16:42 17 Декабря 2018
Прямой эфир
  • USD2.12
  • EUR2.40
  • 100 RUB3.19
Супруга композитора Евгения Глебова держит в руках фотографию мужа

Жена "исключительного" композитора о Глебове на работе и дома

© Sputnik Дарья Бурякина
Стиль жизни
Получить короткую ссылку
49440

Каким был автор первого белорусского национального балета на современную тему, что вдохновляло композитора на создание мелодий для любимых многими белорусских фильмов "Я родом из детства", "Саша-Сашенька", "Дикая охота короля Стаха"? Читайте эксклюзивное интервью супруги Евгения Глебова.

Ольга Савицкая, Sputnik.

Лариса Глебова более сорока лет была рядом с известным белорусским композитором. В интервью Sputnik Лариса Васильевна поделилась воспоминаниями о совместной жизни с Евгением Глебовым.

Знакомство

— То, что он совершенно не такой как все, я почувствовала с первых минут. А познакомились мы с Евгением Александровичем совершенно случайно. Однажды моя соседка Майя, артистка витебского драмтеатра, приехавшая на лето к родителям, предложила сходить с нею в студию Белорусского радио. Мне было 19 лет, я — человек любознательный, согласилась.

Пройти на территорию радиокомитета на улице Революционной тогда было просто — называешь свою фамилию, тебя на проходной записывают — и вперед. Подруга сразу нырнула в какие-то двери, а я осталась одна, и пошла по коридору на авось. И вскоре решила заглянуть в комнату, из которой доносилась музыка. Мне сказали: "Сюда нельзя".

Работа над проектом балета Мечта
© Photo : из архива Большого театра Беларуси
Работа над проектом балета "Мечта"

Это был Борис Ипполитович Райский, он тогда только начал работать художественным руководителем оркестра республиканского телевидения и радио. Интеллигент и добрейшей души человек, не прогнал постороннюю личность, а повел в какую-то аудиторию и сказал сидеть тихо. Я пристроилась в уголке на стуле, стала слушать и рассматривать худощавого молодого человека с длинными волосами, совсем не в моем вкусе, который сидел за пультом.

Перед ним — стеклянная перегородка, за стеклом — оркестр. Он переговаривается с дирижером Виктором Дубровским, с которым в тот день записывалась сюита из балета "Мечта", о чем я узнала позднее… Здесь меня и нашла Майка. Оказывается, этих людей она знала. Они поздоровались, расцеловались, на меня — ноль внимания. Когда мы вышли, она спросила: "Ты хоть знаешь, кто это? Это Женька Глебов!". Я особо не впечатлилась: "Ну, слышала фамилию по радио".

На выходе из здания Дубровский и Глебов догнали нас и предложили вместе пообедать в кафе. Так и началось наше знакомство.

Исключение

Женя был на 13 лет старше меня. У него тогда был не лучший период — как раз исключили из Союза композиторов. За что? Скорее всего, за прямоту и бескомпромиссность, если речь шла о профессии. Не всем по душе были его ранняя известность и успех.

Членом Союза композиторов СССР он стал в Москве после показа на молодежном композиторском пленуме, когда он не имел еще диплома об окончании консерватории, что само по себе нонсенс по тем временам.

"Из молодых, да ранний!", — было ему замечено на одном из заседаний в Союзе композиторов. "Молодость проходит, бездарность остается", — парировал Глебов.

Его считали выскочкой, осуждали за регулярные непосещения заседаний и мероприятий СК. Прошло много лет, и как-то во время съезда Союза композиторов СССР в Москве мы обедали в небольшом ресторанчике. Присутствовали Василий Павлович Соловьев-Седой и Анатолий Васильевич Богатырев, педагог Евгения Александровича, который вдруг сообщил: "А вы знаете, что Глебова даже исключали из союза!" На что Соловьев-Седой, человек проницательный, ответил: "Ну что ж, значит, у вас есть один исключительный композитор"…

Быт

Когда мы с ним познакомились, я увидела, каким иногда наивным и неприспособленным он был в обиходных делах. Я почти всегда сопровождала его в поездках. Однажды он поехал без меня в Сараево и забыл, куда сдал свой чемодан. Этот чемодан, пока отыскался, "висел" где-то целый месяц…

Во время застольной беседы он мог внезапно замолчать, уйти в свой кабинет, тронуть пару клавишей, затем вернуться к столу и продолжать общение, как ни в чем не бывало.

Он понятия не имел о ценах, потому что не ходил в магазины. Все это лежало на мне. И я была не просто готова, я была счастлива во всем помогать ему — отвечать на телефонные звонки, вести переписку деловую и личную, всегда "быть на подхвате".

Лариса Глебова
© Sputnik Дарья Бурякина
Лариса Глебова

Я и на юрфак поступила исключительно из-за осознания того, что помогать ему надо толково и профессионально. После окончания университета работала адвокатом, потом закончила аспирантуру и 30 с лишним лет преподавала на кафедре гражданского права БГУ.

Мечта

Первый балет Глебова "Мечта" до сих пор считают первым белорусским национальным балетом на современную тему. "Мечту" ставили Алексей Андреев и Нина Стуколкина. Танцевали Алевтина Корзенкова, Валентин Давыдов, Раиса Красовская. Было очень интересно присутствовать на репетициях. Я сидела на галерке и, затаив дыхание, наблюдала за творческим процессом, видела энтузиазм молодых артистов. Красивое было время…

Основой сюжета балета "Мечта" стала остросовременная на тот момент тема репатриации некогда бежавших и ныне возвращавшихся на родину белорусов из Латинской Америки. Многие из них тогда приехали в Минск… Главная героиня, балерина, возвращается на родину, устраивается в театр, где и разворачиваются основные события. Третий акт "Мечты" представлял собой дивертисмент, очень уместный, в котором героиня танцевала в балете "К звездам". Подготовка спектакля в те годы была кропотливой и долгой, и ко времени выпуска спектакля в СССР случилось событие вселенского масштаба: в космос полетел Юрий Гагарин. Этим органично воспользовались и постановщики, и композитор. Спектакль получился по тем временам суперсовременным.

Творческая группа балета Альпийская баллада
© Sputnik из архива Большого театра Беларуси
Творческая группа балета "Альпийская баллада"

Глебова, правда, ругали за использование в советском(!) театре оперы и балета джазовых мелодий, саксофонов и ионики (прародительницы нынешних клавишных). И не следует забывать, что он в то время был исключен из Союза композиторов. Допустить музыку такого композитора в советский академический Большой театр было нельзя.

Глебову-то было все равно — он работал, писал, сочинял. Никогда не подстраивался ни под какую марку — политическую или в искусстве. Его музыка была вне подобного рода течений, она исполнялась всегда и везде, потому что ценили ее за качество.

…И вот наступил момент, когда надо было выпускать спектакль. Глебова вызвали в ЦК, побеседовали, и через неделю восстановили в Союзе композиторов. Премьера балета состоялась через месяц. Был полный аншлаг, успех, триумф. Спектакль стал одним из самых популярных в репертуаре театра.

Вот таким был приход Глебова в музыкальный театр.

Кино

Глебов много писал для кино, сотрудничая с киностудией "Беларусьфильм". А началось все с того, что однажды раздался звонок в дверь, зашел Володя Орлов, ныне известный режиссер, и от имени Владимира Владимировича Корш-Саблина предложил сотрудничество. Снимался фильм "На росстанях" по произведениям Якуба Коласа.

И после этого его стали приглашать другие режиссеры. Как композитор он был безотказен, профессионален, добросовестен, абсолютно надежен. Какие музыкальные перлы разбросаны в фильмах "Весенняя сказка" ("Снегурочка"), "После ярмарки" ("Павлинка")! Его музыка звучит в фильмах: "Венок сонетов", "Дикая охота короля Стаха", "Звон уходящего лета" и многих других наших белорусских картинах.

Евгений Глебов в зрительном зале
© Sputnik из архива Большого театра Беларуси
Евгений Глебов в зрительном зале

В картине "Я родом из детства" снимался Владимир Высоцкий и пел там несколько своих песен. Помню эпизод у нас дома, когда Володя пел полночи, а Женя записывал его на тогдашний огромный магнитофон МАГ-9. Потом они снова встретились на съемочной площадке фильма "Саша-Сашенька".

Дома у нас бывали многие актеры, художники, музыканты, потому что Женя был человек хлебосольный. Он дружил с художниками Михаилом Савицким, Евгением Лысиком, Александром Кищенко. Из музыкантов ему были наиболее близки Евгений Федорович Светланов, Кирилл Владимирович Молчанов, Кара Караев, Гия Канчели, Виталий Гевиксман.


Главные темы

Орбита Sputnik

  • Русскому театру Эстонии - 70 лет

    Свой 70-летний юбилей Русский театр Эстонии отметил грандиозным праздничным концертом, который прошел при аншлаге.

  • Нурсултан Назарбаев, архивное фото

    Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев рассказал, почему в 1991 году ему было непросто объявить о независимости республики.

  • Российская военная база в городе Гудаута Республики Абхазия

    Российско-абхазские тактические учения прошли на полигонах Цабал и Нагвалоу – в них приняли участие свыше тысячи военных и современная техника.