21:48 08 Апреля 2020
Прямой эфир
  • USD2.55
  • EUR2.77
  • 100 RUB3.37
Беларусь.Live
Получить короткую ссылку
215711

О чужой земле, которая смогла стать родной на века, больших урожаях, которые может погубить коронавирус, и о том, почему умирает главный татарский промысел в нашей стране.

В этом белорусском городе мужчин с именами Мустафа и Ибрагим едва ли не больше, чем Миш и Игорей. Именно в Ивье живет самая большая татарская община в нашей стране – больше 600 человек.

Каждый из них ассоциирует себя не отдельно со своей семьей, а непременно со всем народом.

На обычный вопрос "Сколько вы живете в Ивье?" любой татарин, не задумываясь, ответит: "Так 620 лет живем". Считается, что примерно столько они живут на территории Беларуси. И только потом расскажет, когда и где жили именно его прадеды.

Еще они любят пересказывать легенду о том, как Витовт Великий подарил эти земли их предкам, как знатная полька дала материал на ту самую Ивьевскую мечеть, которая ни разу с 1882 года не прекращала работу.

Появление татар на наших землях связывают с именем Витовта
© Sputnik Тамара Зенина
Появление татар на наших землях связывают с именем Витовта

Гордятся тем, что земляк Абу-Бекир Шабанович занимает почетную должность муфтия, и радуются тому, что на белорусской земле во все времена чувствовали себя как дома.

В последние десятилетия ивьевских татар обязательно связывают… с помидорами, которые с ранней весны высаживают в огромных теплицах в каждом огороде.

Корреспондент Sputnik Тамара Зенина отправилась в город, который называют "столицей белорусских татар".

В огород раньше, чем в школу

Если заглянуть в любую татарскую теплицу в марте, в нос непременно ударит ядреный запах свежего лука. В этом году он вырос раньше почти на месяц, потому что зима была аномально теплой.

Жанна Радецкая и Алла Радкевич в свободное от теплиц время создают красоту
© Sputnik Тамара Зенина
Жанна Радецкая и Алла Радкевич в свободное от теплиц время создают красоту

"Сейчас идут лук и редиска, потом начнутся у кого огурцы, у кого капуста, но в основном у всех помидоры", – говорят три подруги: Оксана Радкевич, Жанна Радецкая и Алла Радкевич.

Молодые женщины и живут по соседству, и теплицы имеют одинаковые, а недавно объединили свои усилия в один бизнес – открыли небольшой магазинчик, чтобы продавать в нем замечательные вещи, которые делают своими руками.

"Конечно, теплицы есть у нас всех, у кого-то даже две или три", – загибает Жанна Радецкая ноготки с ярким маникюром.

Оксана Радкевич со светильником ручной работы
© Sputnik Тамара Зенина
Оксана Радкевич со светильником ручной работы

 – А в теплице с таким разве можно работать?

"Конечно, перчатки надел и пошел!" – смеется умелица.

"Лук скороспелый, его ничем не обработаешь, людей травить же не будешь. Так что продукт у нас – натуральный", – ручается за всех Алла Радкевич.

А потом все втроем подруги рассказывают про то, что в прошлом году из-за непогоды не взошла половина лука, про то, что в Минске на рынке самим урожай продать уже не получается, одна надежда на скупщиков и россиян.

День помидоров в Ивье
© Sputnik Тамара Зенина
В Ивье традиционно выращивают самые вкусные помидоры

"Иногда и половину обратно везешь домой и по дороге в лесу выбрасываешь от отчаяния", – делятся наболевшим собеседницы.

Красоту, которую они выставили в своем магазине, делают в "свободное от теплиц" время, поясняя, что "в ящике сидеть" не приучены, а приучены с самого детства работать.

"Нас в огород приводили раньше, чем в школу, а кроме огорода были еще лошади, коровы, гуси", – рассказывают девчонки.

Сегодня, по их словам, "с земли уже сильного заработка нет".

"В прошлом году вообще никто ничего не заработал на помидорах, цены не было. С теплиц в последние годы дохода хватает только на то, чтобы едва "отзимовать", – делают грустный вывод татарки.

Когда из работы колхоз да коммунхоз

В Ивьевском краеведческом музее целый зал посвящен истории местных татар. В начале прошлого века даже на картах эту территорию так и обозначали – "татары".

Позже у местечка появилось название Муравщизна. Сейчас это несколько улиц в одном из районов Ивье, на которых по-прежнему живут татары. Из любой части города увидеть Муравщизну можно по возвышающемуся минарету.

Мустафа Халильевич много лет работал в колхозе, да и сейчас без скотины свою жизнь не мыслит
© Sputnik Тамара Зенина
Мустафа Халильевич много лет работал в колхозе, да и сейчас без скотины свою жизнь не мыслит

На одной из улиц поселения встречаю ловко лавирующего на телеге между иномарками Мустафу Халильевича.

"Не знаю, что будет в этом году с урожаем… Раньше мы наберем коробок из-под бананов, уложим в них свой товар – и никто не смотрел на те коробки, главное, чтобы помидоры были хорошие.

А теперь трэба, чтобы коробки были новыми, и каждую продают по доллару. Тысяча коробок – тысяча долларов. А где мне их взять?" – говорит Мустафа о новых требованиях к таре, а потом показывает свою теплицу с редиской, "которая скоро взойдет".

"Ивье – очень красивое, тут как на курорте. Но жить можно только пенсионерам, як у тябе есть пенсия и яшчэ яки даход, – Мустафа указывает на свой огород. – А так тут работы вообще нет: колхоз да коммунхоз". 

Мустафа по образованию ветврач, много лет отработал в колхозе на разных должностях, вплоть до руководителя.

"Свое всегда лучше, чем колхозное. Вот у меня одногруппник, вместе Витебский институт оканчивали, всю жизнь прорабиу у колхозе, был передовиком, грамоты, медали.  Памер – и что детям осталось? Грамоты и медали", – рассуждает Мустафа.

В Ивье находится старейшая на территории Беларуси мечеть
© Sputnik Тамара Зенина
В Ивье находится старейшая на территории Беларуси мечеть

Говорит, что сам всегда держал много скотины – и лошадей, и коров, только теперь осталась "одна Машка".

"И пахать, и сеять – все она. Можно было б купить мини-трактор, но они слабенькие. Лошадь сильней за трактор, да и привык я к лошади", – привычно поправляет упряжь хозяин.

Вспоминает, что раньше и теплиц было "пять-шесть", и земли не в пример больше нынешних 25 соток.

"Постарели мы, силы уже не те, а дети уехали и давно ни в чем не нуждаются", – объясняет татарин.

 – Раз им помогать не нужно, зачем же вы так много работаете? – пытаюсь охватить глазом уходящий за горизонт распаханный надел с огромными теплицами. 

"Брось, разве это много – всего две теплицы", – искренне удивляется Мустафа.

Намаз вместе с мужем совершаем по пять раз в день

С Аминой Шабанович, женой председателя общины, мы встречаемся как раз во время начала распространения коронавируса среди студентов БНТУ, где учится и ее сын.

"Он сразу позвонил нам и сказал, что все факультеты перевели на дистанционное обучение, кроме его – военного", – рассказывает Амина.

 – Волнуетесь за сына?

"На все воля Аллаха!" – спокойно отвечает женщина и проводит меня в ту самую старейшую на территории Беларуси мечеть.

"Предыдущий имам наш был простой человек, работал в колхозе. Наверное, поэтому не вызывал подозрения, и нашу мечеть так и не закрыли, даже когда в Ивье закрыли и костел, и православный храм. Наш новый имам – учитель", – рассказывает Амина.

Сегодня и Коран, и святые мусульманские мугиры есть в доме каждого татарина
© Sputnik Тамара Зенина
Сегодня и Коран, и святые мусульманские мугиры есть в доме каждого татарина

Фотографироваться женщина отказывается.

"Мы с мужем были в хадже в Мекке и Медине. После хаджа сниматься нежелательно", – объясняет мусульманка.

Она рассказывает, что дома вместе с мужем пять раз совершают намаз, а по пятницам обязательно идут в мечеть на главный джума-намаз.

"Теплицы тоже есть, куда без них, мы другой жизни не знаем", – улыбается Амина.

Она вспоминает, как в детстве все росло просто в огороде.

"Потом стали на дугах накрывать парники, поставили для себя маленькие теплички на 5-6 метров. А потом подумали: раз вырастили для себя, почему не вырастить для всех?" – рассказывает собеседница.

Сейчас размер стандартной ивьевской теплицы – 30 на 10 метров, и в каждом огороде их возвышается не меньше двух.

"Аджика, томаты маринованные, томаты дольками, кетчуп, лечо, разные огурцы – все рецепты старые, меня учила свекровь, мама умерла рано. Я люблю делать закатки, все лето делаю, а потом большую половину раздаю", – делится своим главным рецептом Амина.

Пироги и колдуны для настроения

Из погреба ее соседки Айши Сафаревич из всего помидорного ассортимента я выбираю бутылку томатного сока с осевшими хлопьями густой мякоти.   

Мне ароматный напиток напоминает о вкусах из прошлого. О прошлом вспоминает и моя собеседница.

"Мы с детства воспитывались в религиозном духе, сестра училась тайно в специальных классах, которые были в нескольких домах, "медресе".

Арабской грамоте здесь всех научили деды и прадеды, чтобы читать молитвы и суры из Корана
© Sputnik Тамара Зенина
Арабской грамоте здесь всех научили деды и прадеды, чтобы читать молитвы и суры из Корана

Меня арабской грамоте научил дед, он читал молитвы и суры из Корана", – Айша Ибрагимовна трепетно листает Священную книгу.

Сегодня и Коран, и святые мусульманские мугиры есть в доме каждого татарина. Развал Советского Союза вернул татарам и веру, и настоящие имена: Борисы стали Абу-Бекирами, Мишу стали звать Мустафой, а Анна Сафаревич узнала, что она Айша.

"Нынешнее поколение женятся на всех, а вот наши родители были очень категоричны. Мой брат влюбился здесь в Ивье в полячку и решил на ней жениться. Мама от него отреклась, и это была трагедия в нашей семье. Брату с женой пришлось переехать в другой город. На рождение его детей мы приезжали с отцом. Прошло лет пять, прежде чем мама смогла смириться с невесткой другой веры", – рассказывает Айша Ибрагимовна.

Сама она прожила со своим мужем-татарином больше сорока лет, потом овдовела.

"Когда мы поженились, родители подарили нам этот участок и сказали: работайте и обживайтесь. Мы засадили весь участок огурцами, потом возили их в Минск на Комаровку, и там за ними очереди выстраивались. Тогда еще даже пинских не было, только ивьевские", – вспоминает собеседница.

С этого свадебного подарка они с мужем и дом справили, и машину купили.

Айша Сафаревич - настоящая труженица, все своими руками делает, в том числе и вкусные пироги печет
© Sputnik Тамара Зенина
Айша Сафаревич - настоящая труженица, все своими руками делает

"Раньше семена сами делали, помидоры были вкусные, но не транспортабельные. Теперь покупаем голландские гибриды. Вот я уже купила почти на двести долларов", – Айша Ибрагимовна показывает цветные пакетики.

Она сетует на то, что в прошлом году из-за упавшей цены на помидоры до 30 копеек за килограмм только семена и удалось окупить. Прогнозы на этот год хозяйка делать боится.

"Если коронавирус не прекратится и россияне не заберут овощи, вся наша работа и весь урожай пропадет", – вторит ей зашедшая в гости подруга Хадижа Ризванович.

Хадижа выкладывает на стол румяный пирог, а Айша тут же достает из морозильника домашние пельмени, которые татары называют "колдунами".

"Мы на днях налепили аж 200 штук с говядиной и курятиной", – говорят подруги и признаются, что долгие зимние вечера частенько коротают вместе за приготовлением национальных блюд, "просто так, для настроения".

После обеда отправляемся на экскурсию по огороду.

В доме у Айши Ибрагимовны всегда тепло и уютно
В доме у Айши Ибрагимовны всегда тепло и уютно

"Лука раньше я садила тонну, теперь половину. В этой теплице к середине апреля будет редиска, потом везде помидоры. У меня есть еще малая тепличка, я там всякую экзотику высаживаю: помидоры черные, малиновые, де-барао", – с гордостью демонстрирует свое хозяйство Айша Сафаревич.

Как настоящая труженица, она жалуется на спину, называя радикулит своим "профзаболеванием", а как настоящая татарка, тут же размышляет о том, что на ее 15 сотках могла бы вместиться еще одна теплица.   

 – Все говорят о том, что  помидоры перестали быть прибыльным делом, наверное, нет смысла так много работать?

"Может, смысла и нет, но сидеть без дела все равно никто не будет. Я весны не могла дождаться, засиделась в этом планшете с сериалами, одышка появилась. А теперь вот снова начала шевелиться. Если я брошу теплицы и перестану работать, то и мне будет конец", – красноречиво объясняет свою жизненную позицию Айша Сафаревич.

Читайте также:

Теги:
Ивье, Беларусь


Главные темы

Орбита Sputnik