Во многих кафе крайне затруднительно узнать полный состав блюда, а технологическую карту отказываются показать даже аллергикам – узнали, на что может рассчитывать клиент ресторана в Минске: по закону и на деле.
С проблемой пренебрежения некоторыми ингредиентами в составе продуктов или блюд сталкиваются многие минчане, только одним нежелательный репчатый лук в пицце всего лишь испортит гастрономические впечатления, а для других случайное наличие корицы в пирожке с яблоком может закончиться трагедией.
Sputnik выслушал пострадавших, попытался добиться желаемой информации в заведениях столичного общепита, а также обратился за разъяснениями в МАРТ.
Съела яблочный пирожок – опухло небо
Своей историей со Sputnik согласилась поделиться минчанка Мария. Девушка долгие годы живет с аллергией на корицу: выработала привычку не только избегать ароматной выпечки и специфических напитков, но и внимательно изучать состав продуктов.
"Шла мимо фастфуд-ресторана, зашла купить кофе, а к нему по акции давали яблочный пирожок. Когда откусила, сразу почувствовала привкус. Отложила и пошла смотреть состав на сайте, но ничего там не нашла. Когда через пару минут у меня начало отекать небо, снова стала гуглить, попала на российский сайт и вуаля: "Насладитесь начинкой из яблок с корицей", – рассказывает Мария.
Действительно, официальный ресурс заведения в Беларуси подробного описания начинки десерта не предлагает, указано лишь, что она сладкая и приготовлена из яблок. Мария недоумевает: почему бы не приводить полный состав на упаковке или хотя бы не указывать информацию о сильных и распространенных аллергенах?
"Мне хоть и не очень приятно, но не смертельно: отек Квинке быстро не развивается, если сразу принять антигистаминное, будет только дискомфорт и легкий отек неба. А если препарата не окажется под рукой? И что делать другим аллергикам с более серьезными проблемами?" – возмущается минчанка.
Аналогичный случай произошел с девушкой позже после покупки популярного шоколадного батончика с новым вкусом: если в заведениях на такой недосмотр может повлиять и простой человеческий фактор, то подобного случая с "заводской" упаковкой Мария никак не ожидала.
"Специально прочла состав, ничего запрещенного для себя не нашла. Как только укусила, почувствовала запах корицы. Начала плеваться, небо в тех местах, куда успел попасть шоколад, даже отекло. Прочла состав еще раз, нашла там только "смесь специй" – без расшифровки", – вспоминает собеседница агентства.
Более расширенный состав ей удалось отыскать только в сети: указанная "смесь специй" включала в себя не только корицу, но и мускатный орех, гвоздику и гвоздичный перец, кориандр, анис и имбирь.
Состав блюд знают не везде, а техкарту не дают даже аллергику
В законодательстве нет требования указывать в меню полный состав блюда. Сказано лишь, что по требованию потребителя должны дать информацию о составе. В какой форме (устно или предоставив технологическую документацию на ознакомление) - также не указывается.
По жалобам аллергиков, многие кафе и рестораны Минска грешат незнанием точного состава блюд. В одно из заведений на фудкорте столичного торгового центра идем как раз по их наводке; заказываем равиоли с рыбой, к которым прилагается соус, названный в меню "шпинатным", без пояснений.
Заметив потенциально опасный кедровый орех и решив убедиться наверняка, обращаемся с вопросом к персоналу. На несколько минут нас оставляют у стойки; не добившись от коллег достоверного ответа, один из работников предполагает, что в соус добавляют грецкий (который выглядит совсем иначе).
При повторном обслуживании в заведении все же смогли перечислить ингредиенты, из которых приготовлен шпинатный соус (упомянув и потенциальный аллерген), а вот в предоставлении техкарты или рецептуры отказали – "коммерческая тайна". "Мы работаем по франшизе, нас оштрафуют за разглашение рецептуры", – миролюбиво пояснил повар, отвлеченный нами от работы.
В заведении готовы лишь отвечать на вопросы. Чтобы выяснить для нас калорийность блюда, повар вынужден дозвониться до коллег из цеха заготовок. "Аллергики или те, кто на диете, обычно просто спрашивают повара о составе, а техкарту не просят", – поясняет девушка за кассовым аппаратом, пока мы ждем ответа.
Выясняется, что указанная на официальном сайте калорийность пары "равиоли + соус" на 200 калорий ниже реальной – той, что, по словам повара, указана в техкарте. Такое несоответствие цифр в заведении прокомментировать не могут.
В кафе по соседству, где гостям предлагают горячие блюда из картошки с различными добавками, все ингредиенты перечислены на стенде в меню. Не указаны только специи; о том, есть ли они вообще в блюдах (и какие именно), сотруднику за кассовым аппаратом ничего неизвестно. Увидеть техкарту он нам тоже не позволяет: по его словам, она "прикреплена у повара на кухне, ее никак не вынести". Выяснить калорийность блюд, утверждает собеседник, невозможно вовсе.
В точке с шаурмой на другой стороне внушительного фудкорта о "КБЖУ" блюд, как и об их точном составе, также ничего сказать не могут, а за любыми документами советуют обращаться к директору напрямую. Под натиском собеседница все же идет искать техкарту на кухню, однако возвращается ни с чем, а мы – ни с чем уходим.
Позже Sputnik не удается получить развернутый ответ еще в нескольких точках фудкорта.
Персонал многих заведений не готов к вопросам клиента, большинство сотрудников перечисляют лишь основные ингредиенты блюд, игнорируя как минимум специи.
В кафе удивляются нашему запросу: по словам поваров, гости редко обращаются к ним за столь подробной информацией.
МАРТ: информацию о полном составе должны давать по закону
Требование о предоставлении покупателю информации о составе того или иного блюда в объекте общественного питания содержится в пункте 5 статьи 7 Закона "О защите прав потребителей", разъяснили Sputnik в Министерстве антимонопольного регулирования и торговли.
Упомянутый пункт гласит, что при оказании потребителю услуг общественного питания по его требованию должна быть предоставлена информация о составе пищевых продуктов, блюд, кулинарных изделий, указанных в меню, способах их кулинарной обработки.
"Учитывая, что покупатель, как правило, знает, какие продукты вызывают у него аллергию, рекомендуем ему уточнять у работников объекта общественного питания (например, у официанта или администратора), входят ли эти продукты в состав того или иного блюда", – пояснила консультант отдела методологии управления организации торговли и общественного питания МАРТ Анастасия Ераховец.
В случае, если ему отказали в предоставлении информации о составе того или иного блюда, потребитель вправе оставить соответствующую запись в Книге замечаний и предложений. Если его не удовлетворит ответ на оставленное обращение, он вправе обратиться в местный исполнительный и распорядительный орган, на территории которого расположено заведение (например, в администрацию района или в городской, районный исполком).
"Когда речь идет о товарах, реализуемых в объектах розничной торговли, например, о колбасных изделиях, то на них в обязательном порядке до момента реализации должен присутствовать товарный ярлык (этикетка) либо потребительская упаковка с указанием состава продукта, срока годности, условий хранения и иной информации", – резюмировали представители МАРТ.
***
Требования в отношении белорусских кафе (в частности, к обращению продукции) содержит соответствующий документ – "Санитарно-эпидемиологические требования для объектов общественного питания". И норм, которые предписывали бы обязательное указание в меню, техкарте, составе или описании блюда продуктов, которые являются потенциальными аллергенами, в нем нет.