Не могу сказать, что я, как трехлетний сын соседки, мечтала покататься на мусоровозе. Но редакция сказала: "Надо!"
Раньше я только из окна наблюдала за работой этой оранжевой машины, с грохотом хватающей мусорные контейнеры.
За полсмены, проведенные в кабине мусоровоза, я избавилась от предубеждения о том, что эта профессия грязная, увидела несовершенство нашей градостроительной системы и даже прочувствовала ее своей "пятой точкой".
Экзамен каждый день
На специфическую экскурсию я поехала с Дмитрием Базаревским, водителем мусоровоза предприятия "Спецкоммунавтотранс" с 13-летним стажем. Повез он меня в Серебрянку, которую коммунальщики после центра города считают самым сложным районом Минска.
– Сейчас я задом погоню машину вот на ту дальнюю площадку, – предупреждает меня Дмитрий, въехав в один из больших дворов, и уточняет: "Если буду заезжать передом, не смогу развернуться и подъехать к контейнерам".
Я выхожу из машины, чтобы занять "лучшее место в зрительном зале".
– Вы собираетесь ехать этой дорогой? – уточняю на всякий случай.
К конечной точке, которую указал Дмитрий, ведет узкая проезжая часть, половину которой отхватили припаркованные машины, дополнительно урезанная валами замерзшего после расчистки снега.
Такую эстафету с препятствиями в виде расставленных в шахматном порядке автомобилей даже на легковой машине и двигаясь вперед пройдет без потерь не каждый.
Дмитрий называет свой маневр "ежедневный забор площадки". И действительно проделывает его каждую смену. Мусоровозы, как и МЧС или скорая помощь, работают без выходных.
"Это еще не самый сложный вариант. Вы бы посмотрели, сколько здесь машин в выходные! К контейнерам близко вообще подъехать невозможно", – говорит собеседник и начинает уверенно двигаться назад, поглядывая то в боковые зеркала, то в монитор заднего вида.
Помните экзамен в ГАИ: площадка, заезд в гараж, диагональная парковка? Каждую смену водители мусоровозов сдают этот экзамен по много раз.
Если на припаркованной посреди двора машине оставлен телефон, водители звонят хозяевам. Если телефона нет, вызывают ГАИ.
"Когда звонишь, все выходят и извиняются, но на следующее утро снова ставят свои машины на те же места. Вероятно, они думают, что я должен звонить им каждый раз", – удивляется водитель несознательности граждан.
Он рассказывает, что у водителей мусоровозов бывают случаи, когда они задевают другие машины и могут их поцарапать. Сам Дмитрий уже много лет ездит без аварий: "тьфу-тьфу-тьфу".
"У меня тоже есть машина. Когда я оставляю ее у дома, всегда просчитываю, чтобы она не смогла помешать никакому транспорту и чтобы не оказалась на пути у пешеходов", – говорит он.
Дакар отдыхает!
Задним ходом мусоровоз Базаревского выписывает такие диагонали, чтобы не задеть ничей транспорт, что невольно начинаешь держать за него кулаки.
Огромная махина постоянно едет под углом, половиной колес наехав на тротуар, периодически заезжая еще и на придомовые клумбы, едва вписываясь между деревьями у подъездов. Дакар отдыхает!
Жильцы, понятное дело, негодуют, но к водителям мусоровозов относятся с пониманием и сочувствием. С претензиями подходят к журналистам.
"Давайте поднимать проблему, разве так можно?! Все бордюры разбитые. Утром в темноте дети идут по тротуарам в школу, и им даже некуда убежать от этих машин", – эмоционально разводит руками местная жительница Зоя Петровна, которая, несмотря на мороз, увидев журналистов, выскочила из дома в одной кофте.
"Они, бедные, выезжают в очень трудных условиях. Это так опасно! Мы стучимся везде, но никто нам не помогает", – жалуется пенсионерка.
– А к своему соседу, который оставил вот эту машину посреди дороги, стучались? – спрашиваю я.
– А куда ему деть машину? – парирует Зоя Петровна, видимо, никогда не слышавшая ни о парковках, ни о гаражах.
"Все правда. Действительно, утром в темноте страшно не только машину задеть, но еще и сбить кого-то", – подтверждает Дмитрий Базаревский.
Почему крановщики играют на детских автоматах
Дмитрий работает на мусоровозе отечественного производства с верхней загрузкой. При заборе мусора он даже не выходит из машины.
Просто высовывает руку из окна и ловко нажимает на рычаги, расположенные за ним, будто на игровом автомате.
Так, "играючи", большие железные щипцы обхватывают контейнер, поднимают его и переворачивают настолько точно над люком в крыше кузова, что на землю не просыпается ничего.
Со стороны процесс напоминает захват игрушек в игровом автомате.
"В автомате я никогда не могу достать игрушку. Там принцип какой-то другой. Слышал, что у крановщиков такой захват хорошо получается", – смеется Дмитрий и продолжает "играться", опуская контейнер.
Три минуты – три пустые мусорки. Дальше все просто: плита прессования спрессовывает, специальное устройство, которое называют "варушителем", равномерно распределяет мусор по кузову.
В машину с верхней загрузкой спрессованными можно вместить 50 обычных контейнеров размером 0,75 кубических метра. Больше всего, 70 кубов, вмещается в машину с задней загрузкой. Этими кубами и измеряется работа водителя мусоровоза. Больше кубов – больше зарплата.
Из машины с задней загрузкой водителю нужно выходить у каждой площадки и регулировать процесс с улицы. Не так удобно. Тем не менее машины с верхней загрузкой Осиповичский завод "Коммаш" с производства снял несколько лет назад.
"Больше вместимость – меньше рейсов, топлива и смен", – объяснит позже начальник отдела эксплуатации "Спецкоммунавтотранса" Иван Цуканов экономическое преимущество машин с задней загрузкой.
"Конечно, мне удобно работать на этой машине. Но к ней есть вопросы по технике безопасности. Контейнер поднимается на большую высоту, и бывали случаи, когда не выдерживали и лопались захваты или трос, и контейнер срывался", – объясняет водитель Базаревский, почему он готов пересесть на машину с задней загрузкой.
Он рассказал, что несколько раз прямо под висящим контейнером оказывались молодые люди в наушниках, "которые ничего не видят и не слышат сигналов".
Про слабости и дальнобойщиков
"Угощайтесь!" – предлагает мне конфеты гостеприимный хозяин кабины мусоровоза, когда я удобно усаживаюсь на соседнее сиденье.
В кабине, где Дмитрий проводит 8 часов, тепло и чисто. Свое рабочее место он оборудовал сам: калькулятор для того, чтобы заполнять путевой лист, "букет" отверток в подставке для мелкого ремонта, магнитола и динамики, чтобы слушать музыку по дороге на полигон, и термокружка с чаем и леденцы на импровизированном столике между сиденьями.
"Я не курю, но конфеты – моя слабость", – улыбается водитель.
Большой красный провод, закрученный спиралью до потолка, оказывается пневмошлангом, который Дмитрий приспособил для уборки.
"Не люблю работать в грязной машине. Особенно летом в открытое окно летит много пыли. Этим обдувом пыль можно быстро сдуть, потом протереть влажной тряпкой", – перекладывает Дмитрий аккуратно сложенную тряпочку.
Вывозом мусора в Минске занимаются два предприятия: "Спецкоммунавтотранс", в котором работает Дмитрий и на долю которого приходится шесть районов столицы, и "Ремондис", который обслуживает остальные три.
Зарплата у водителей мусоровоза не маленькая даже по меркам столицы, от 1200 рублей.
"Те, кто хотят заработать и не ленятся, могут выйти в дополнительную смену, зарабатывают нормально", – утверждает начальник отдела эксплуатации.
"Но, конечно, мы не можем платить столько, сколько предлагают иностранные компании по перевозке грузов", – сетует он и рассказывает, что в прошлом году 26 водителей, а это шестая часть всего коллектива, перешли работать в литовскую компанию дальнобойщиками.
"Я не жалею, что не ушел, меня здесь все устраивает. К тому же я не готов оставлять надолго семью, у меня двое маленьких детей", – объясняет свою позицию водитель Базаревский.
Бабушки-конкурентки
Я ем конфетки и подпрыгиваю на сиденье, как на аттракционе "пружинные качели". Оп! Бордюр, еще бордюр, снежный вал… А когда мусор из контейнера летит в кузов, "приседает" и дергается вся машина, ну и мы вместе с ней. Если проехать один раз, даже весело.
Выравнивая машину у очередной площадки, Дмитрий резко берет назад: прямо под колеса бросается бабушка. Я аж вскрикиваю от неожиданности.
Бабушка оказывается не самоубийцей, а охотницей за стеклотарой и картоном. Она пытается выхватывать бутылки даже из захваченного контейнера.
"Не пугайтесь, эти бабушки – наши "конкурентки", их ничего не останавливает", – успокаивает меня Дмитрий.
А бабушка действительно, не обращая внимания ни на людей, ни на машину, быстро шурует по контейнеру, чтобы успеть урвать хоть что-то "ценное".
Она хорошо знает, что многие граждане не утруждают себя сортировкой мусора и выбрасывают пластик, стекло и бумагу в общие контейнеры для бытовых отходов.
К слову, по всей Серебрянке с прошлого года в качестве эксперимента расставлены новые импортные яркие пластиковые контейнеры, которые, надеются коммунальщики, подвигнут еще большее количество людей на раздельный сбор мусора.
Такие контейнеры выгружают в отдельные мусоровозы, которые едут не на свалку, а на мусоросортировочный завод, где содержимое подвергают более тщательной сортировке.
Лично мне еще не хватает контейнера для пищевых отходов. Но в ближайшее время таких в наших дворах не появится, говорит Иван Цуканов, который встречает нас с Дмитрием по окончании смены.
Как помочь мусоровозу
На прощанье все вместе пытаемся ответить на главный вопрос: как облегчить водителям мусоровозов работу во дворах.
"Возможно, если бы мусорные площадки перенесли поближе к проезжим частям, это решило бы часть проблем?" – предлагаю я.
"Вспомните, сколько было возмущений, когда стали заваривать мусоропроводы в подъездах. Тогда людям предлагалось просто выйти из дома. Вы думаете, что они понесут мусор через весь район к проезжей части?" – сомневается Дмитрий.
"Вы, наверное, в Польше видели такие площадки для мусора, они там действительно расположены между домами. Но там совсем другие градостроительные нормы и другой менталитет!" – разбивает в пух и прах мою идею Иван Цуканов.
Читайте также:
- Определено место для первого в стране мусоросжигательного завода
- Лукашенко в очередной раз потребовал раздельно собирать мусор
- Почему буксует раздельный сбор мусора