18:35 21 Февраля 2020
Прямой эфир
  • USD2.21
  • EUR2.39
  • 100 RUB3.44
Беларусь.Live
Получить короткую ссылку
185160

Если состав продукта занимает на упаковке больше трех строчек, директор предприятия его не покупает.

Руководитель бобруйской фабрики "Красный пищевик" Сергей Анюховский мечтает посадить сад. Не для души – для нужд предприятия.

Знаменитый бобруйский зефир примерно на треть состоит из натурального яблочного пюре, а с годами садов у белорусов не прибавляется. Директор смотрит на мир зефира реалистично: в конце концов деревни и дачники не смогут обеспечивать фабрику теми же объемами яблок, которые приносят сюда сейчас.

А ведь ежегодно "Красному пищевику" нужно больше 2 тысяч тонн яблок! Руководитель "сладкой" фабрики уже ездил вместе с садоводом осматривать земли под сад, но столкнулся с реальностью – первые саженцы можно посадить не раньше весны 2021 года. До того момента, как сад выйдет на урожайность, пройдет еще лет семь.

"А только через десять-одиннадцать лет он выйдет на окупаемость. Когда такой горизонт, сложно с этим работать, хочется динамики. Новую линию на фабрику поставил – и сразу видишь продукт", – рассуждает директор, но признает: если не посадить сад сейчас, последователям будет не с чем работать.

"О тебе будут говорить: почему 10 лет назад не посадил сад? Сейчас были бы со своим сырьем", – признает Анюховский.

Как убедить китайцев покупать белорусский мармелад и как выдерживать не всегда добросовестную конкуренцию на зефирном рынке, директор рассказал корреспондентам Sputnik.

Директор бобруйской фабрики Красный пищевик Сергей Анюховский признается, что не может не любить зефир
© Sputnik Максим Богданович
Директор бобруйской фабрики "Красный пищевик" Сергей Анюховский признается, что не может не любить зефир

Как приучить Китай к белорусскому мармеладу

Перед входом на фабрику "Красный пищевик" – огромная зефирка, которая светится ночью. На столе директора – зефирки поменьше. На стенах в его кабинете – награды "Красного пищевика", стеклянные скульптуры яблок и даже микрофон с зефиром-набалдашником. Когда спрашиваешь, не приелся ли зефир, многие сотрудники фабрики улыбаются – на этот вопрос им отвечать приходится часто.

Но "Красный пищевик" производит не только зефир: здесь есть конфеты, мармелад – даже "мармеладные мишки" – и мед. Мармелад уже сейчас уезжает в Китай, а мед – в США.

"Буквально утром прочел смску из Нью-Йорка, первая партия меда уже поехала к конечным потребителям по американским сетям. Мед – традиционный для Америки продукт", – рассказал директор фабрики.

Зефир в Штатах тоже покупают – но в основном это выходцы из постсоветских стран. В основном же съедают зефир сами белорусы – и немало, свыше пятисот тонн в месяц отгружается на внутренний рынок.

У проходной фабрики - зефирка. Каждый месяц для белорусов здесь производят около 500 тонн этого лакомства
© Sputnik Максим Богданович
У проходной фабрики - зефирка. Каждый месяц для белорусов здесь производят около 500 тонн этого лакомства

"Белорусский рынок – основной для нас, 80% продается в нашей республике, порядка 15% – в Российскую Федерацию. Российский рынок среди экспортных для нас основной, но структура экспорта меняется. Если раньше на его долю приходилось 90% от общего экспорта, то сегодня – 75%. Развиваются другие рынки, появляются новые", – рассказал Анюховский.

Как и другие "пищевики", фабрика поглядывает и на огромный, почти необжитой китайский рынок. Директор уверяет, что белорусская кондитерка может понравиться китайцу, который сейчас настроен покупать импортное – так почему бы не белорусское?

Руководитель поясняет: еще недавно китайцы не знали вкуса кофе, а теперь этот продукт захватывает китайский рынок, и цены на него все растут.

Уже было несколько пробных попыток поставки в Китай продукции "Красного пищевика" – и мармелад, и халва, и конфеты в шоколаде. В этом месяце первый полноценный контейнер с белорусским продуктом должен отправиться в КНР. Логистика позволяет за две недели доставить товар по железной дороге – для продукции, срок годности которой всего четыре месяца, это важно.

"Китайцы стали богаче жить, и они доверяют импортной продукции зачастую больше, чем своей. Два года назад я посещал Шанхай. Китайские коллеги сказали: нам нужен дорогой качественный продукт. Мы предложили сделать этикетку китайской, но они отказались – говорят, это будет означать, что продукт произведен в Китае, и к нему будет меньше доверия. Так что этикетка должна быть белорусской, а уж стикеры на китайском языке на нее нанесут", – пояснил Анюховский.

Директор фабрики мечтает заложить яблоневый сад - чтобы у Красного пищевика была собственная сырьевая база, а пока яблоки закупают у населения
© Sputnik Максим Богданович
Директор фабрики мечтает заложить яблоневый сад - чтобы у "Красного пищевика" была собственная сырьевая база, а пока яблоки закупают у населения

Чего недоговаривают производители зефира?

Порядка 60% продукции "Красного пищевика" – старый добрый зефир.

Директор научил читателей Sputnik, как выбрать в магазине правильный зефир, даже не заглядывая в графу "страна производства".

"На этикетке нужно искать, что на первом месте в составе продукта. Сегодня бобруйский зефир на 30% состоит из яблочного пюре – это предусматривали советские ГОСТы. У нас из шести линий есть только одна ускоренного производства. В зефире, который на ней производится, только порядка 10-15% яблочного пюре, а такими линиями заставлена вся Россия", – говорит Сергей Анатольевич.

Бобруйский зефир на 30% состоит из яблочного пюре – это предусматривали советские ГОСТы
© Sputnik Максим Богднович
Бобруйский зефир на 30% состоит из яблочного пюре – это предусматривали советские ГОСТы

Чем меньше в зефире яблочного пюре, тем больше в нем сахара и патоки. Именно потому, что бобруйские сладости на треть состоят из яблок, в нашем зефире есть кислинка.

А проще: в ста граммах бобруйского зефира – одно яблоко.

"Я всегда говорю – если на этикетке состав продукта занимает больше трех строчек, его нужно положить туда, где он лежал. Не в упрек коллегам – порой посмотришь на состав того же печенья и удивляешься. У нас состав – яблочное пюре, сахар, патока, яичный белок. Чтобы студнеобразование шло быстрее – цитрусовый пектин", – говорит директор "Красного пищевика".

Прямых конкурентов у компании на белорусском рынке нет. "Красного Мозырянина" называют не конкурентами, а коллегами.

"Как фабрика с одной линией может конкурировать с той, у которой их шесть? Они догоняют, подстраиваются под ту ценовую политику, которую мы проводим", – признает Анюховский.

Но есть понятие "товаров-заменителей".

Здесь не используют кондитерские глазури - работают на настоящем шоколаде
© Sputnik Максим Богданович
Здесь не используют кондитерские глазури - работают на настоящем шоколаде

"Если человеку без разницы, что взять к чаю, он с равной вероятностью может выбрать или зефир, или печенье, или шоколадную конфету. Если ему важна цена, бежит за ценой. Если важно качество бренда, покупает продукцию определенной фабрики", – поясняет Сергей Анатольевич.

Иногда приходится сталкиваться с недобросовестной конкуренцией.

"Мы не используем кондитерские глазури, работаем на настоящем шоколаде. В случае с зефиром в шоколаде это влияет на цену. Иногда на рынок заходят продукты в кондитерской глазури, а продаются под видом зефира "в шоколаде". Когда видишь за 5 рублей на полке зефир в шоколаде, то понимаешь, что он физически не может столько стоить. Пользуются подменой понятий", – рассказывают в Бобруйске о недобросовестных конкурентах.

В компании с этим борются, информируют контролирующие органы.

"Некоторые производители не наносят на этикетку весь состав, который есть в продукте. Когда конкурент приходит с продуктом, который на 20-40% дешевле твоего, понимаешь, что что-то не так. Когда ты не эксперт, не поймешь, в чем подвох", – поясняют на бобруйской фабрике.

Зефир на территории фабрики - главный элемент декора
© Sputnik Максим Богданович
Зефир на территории фабрики - главный элемент декора

Если на фабрике кто-то из конкурентов вызывает подозрения, то "Красный пищевик" делает контрольную закупку, выявляет такие "недосказанности" в составе продукта и просит контролирующие органы принять меры.

Протеиновые батончики из Бобруйска

На фабрике не могли не заметить, что отношение людей к своему здоровью меняется. Для бизнеса это новая ниша. На "Красном пищевике" готовят линейку, в которой будут представлены энергетические и протеиновые продукты питания.

Они будут, обещают на фабрике, немного дешевле, чем импортные аналоги.

Здесь производят не только зефир, но и  конфеты, мармелад и даже мед
© Sputnik Максим Богданович
Здесь производят не только зефир, но и конфеты, мармелад и даже мед

"Как у местного производителя, у нас будет возможность предложить более выгодную цену, это позволит потребителю сделать шаг в нашу сторону. Буквально на этой неделе с коллегами дегустировали драже с высоким содержанием протеина. Будем запускать в производство протеиновые батончики, ореховые пасты", – рассказал Анюховский для тех потребителей, которым зефир кажется недостаточно подходящим для ЗОЖ продуктом.

Почему "Красный пищевик" берется за новые для себя продукты, где и без того сложилась конкуренция? Потому что свободных ниш попросту нет, убежден директор.

"Если бы вы мне сказали, какая ниша свободна, я бы с радостью туда побежал, но сегодня нет свободных ниш, смотришь, в каких ты можешь быть конкурентнее", – говорит директор.

В кабинете директора повсюду зефир - даже сувенирный микрофон с зефиром-набалдашником
© Sputnik Максим Богданович
В кабинете директора повсюду зефир - даже сувенирный микрофон с зефиром-набалдашником

Мед – еще один шажок в сторону здорового образа жизни белорусов и импортеров бобруйской продукции, но разобраться в меде оказалось нелегко. Руководитель фабрики говорит просто – "влезли в тему", не имея ни малейшего представления о ней, но через два года уже стали экспертами.

"Сегодня для белорусов мед – это практически одно разнотравье. Мы хотим выстроить с пчеловодами такую систему, чтобы можно было продавать монофлерный мед – липовый, гречишный и так далее", – поясняет директор.

Поначалу мед завозили из Украины, потому что у белорусских пасечников практически не отлажена система сбора продукта по сортам и работы с ним.

"Мы учимся и будем учиться вместе с пчеловодами правильно заготавливать мед. Этой зимой будем учить пчеловодов правильно собирать его, не заниматься фальсификацией", – говорят на "Красном пищевике" и поясняют – микроскоп не обманешь. Там видно, какой продукт привез пасечник и с каких растений пчелы собирали пыльцу.

"Евроопт" – не панацея

На внутреннем рынке один из основных путей продаж "Красного пищевика" – собственная сеть. А в регионах скоро будут разъезжать автомагазины – они будут развозить продукцию бобруйской фабрики в далекие и малые населенные пункты.

Собственные магазины используют, чтобы понять, какой из новых продуктов приглянулся потребителю, а какой пора убирать с полок торговых сетей.

От крупной сети "Евроопт" компания не зависит во многом благодаря фирменным магазинам. Если на "Евроопт" приходится только 7% продаж, то на собственную сеть – около 25%.

Ягодная пастила - полезный и вкусный продукт
© Sputnik Максим Богданович
Ягодная пастила - полезный и вкусный продукт

"Новые продукты не сразу отдаем в ритейл. Первые партии обкатываем на пяти-десяти магазинах собственной сети. Когда появляются лидеры, ставим их в национальную "ключевку" – крупные гипермаркеты. А с аутсайдерами работаем, пересматриваем рецептуру, вкус, оформление. Если продукт не зарекомендовал себя в нашей сети, то и на стороне продаваться тоже не будет. Зачем тогда тратить силы и энергию?" – говорит директор.

Продуктов, на которые "Красный пищевик" решил не тратить силы и энергию, тоже хватает.

"В Австрии на одной кондитерской фабрике создали кладбище идей. Так и назвали. Туда отправляют продукты, которые умерли. Стоит гранитный памятник, указаны даты, когда они продавались. Мы пока такого не делали, и разместить негде. Хотя идея интересная", – смеется Сергей Анюховский.

Но что здесь хоронить не собираются – традиционный классический зефир. Сколько бы новых продуктов на бобруйской фабрике ни выпускалось, зефира все равно обещают производить не меньше половины общих объемов.

Линии могут обновляться и меняться, главное, чтобы не изменилась рецептура старой доброй бобруйской классики.

"Когда мы запускали новую линию зефира в шоколаде, сохранили классическую рецептуру. Покупатели уже три года лакомятся зефиром с новой линии, и никто не заметил этого, потому что осталась прежняя рецептура. А на каком железе производится, потребителю не интересно. Главное, чтобы вкус не поменялся, а консистенция осталась прежней", – убеждены на фабрике, где первая партия зефира сошла с конвейера 85 лет назад.

Теги:
ОАО "Красный пищевик", зефир, Бобруйск, Беларусь

Главные темы

Орбита Sputnik