17:55 16 Января 2018
Прямой эфир
Супруга композитора Евгения Глебова держит в руках фотографию мужа

Жена "исключительного" композитора о Глебове на работе и дома

© Sputnik/ Дарья Бурякина
Стиль жизни
Получить короткую ссылку
39840

Каким был автор первого белорусского национального балета на современную тему, что вдохновляло композитора на создание мелодий для любимых многими белорусских фильмов "Я родом из детства", "Саша-Сашенька", "Дикая охота короля Стаха"? Читайте эксклюзивное интервью супруги Евгения Глебова.

Ольга Савицкая, Sputnik.

Лариса Глебова более сорока лет была рядом с известным белорусским композитором. В интервью Sputnik Лариса Васильевна поделилась воспоминаниями о совместной жизни с Евгением Глебовым.

Знакомство

— То, что он совершенно не такой как все, я почувствовала с первых минут. А познакомились мы с Евгением Александровичем совершенно случайно. Однажды моя соседка Майя, артистка витебского драмтеатра, приехавшая на лето к родителям, предложила сходить с нею в студию Белорусского радио. Мне было 19 лет, я — человек любознательный, согласилась.

Пройти на территорию радиокомитета на улице Революционной тогда было просто — называешь свою фамилию, тебя на проходной записывают — и вперед. Подруга сразу нырнула в какие-то двери, а я осталась одна, и пошла по коридору на авось. И вскоре решила заглянуть в комнату, из которой доносилась музыка. Мне сказали: "Сюда нельзя".

Работа над проектом балета Мечта
© Фото: из архива Большого театра Беларуси
Работа над проектом балета "Мечта"

Это был Борис Ипполитович Райский, он тогда только начал работать художественным руководителем оркестра республиканского телевидения и радио. Интеллигент и добрейшей души человек, не прогнал постороннюю личность, а повел в какую-то аудиторию и сказал сидеть тихо. Я пристроилась в уголке на стуле, стала слушать и рассматривать худощавого молодого человека с длинными волосами, совсем не в моем вкусе, который сидел за пультом.

Перед ним — стеклянная перегородка, за стеклом — оркестр. Он переговаривается с дирижером Виктором Дубровским, с которым в тот день записывалась сюита из балета "Мечта", о чем я узнала позднее… Здесь меня и нашла Майка. Оказывается, этих людей она знала. Они поздоровались, расцеловались, на меня — ноль внимания. Когда мы вышли, она спросила: "Ты хоть знаешь, кто это? Это Женька Глебов!". Я особо не впечатлилась: "Ну, слышала фамилию по радио".

На выходе из здания Дубровский и Глебов догнали нас и предложили вместе пообедать в кафе. Так и началось наше знакомство.

Исключение

Женя был на 13 лет старше меня. У него тогда был не лучший период — как раз исключили из Союза композиторов. За что? Скорее всего, за прямоту и бескомпромиссность, если речь шла о профессии. Не всем по душе были его ранняя известность и успех.

Членом Союза композиторов СССР он стал в Москве после показа на молодежном композиторском пленуме, когда он не имел еще диплома об окончании консерватории, что само по себе нонсенс по тем временам.

"Из молодых, да ранний!", — было ему замечено на одном из заседаний в Союзе композиторов. "Молодость проходит, бездарность остается", — парировал Глебов.

Его считали выскочкой, осуждали за регулярные непосещения заседаний и мероприятий СК. Прошло много лет, и как-то во время съезда Союза композиторов СССР в Москве мы обедали в небольшом ресторанчике. Присутствовали Василий Павлович Соловьев-Седой и Анатолий Васильевич Богатырев, педагог Евгения Александровича, который вдруг сообщил: "А вы знаете, что Глебова даже исключали из союза!" На что Соловьев-Седой, человек проницательный, ответил: "Ну что ж, значит, у вас есть один исключительный композитор"…

Быт

Когда мы с ним познакомились, я увидела, каким иногда наивным и неприспособленным он был в обиходных делах. Я почти всегда сопровождала его в поездках. Однажды он поехал без меня в Сараево и забыл, куда сдал свой чемодан. Этот чемодан, пока отыскался, "висел" где-то целый месяц…

Во время застольной беседы он мог внезапно замолчать, уйти в свой кабинет, тронуть пару клавишей, затем вернуться к столу и продолжать общение, как ни в чем не бывало.

Он понятия не имел о ценах, потому что не ходил в магазины. Все это лежало на мне. И я была не просто готова, я была счастлива во всем помогать ему — отвечать на телефонные звонки, вести переписку деловую и личную, всегда "быть на подхвате".

Лариса Глебова
© Sputnik/ Дарья Бурякина
Лариса Глебова

Я и на юрфак поступила исключительно из-за осознания того, что помогать ему надо толково и профессионально. После окончания университета работала адвокатом, потом закончила аспирантуру и 30 с лишним лет преподавала на кафедре гражданского права БГУ.

Мечта

Первый балет Глебова "Мечта" до сих пор считают первым белорусским национальным балетом на современную тему. "Мечту" ставили Алексей Андреев и Нина Стуколкина. Танцевали Алевтина Корзенкова, Валентин Давыдов, Раиса Красовская. Было очень интересно присутствовать на репетициях. Я сидела на галерке и, затаив дыхание, наблюдала за творческим процессом, видела энтузиазм молодых артистов. Красивое было время…

Основой сюжета балета "Мечта" стала остросовременная на тот момент тема репатриации некогда бежавших и ныне возвращавшихся на родину белорусов из Латинской Америки. Многие из них тогда приехали в Минск… Главная героиня, балерина, возвращается на родину, устраивается в театр, где и разворачиваются основные события. Третий акт "Мечты" представлял собой дивертисмент, очень уместный, в котором героиня танцевала в балете "К звездам". Подготовка спектакля в те годы была кропотливой и долгой, и ко времени выпуска спектакля в СССР случилось событие вселенского масштаба: в космос полетел Юрий Гагарин. Этим органично воспользовались и постановщики, и композитор. Спектакль получился по тем временам суперсовременным.

Творческая группа балета Альпийская баллада
© Sputnik/ из архива Большого театра Беларуси
Творческая группа балета "Альпийская баллада"

Глебова, правда, ругали за использование в советском(!) театре оперы и балета джазовых мелодий, саксофонов и ионики (прародительницы нынешних клавишных). И не следует забывать, что он в то время был исключен из Союза композиторов. Допустить музыку такого композитора в советский академический Большой театр было нельзя.

Глебову-то было все равно — он работал, писал, сочинял. Никогда не подстраивался ни под какую марку — политическую или в искусстве. Его музыка была вне подобного рода течений, она исполнялась всегда и везде, потому что ценили ее за качество.

…И вот наступил момент, когда надо было выпускать спектакль. Глебова вызвали в ЦК, побеседовали, и через неделю восстановили в Союзе композиторов. Премьера балета состоялась через месяц. Был полный аншлаг, успех, триумф. Спектакль стал одним из самых популярных в репертуаре театра.

Вот таким был приход Глебова в музыкальный театр.

Кино

Глебов много писал для кино, сотрудничая с киностудией "Беларусьфильм". А началось все с того, что однажды раздался звонок в дверь, зашел Володя Орлов, ныне известный режиссер, и от имени Владимира Владимировича Корш-Саблина предложил сотрудничество. Снимался фильм "На росстанях" по произведениям Якуба Коласа.

И после этого его стали приглашать другие режиссеры. Как композитор он был безотказен, профессионален, добросовестен, абсолютно надежен. Какие музыкальные перлы разбросаны в фильмах "Весенняя сказка" ("Снегурочка"), "После ярмарки" ("Павлинка")! Его музыка звучит в фильмах: "Венок сонетов", "Дикая охота короля Стаха", "Звон уходящего лета" и многих других наших белорусских картинах.

Евгений Глебов в зрительном зале
© Sputnik/ из архива Большого театра Беларуси
Евгений Глебов в зрительном зале

В картине "Я родом из детства" снимался Владимир Высоцкий и пел там несколько своих песен. Помню эпизод у нас дома, когда Володя пел полночи, а Женя записывал его на тогдашний огромный магнитофон МАГ-9. Потом они снова встретились на съемочной площадке фильма "Саша-Сашенька".

Дома у нас бывали многие актеры, художники, музыканты, потому что Женя был человек хлебосольный. Он дружил с художниками Михаилом Савицким, Евгением Лысиком, Александром Кищенко. Из музыкантов ему были наиболее близки Евгений Федорович Светланов, Кирилл Владимирович Молчанов, Кара Караев, Гия Канчели, Виталий Гевиксман.

Правила пользованияКомментарии



Главные темы

Орбита Sputnik

  • Руководитель Центра экономических исследований Института глобализации и социальных движений Василий Колташов

    Крупнейший в Балтии металлургический завод KVV Liepajas metalurgs продадут по частям: эксперт о том, почему ЕС выгодно уничтожение промышленности региона.

  • Рождественские скидки в литовских магазинах

    Экс-посол Литвы в США Жигимантас Павиленис считает, что жадность бизнеса и отсутствие контроля привели к высоким потребительским ценам в его стране.

  • Суперкубок УЕФА

    Победители Лиги чемпионов и Лиги Европы могут сыграть в Кишиневе – молдавская столица заявила желание принять матч за Суперкубок УЕФА в 2020 году.

  • Жан-Клод Юнкер и Юри Ратас

    Эстонское председательство оставило в Европе "цифровой след", заявил премьер Юри Ратас, выступая в Страсбурге перед европарламентариями.

  • Президент РФ Владимир Путин и президент США Дональд Трамп на саммите АТЭС

    Один из важных вопросов встречи президентов Казахстана и США: примет ли Назарбаев роль "посла доброй воли" между Америкой и Россией?

  • Президент наградил орденом Ахьдз-Апша Мушни Ласуриа

    Президент Абхазии Рауль Хаджимба наградил орденом "Ахьдз-Апша" I степени Мушни Ласуриа в день 80-летия Народного поэта.

  • Архивное фото экс-президента Кыргызстана Алмазбека Атамбаева

    На курултае Социал-демократической партии Кыргызстана ее председателем могут избрать экс-президента страны Алмазбека Атамбаева.

  • Выставка ярмарка продукции промышленных товаров Республики Узбекистан 2017

    Таджикистан за 2017 год увеличил торговый оборот с Узбекистаном на 82% – это самый высокий рост по сравнению с другими торговыми партнерами Таджикистана.

  • Рейтинговое агентство Мудис (Moody's)

    Правительство Узбекистана будет привлекать международные рейтинговые агентства для объективной оценки проводимых в стране преобразований и реформ.

  • Показательные учения на полигоне.

    МВД Южной Осетии проводит рейдовые мероприятия с целью выявить и изъять у населения незарегистрированное оружие.

  • Руководитель Центра экономических исследований Института глобализации и социальных движений Василий Колташов

    Крупнейший в Балтии металлургический завод KVV Liepajas metalurgs продадут по частям: эксперт о том, почему ЕС выгодно уничтожение промышленности региона.

  • Рождественские скидки в литовских магазинах

    Экс-посол Литвы в США Жигимантас Павиленис считает, что жадность бизнеса и отсутствие контроля привели к высоким потребительским ценам в его стране.