Ученые выяснили, как долго сохраняется иммунитет к коронавирусу

© Пресс-служба Минобороны РФ / Перейти в фотобанкПробирки с кровью для анализа
Пробирки с кровью для анализа - Sputnik Беларусь
Ученые поставили задачу выяснить не то, как долго сохраняются сами антитела, а сколько в иммунной системе сохраняется память о встрече с вирусом.

МИНСК, 24 дек – Sputnik. Специальную методику для проверки иммунитета по клеткам памяти в крови пациентов, перенесших коронавирус, разработали австралийские ученые. Результаты проведенного на ее основе исследования показали, что иммунитет к инфекции сохраняется как минимум восемь месяцев. Исследование опубликовано в журнале Science Immunology.

Сотрудница научно-исследовательской лаборатории готовит препарат - Sputnik Беларусь
Выявлена особенность иммунитета, которая осложняет течение COVID

Исследователи из Университета Монаша, Института Бернета и больницы Альфреда в Мельбурне в течение восьми месяцев проводили анализ образцов крови 25 добровольцев, у которых был подтвержден диагноз COVID-19. С 4-го и до 242-го дня заболевания каждому участнику исследования ученые выполнили серию "моментальных снимков" состояния иммунной системы. В контрольную группу отобрали 36 человек, у которых не было признаков инфекции.

По результатам выяснилось, что концентрация свободных антител к SARS-CoV-2 в крови начинала падать уже через 20 дней после появления первых симптомов. Аналогичные результаты давали и другие исследования, продемонстрировавшие, что уровни антител быстро снижаются, особенно в легких случаях COVID-19.

В этот раз ученые поставили задачу выяснить не то, как долго сохраняются сами антитела, а сколько в иммунной системе сохраняется память о встрече с вирусом.

Антитела, по образному выражению авторов, схожи со снарядами, которыми иммунная система атакует патоген, а сигнал к выработке антител подают белые кровяные тельца, называемые В-клетками памяти.

В случае с некоторыми патогенами эти клетки сохраняются много лет. Например, корь вызывает реакцию антител, которая на протяжении всей жизни остается примерно на одном уровне. Для других возбудителей болезней иммунной системы, спустя некоторое время, требуется напоминание в виде бустерных вакцин.

Политический консультант, публицист Анатолий Вассерман  - Sputnik Беларусь
Радио
Вассерман рассказал, как получил иммунитет к коронавирусу без болезни

Чтобы проверить, сохраняется ли у иммунной системы, знакомой с COVID-19, достаточное количество В-клеток памяти, чтобы справиться с вирусом, если он снова появится через несколько месяцев, исследователи вводили в образцы крови испытуемых флуоресцентно-меченые кусочки SARS-CoV-2.

Анализ не только выявил значительную реакцию на COVID-19 в каждом из образцов крови, но и позволил ученым определить, какие типы В-клеток памяти реагируют на конкретную часть вируса.

Результаты однозначно показали, что сильный иммунный ответ формируется в крови ранее перенесшего COVID-19 человека и через восемь месяцев после заражения.

Вирусные белки, которые использовали авторы исследования, считаются основными объектами для нацеливания разрабатываемых вакцин. Это позволяет ученым сделать вывод, что большинство вакцин также должны обеспечить хороший уровень иммунитета как минимум в течение восьми месяцев.

"Это было как черное облако, нависшее над потенциальной защитой, которую может обеспечить вакцина против COVID-19", – приводятся в пресс-релизе Университета Монаша слова руководителя исследования иммунолога Менно ван Зельма (Menno van Zelm). Он отмечает, что полученные результаты дают надежду, что вакцины обеспечат долгосрочную защиту.

По мнению авторов, чтобы взять пандемию под контроль, нужно, чтобы у 70 процентов населения сформировался иммунитет. И теперь известно, что для этого есть окно как минимум в восемь месяцев, отмечают ученые.