Деревня Пятилетка находится меньше чем в двух километрах от второй взлетной полосы Национального аэропорта Минск.
Здесь открытия новой полосы ждали, ведь власти обещали, что, как только полетят самолеты, они придумают, что делать с деревней, жители которой с 2011 года жалуются на шум во все доступные инстанции.
Дошли до президента, пытаются объяснить: под крылом самолета многие пожилые старожилы Пятилетки чувствуют себя неуютно, и хотят добиться четкого ответа, снесут ли деревню, как обещалось еще восемь лет назад.
На Крите хуже
Пятилетку построили еще до войны. Леонид Игнатович – старожил, он приезжал сюда в гости к бабушке и вспоминает, что еще тогда, до строительства первой полосы аэропорта, деревню собирались сносить. Переписали всех жителей, а потом процесс остановился. Так деревня и стояла до 2011 года, когда людей снова собрали и сказали: будут строить вторую полосу аэропорта – теперь точно снесут.
Вот уже и вторую полосу открыли, а деревня стоит до сих пор.
"Потом на собрании в Смолевичах сказали: подождите первого самолета, и тогда мы все решим. А он пролетел еще до открытия полосы. Если бы летчик тогда голову просунул в форточку, можно было бы описать этого летчика. У меня антенна высоковато, боялся, что зацепится. Такая махина летит. Звук – сумасшедший!" – и шутит, и жалуется Леонид Григорьевич.
Анна Ивановна в шутку зовет себя директором аэропорта – внуки купили бинокль, чтобы в него наблюдать за самолетами на взлете. Кто-то смеется – мол, за эти годы хорошо выучили расписание аэропорта. Точно знают: активнее всего летают в девять утра, потом небольшое затишье до 11, затем снова плотное расписание.
"А мне сказали: на острове Крит аэропорт в самом центре, кругом люди живут, курортники, и не боятся", – обижается одна из жительниц Пятилетки Наталья Григорьевна на такие аргументы.
Но, кроме шуток, у жителей деревни много вопросов, и от того, что никто не дает на них четких ответов, вопросы все приумножаются. Сливают ли летчики керосин перед заходом на посадку? Вредно ли это? А самый главный – что будет с деревней, которая находится меньше чем в двух километрах от второй полосы? Пятилетка полнится слухами.
Как внуку объяснить, что это гудит?
"Шум невыносимый, а еще же экология. Ладно мне седьмой десяток, а как детей и внуков клубникой, земляникой кормить, когда прямо над головой самолет летит?" – говорит Зинаида Шабловская.
"В прошлом году воду с петрушки сливаем – а там керосин по воде плавает", – добавляет одна из жительниц.
Тамара рассказывает, что, когда проводились замеры в 2011 году – то есть еще до строительства второй полосы, результаты были одни: шум в деревне превышает норму, экология оставляет желать лучшего. Последние данные показывают уже, что уровень шума выше нормы всего на 1 децибел. Жители деревни не понимают, как получились такие цифры.
"В 2011 году брали пробы – вода была плохая, шум превышал норму. А сейчас, куда я ни звоню, оказывается, что все в норме", – рассказывает Тамара Дидуэль и показывает бумаги, которые собрала за восемь лет обращения в инстанции.
В июне 2018 года жителям деревни пришел ответ из Минского областного центра гигиены, эпидемиологии и общественного здоровья. В заключении со ссылкой на Минский областной комитет природных ресурсов и охраны окружающей среды было сказано о ряде нарушений требований природоохранного законодательства в части обеспечения безопасных условий для жизни и здоровья населения. Национальному аэропорту Минск предложили принять меры.
Еще в 2017 году жителям пообещали шумоизоляционные щиты, специальные окна и шумопоглощающие материалы для облицовки домов. Но в деревне не понимают, как щит может защитить. Не установишь же купол над Пятилеткой, говорит Петр Шабловский.
Шумоизоляционные окна в некоторых домах стоят давно, поставили за свои деньги, но от шума они, уверяют в Пятилетке, не спасают. Проверить предлагают просто: подождите, пока следующий самолет полетит, сами все услышите.
Особенно тяжело ночью – расписание полетов плотное, в четыре утра самолеты слышны хорошо. Проснувшись в такое время, пожилой человек засыпает уже с трудом.
Да и не только пожилым порой не спится.
"У меня внуку годик, его на лето привезут, он ночью проснется, как я ему объясню, что это самолет гудит?" – говорит другая жительница Пятилетки.
Чего хотят жители
Позиция жителей деревни простая – хотят отселения. Дом или квартира – для многих неважно. Просто хотят получить жилье и уже даже придумывают для властей планы, как это можно лучше реализовать.
"Большие квартиры нам не нужны, пусть это будут коттеджики на две семьи. Мы же не просим сто тысяч долларов, чтобы на островах жилье купить", – говорят жильцы.
В 2017 году пришел ответ из администрации Октябрьского района Минска. В нем было сказано, что уже предварительно определено 18 жилых домов, предусмотренных к первоочередному выносу. Всего в зону превышения звукового воздействия попадает 73 участка.
"Самое страшное – люди в неизвестности. Я бы делала камин или ворота, если бы знала, что сносить не будут", – говорит одна жительница.
Другая настаивает: никакого камина, мы требуем сноса.
"Мы требуем, чтобы отселили деревню. Мы живем в аварийно-опасной зоне. Мы желаем всем добра, но что, если что-нибудь случится?" – говорят люди и вспоминают экстренные выпуски новостей, которые каждый раз примеряют на себя.
"Плюс к этому – за деревней идет полоса безопасности газопровода, как можно было вообще так планировать взлетную полосу, размещать ее в таком месте? Если что случится, ни "Пятилетки" не будет, ни аэропорта", – недоумевают в деревне.
Ходили и на прием к президенту, но в администрации сказали: Наталья Кочанова уже взяла вопрос на контроль.
Был и более радикальный план действий – взять флаги, устроить митинг на земле, чтобы хотя бы летчики и пассажиры в небе заметили жителей Пятилетки. Потом передумали.
"Зачем позорить Беларусь? Мы любим Беларусь, и летчики не виноваты. Но что для Беларуси одна деревенька?" – говорят местные и расходятся.
"Топливо над деревней не сливаем"
Жизнь местным подпортил ураган, который повалил в 2016 году деревья, закрывавшие деревню от взлетной полосы, признает заместитель генерального директора по организации воздушного движения Валерий Сулейманов. Он говорит: жителям Пятилетки действительно не очень повезло с местом расположения деревни, но все же призывает не драматизировать и успокаивает местных несколькими аргументами.
Самолет за условную антенну не зацепится, убеждает Валерий Ринатович. Хоть с земли кажется, что лайнер летит совсем низко, на самом деле на расстоянии двух километров от взлетной полосы высота составляет не менее шестидесяти метров.
Второй аргумент менее утешительный – раньше самолеты шумели еще сильнее. Лет двадцать назад над деревней садились и взлетали Ту-154 и Ту-134.
"Они так шумели, что можно уши затыкать. Сегодня это тихие самолеты – "Боинги" и "Эмбраеры", они соблюдают процедуры по снижению шума. Я сам жил в Щучине и понимаю, что такое, когда взлетает истребитель – у дома стекла трясутся. Но сейчас самолеты другие. Когда мы открывали вторую полосу, на первую как раз садился самолет "Аэрофлота". Мы даже не услышали этой посадки", – рассказывает Сулейманов.
Он признает: в ближайшее время спокойнее в небе над Пятилеткой не станет. В июне нагрузка на вторую полосу еще больше вырастет, потому что первую закроют примерно на месяц, а через полтора года она отправится на долгий ремонт.
Летают самолеты на обычном авиационном керосине, который в атмосфере сгорает практически полностью. А вот переживать из-за того, что над деревней самолет может слить керосин, не стоит.
"У широкофюзеляжных самолетов есть специальные системы слива топлива, а для ближнемагистральных самолетов установлены специальные зоны ожидания выработки топлива в радиусе 60 километров от аэропорта. В районе "Минск-2" топливо не сливают", – уверяет он.
Даже если такая необходимость возникнет в экстренной ситуации, сливать топливо можно на высоте не меньшей, чем шестьсот метров – такие требования международных документов гражданской авиации.
"Ниже сливать нельзя, тем более на удалении 2 км от аэропорта", – уточняет Сулейманов.
Тем более не стоит думать, что над деревней могут слить бытовые отходы. Для этого к самолету приезжает специальная машина – туалет-сервис – которая уже после посадки производит очистку и заливает новый раствор.
А вот проложить маршрут в обход Пятилетки, к сожалению, не выйдет – слишком близко к аэропорту она расположена. На расстоянии одиннадцати километров начинается так называемый прямолинейный участок полета. К этому моменту воздушное судно должно стабилизироваться и лететь прямо, особенно если посадка производится в сложных метеорологических условиях, на которые рассчитана вторая полоса.
Но, несмотря на это, будут пересмотрены процедуры прилета-вылета на новую полосу, чтобы снизить шумовую нагрузку на близлежащие населенные пункты, пообещали в Белаэронавигации. Так же поступают за границей – например, на конечных этапах захода на посадку самолеты снижают скорости до минимальных, чтобы лайнеры шумели меньше. Кроме того, стараются обеспечить людям спокойную ночь. Что предпримут для того, чтобы помочь Пятилетке, пока неясно.
Читайте также:
-
Оглохшая Пятилетка: как живут в деревне с видом на аэропорт
-
"Нам бы чистого глотнуть": чего хотят жители деревни Пятилетка