ходить с ним туда-сюда вообще не вариант", – объясняет она.
Минчанка возмущена: она не понимает, почему одним службам такси можно возить детей без кресел, а другим – нет. "Взяли бы и установили для всех одинаковые правила", – говорит Екатерина.
Кресло с собой
Некоторые молодые мамы нашли свой способ решения этой проблемы. Не самый простой, но действенный почти во всех ситуациях.
"У меня двое детей – четырехлетняя дочь и двухлетний сын. Своей машины у нас нет, поэтому всегда вызываю такси, если куда-то далеко надо ехать. С детьми в общественном транспорте кататься то еще удовольствие. Все бы ничего, но каждый раз была такая проблема найти машину с детским автокреслом! У недорогих онлайн-сервисов вообще с этим все плохо, у служб, что подороже, кресла в машинах есть. Но не всегда такие машины свободны. Водители такси могут и так везти, без кресла, это позволяют правила, но я сама не рискую. Мало ли что", – рассказала Инна.
Чтобы избежать проблем с вызовом машин, семья девушки купила два автокресла для детей – возит их с собой. "В целом, конечно, стало проще, хотя и таскать их неудобно. Вызываю машину через приложение, водитель приезжает, я их ставлю, усаживаю детей, и мы едем. А пару недель назад была совершенно дикая ситуация: водитель приехал, увидел, что я с двумя креслами и детьми, и просто отказался от заказа. Ему не хотелось терять время на установку автокресел, он сказал, что пока будет с этим возиться, несколько заказов может потерять. В итоге он уехал, а мне пришлось заказать другую машину. Оставила отзыв в службу поддержки, но там только извинились, дали маленькую скидку на следующую поездку и пообещали поговорить с водителем", – вздыхает она.
Инна считает, что давно пора обязать все службы такси, в том числе и онлайн-сервисы, возить хотя бы по одному автокреслу в машинах.
"Это же безопасность. У нас в Беларуси вообще социальная среда совсем не kids friendly. Конечно, некоторые могут назвать меня "яжематерью", но мне кажется, что люди у нас просто забывают, что дети – полноценные члены общества и о них тоже надо думать", – заключила минчанка.
Еще одна молодая мама Ольга часто ездит на такси с сыном. "На такси мы ездим несколько раз в неделю, потому что машину продали. И за несколько лет только пару раз у водителя был бустер или кресло. У нас есть свой бустер – это маленькая сидушка. У меня лично проблем особых не было, потому что свое возим. Но наслышана от знакомых, что не берут без кресла. Проблема с онлайн-сервисом конкретно, потому что это не такси и на них не распространяется правило перевозки пассажиров. Иногда прокатывает и так, без кресла", – отметила девушка.
Она считает, что было бы неплохо, чтобы в каждой машине был свой бустер. "Иногда едешь в аэропорт, и куда деть свой бустер? И водителям удобно: он очень мало занимает места, в отличие от автокресла", – пояснила она.
Минчанка признает: не так просто угодить всем. "Разным детям нужны разные кресла. Вот мне кажется, нужно или правила для всех такси пересмотреть, или родителям возить свое кресло. Не будут водители онлайн-служб с собой покупать три типа кресел. Можно, например, разрешить онлайн-сервисам возить маленьких пассажиров в черте города без автокресел", – предложила решение проблемы Ольга.
Ответ агрегаторов
Чтобы посмотреть на ситуацию со стороны пассажира, уточнили в самых популярных службах такси Минска, могут ли там предложить детские кресла. Специалисты каждой из служб отметили, что их сотрудники имеют право возить детей без удерживающих устройств. Но при этом во многих машинах детские кресла есть, и при желании пассажир может воспользоваться ими.
"Машину с детским креслом можно заказать без проблем, нужно только уточнить свое пожелание в разговоре с оператором", – ответили в одной из служб.
В другой заверили: "У нас в каждом автомобиле есть детские удерживающие устройства, пассажир перед началом поездки может попросить водителя закрепить его в салоне".
Еще по одному короткому номеру оператор ответила, что вызвать такси с детским креслом можно. "Но лучше делать предзаказ за несколько часов. Тогда нужная машинка точно будет", – объяснила девушка.
По поводу детских кресел в авто отправили запрос и в самые популярные агрегаторы. В "Яндекс.Такси" отметили, что стараются заботиться о клиентах, поэтому предусмотрели возможность перевозить пассажиров с детьми.
"Когда вы делаете заказ в нашем приложении, то в меню "Пожелания" выпадает несколько пунктов. В разных городах этот список может отличаться. В Минске, среди прочих, есть пункты "детское кресло" или "бустер", – рассказали в сервисе.
По выбранным вами пунктам приложение будет искать подходящую машину. "Такси, которые под ваши требования не попадают, из поиска исключаются автоматически", – пояснили там.
Решили проверить, как это работает, и заказали через приложение такси с автокреслом три раза. Машина с этой опцией в районе вызова нашлась только одна.
Дождаться ответа на запрос от Uber не удалось. При изучении приложения выяснили, что есть возможность указать, что машина нужна с детским креслом, во вкладке "Комментарий для водителя". Пробуем заказать авто также три раза – и все так же остаемся без такси.
В службе поддержки NextApp ответили, что оставить пожелание о детском кресле можно при вызове в разделе "Комментарий". Чтобы быть объективными, также попытали счастье три раза. И все три раза остались без такси.
Конечно, можно порекомендовать молодым мамам заказывать машины в официальных службах такси или возить с собой свои детские кресла. Но в первом случае это выйдет дороже, а во втором доставляет определенные неудобства. Поэтому остается надеяться только на здравый смысл и на то, что Uber и прочие "Яндекс.Такси" уравняют в ПДД с обычными таксистами и им позволят возить детей без специальных кресел.
Читайте также:
- В ГАИ напомнили размеры штрафов за нарушение правил перевозки детей
- Ребенок выжил в серьезном ДТП под Минском благодаря автокреслу