МИНСК, 26 ноя – Sputnik. Эксперты в области уголовного права не исключают, что до конца текущего года в Беларуси может появиться документ, ужесточающий наказание за коррупцию.
На минувшей неделе президент республики Александр Лукашенко заявил о необходимости ужесточить наказание за коррупционные преступления. Поводом для этого послужила ситуация с перепродажей новых квартир низкой себестоимости в Минске.
"Сроки появления такого документа будут зависеть от того, как сработают правоохранительные органы. Если, условно говоря, сегодня-завтра, через неделю будет громкое задержание с поличным (взяткой – Sputnik), то соответствующий документ может появиться до конца года", – такое мнение высказал Sputnik эксперт в области уголовного права.
По его словам, в том, что в ближайшем будущем ужесточат ответственность по так называемым коррупционным статьям, особо сомневаться не стоит.
"Практика показывает, что если власть говорит о том, чтобы ужесточить наказание, то практически не бывает случаев, чтобы этого не происходило. С вопросами либерализации законодательства в той или иной сфере ситуация пока не такая", – сказал собеседник агентства.
Указ или декрет?
Говоря о том, какие механизмы будут задействованы в случае принятия решения об ужесточении наказания за коррупцию, эксперт отметил, что вряд ли власти пойдут длинным путем.
"Скорее всего, это будет по сценарию с ужесточением наказания за наркопреступления. Был главой государства подписан документ, и потом в соответствии с ним приводились в соответствие законы", – сказал собеседник Sputnik.
По его словам, можно ожидать, что это будет указ или декрет. Эксперт полагает, что, скорее всего, ужесточение выразится в увеличении верхнего предела наказания по ч. 3 ст. 430 "Получение взятки" Уголовного кодекса. Также эксперт не исключает того, что увеличится наказание и по статьям 424–426 – за злоупотребление властью или служебными полномочиями, по которым, как правило, в суды идет директорский корпус.
"Вместе с тем нельзя исключать того, что наказание могут ужесточить по всему блоку антикоррупционых статей", – сказал эксперт и напомнил, что более пяти лет назад к нему по инициативе Генпрокуратуры были отнесены ряд статей УК, в том числе 210 "Хищение", 431 "Дача взятки". В настоящее время в Беларуси максимальное наказание за коррупционное преступление (взятку) – 15 лет лишения свободы с конфискацией всего имущества.
"Это не как в Китае, но одно из самых суровых в Европе", – уточнил собеседник Sputnik.
Он также не исключил того, что вопрос у руководства страны об увеличении сроков наказания за соответствующие преступления возник еще в начале лета, когда вскрылись факты коррупции в системе Минздрава.
Жестокость или неотвратимость?
По мнению эксперта, знакомого с ходом предварительного расследования и судебного следствия многих громких коррупционных дел в стране, вопрос борьбы с такими преступлениями в государстве должен решаться не путем ужесточения сроков.
"В этом вопросе главное – неотвратимость наказания, а не его чрезмерная жестокость", – пояснил он свой посыл.
При этом он коснулся темы условно-досрочного освобождения осужденных за коррупцию директоров предприятий и чиновников.
"Директорский корпус в стране и так не самое сильное звено. Кем они вернутся после исправительной колонии, если отсидят от звонка до звонка семь лет по минимуму? Известно, что после пяти лет нахождения в местах лишения свободы у человека происходят необратимые изменения в психике – даже невиновный начитает считать себя уголовником", – сказал собеседник Sputnik.
Страх как счетчик
Эксперт считает, что проблему коррупции в Беларуси нужно решать комплексно. "Ведь они берут взятки, превышают полномочия, совершают хищения не потому, что они такие уже плохие были изначально либо ставили цель, когда соглашались на руководящие должности. В определенной степени на это их толкает и система оплаты труда", – сказал эксперт. При этом он отметил, что "директорский корпус и губернаторы, наверное, должны иметь достойную оплату труда, чтобы им было что терять".
По его словам, в настоящее время, по большому счету, от коррупции чиновников и директорский корпус удерживает страх перед судом. "Но, как показывает практика, страх увеличивает сумму взятки", – добавил эксперт.
Собеседник Sputnik не исключил того, что многие чиновники, топ-менеджеры предприятий, которые были осуждены за коррупцию, думали примерно одинаково: мне нечего терять, отсижу срок, но приму 100-200 тысяч евро, чтобы обеспечить будущее детям.
Статистика
Эксперт также рассказал, что за последнее десятилетие из судов вышли на свободу только несколько человек, задержанных по ч. 3 ст. 430 (получение взятки в особо крупном размере) УК. "Это буквально два-три случая за последние семь-восемь лет. В основном по громким коррупционным делам суды назначали 10–14 лет, минимум семь с половиной лет лишения свободы", – сказал собеседник агентства.
Читайте также:
- Овцы и коррупция: яркие цитаты Лукашенко в Витебске
- Лукашенко о коррупции в медицине: под следствием почти 100 человек ― пока
- Мафия бессмертна, коррупция неистребима... но выход есть