Ольга Савицкая, Sputnik.
Лариса Глебова более сорока лет была рядом с известным белорусским композитором. В интервью Sputnik Лариса Васильевна поделилась воспоминаниями о совместной жизни с Евгением Глебовым.
Знакомство
— То, что он совершенно не такой как все, я почувствовала с первых минут. А познакомились мы с Евгением Александровичем совершенно случайно. Однажды моя соседка Майя, артистка витебского драмтеатра, приехавшая на лето к родителям, предложила сходить с нею в студию Белорусского радио. Мне было 19 лет, я — человек любознательный, согласилась.
Пройти на территорию радиокомитета на улице Революционной тогда было просто — называешь свою фамилию, тебя на проходной записывают — и вперед. Подруга сразу нырнула в какие-то двери, а я осталась одна, и пошла по коридору на авось. И вскоре решила заглянуть в комнату, из которой доносилась музыка. Мне сказали: "Сюда нельзя".
Это был Борис Ипполитович Райский, он тогда только начал работать художественным руководителем оркестра республиканского телевидения и радио. Интеллигент и добрейшей души человек, не прогнал постороннюю личность, а повел в какую-то аудиторию и сказал сидеть тихо. Я пристроилась в уголке на стуле, стала слушать и рассматривать худощавого молодого человека с длинными волосами, совсем не в моем вкусе, который сидел за пультом.
Перед ним — стеклянная перегородка, за стеклом — оркестр. Он переговаривается с дирижером Виктором Дубровским, с которым в тот день записывалась сюита из балета "Мечта", о чем я узнала позднее… Здесь меня и нашла Майка. Оказывается, этих людей она знала. Они поздоровались, расцеловались, на меня — ноль внимания. Когда мы вышли, она спросила: "Ты хоть знаешь, кто это? Это Женька Глебов!". Я особо не впечатлилась: "Ну, слышала фамилию по радио".
На выходе из здания Дубровский и Глебов догнали нас и предложили вместе пообедать в кафе. Так и началось наше знакомство.
Исключение
Женя был на 13 лет старше меня. У него тогда был не лучший период — как раз исключили из Союза композиторов. За что? Скорее всего, за прямоту и бескомпромиссность, если речь шла о профессии. Не всем по душе были его ранняя известность и успех.
Членом Союза композиторов СССР он стал в Москве после показа на молодежном композиторском пленуме, когда он не имел еще диплома об окончании консерватории, что само по себе нонсенс по тем временам.
"Из молодых, да ранний!", — было ему замечено на одном из заседаний в Союзе композиторов. "Молодость проходит, бездарность остается", — парировал Глебов.
Его считали выскочкой, осуждали за регулярные непосещения заседаний и мероприятий СК. Прошло много лет, и как-то во время съезда Союза композиторов СССР в Москве мы обедали в небольшом ресторанчике. Присутствовали Василий Павлович Соловьев-Седой и Анатолий Васильевич Богатырев, педагог Евгения Александровича, который вдруг сообщил: "А вы знаете, что Глебова даже исключали из союза!" На что Соловьев-Седой, человек проницательный, ответил: "Ну что ж, значит, у вас есть один исключительный композитор"…
Быт
Когда мы с ним познакомились, я увидела, каким иногда наивным и неприспособленным он был в обиходных делах. Я почти всегда сопровождала его в поездках. Однажды он поехал без меня в Сараево и забыл, куда сдал свой чемодан. Этот чемодан, пока отыскался, "висел" где-то целый месяц…
Во время застольной беседы он мог внезапно замолчать, уйти в свой кабинет, тронуть пару клавишей, затем вернуться к столу и продолжать общение, как ни в чем не бывало.
Он понятия не имел о ценах, потому что не ходил в магазины. Все это лежало на мне. И я была не просто готова, я была счастлива во всем помогать ему — отвечать на телефонные звонки, вести переписку деловую и личную, всегда "быть на подхвате".
Я и на юрфак поступила исключительно из-за осознания того, что помогать ему надо толково и профессионально. После окончания университета работала адвокатом, потом закончила аспирантуру и 30 с лишним лет преподавала на кафедре гражданского права БГУ.
Мечта
Первый балет Глебова "Мечта" до сих пор считают первым белорусским национальным балетом на современную тему. "Мечту" ставили Алексей Андреев и Нина Стуколкина. Танцевали Алевтина Корзенкова, Валентин Давыдов, Раиса Красовская. Было очень интересно присутствовать на репетициях. Я сидела на галерке и, затаив дыхание, наблюдала за творческим процессом, видела энтузиазм молодых артистов. Красивое было время…
Основой сюжета балета "Мечта" стала остросовременная на тот момент тема репатриации некогда бежавших и ныне возвращавшихся на родину белорусов из Латинской Америки. Многие из них тогда приехали в Минск… Главная героиня, балерина, возвращается на родину, устраивается в театр, где и разворачиваются основные события. Третий акт "Мечты" представлял собой дивертисмент, очень уместный, в котором героиня танцевала в балете "К звездам". Подготовка спектакля в те годы была кропотливой и долгой, и ко времени выпуска спектакля в СССР случилось событие вселенского масштаба: в космос полетел Юрий Гагарин. Этим органично воспользовались и постановщики, и композитор. Спектакль получился по тем временам суперсовременным.
Глебова, правда, ругали за использование в советском(!) театре оперы и балета джазовых мелодий, саксофонов и ионики (прародительницы нынешних клавишных). И не следует забывать, что он в то время был исключен из Союза композиторов. Допустить музыку такого композитора в советский академический Большой театр было нельзя.
Глебову-то было все равно — он работал, писал, сочинял. Никогда не подстраивался ни под какую марку — политическую или в искусстве. Его музыка была вне подобного рода течений, она исполнялась всегда и везде, потому что ценили ее за качество.
…И вот наступил момент, когда надо было выпускать спектакль. Глебова вызвали в ЦК, побеседовали, и через неделю восстановили в Союзе композиторов. Премьера балета состоялась через месяц. Был полный аншлаг, успех, триумф. Спектакль стал одним из самых популярных в репертуаре театра.
Вот таким был приход Глебова в музыкальный театр.
Кино
Глебов много писал для кино, сотрудничая с киностудией "Беларусьфильм". А началось все с того, что однажды раздался звонок в дверь, зашел Володя Орлов, ныне известный режиссер, и от имени Владимира Владимировича Корш-Саблина предложил сотрудничество. Снимался фильм "На росстанях" по произведениям Якуба Коласа.
И после этого его стали приглашать другие режиссеры. Как композитор он был безотказен, профессионален, добросовестен, абсолютно надежен. Какие музыкальные перлы разбросаны в фильмах "Весенняя сказка" ("Снегурочка"), "После ярмарки" ("Павлинка")! Его музыка звучит в фильмах: "Венок сонетов", "Дикая охота короля Стаха", "Звон уходящего лета" и многих других наших белорусских картинах.
В картине "Я родом из детства" снимался Владимир Высоцкий и пел там несколько своих песен. Помню эпизод у нас дома, когда Володя пел полночи, а Женя записывал его на тогдашний огромный магнитофон МАГ-9. Потом они снова встретились на съемочной площадке фильма "Саша-Сашенька".
Дома у нас бывали многие актеры, художники, музыканты, потому что Женя был человек хлебосольный. Он дружил с художниками Михаилом Савицким, Евгением Лысиком, Александром Кищенко. Из музыкантов ему были наиболее близки Евгений Федорович Светланов, Кирилл Владимирович Молчанов, Кара Караев, Гия Канчели, Виталий Гевиксман.