Директор РНПЦ психического здоровья, главный внештатный психиатр Минздрава Александр Старцев рассказал корреспонденту Sputnik Елене Клещенок, слабеет ли психическое здоровье белорусов, можно ли заполучить психоз от непосильных нагрузок, сообщают ли врачи коллегам или родственникам, что вы лечились в психиатрическом стационаре и как мы сами себя невротизируем.
"Рост заболеваемости — общемировая тенденция"
— Александр Иванович, стали ли белорусы болеть психическими заболеваниями чаще?
— Статистика десяти последних лет действительно говорит о росте числа обращений за помощью специалистов в сфере психического здоровья. Общая заболеваемость (когда обращаются как по впервые возникшим, так и по уже имеющимся заболеваниям — Sputnik) выросла на 14%. Первичная заболеваемость (когда обращаются только по поводу впервые возникших психических расстройств) — на 7,8%.
Однако по увеличению этих показателей неверно делать вывод о том, что в белорусской популяции болеть психическими расстройствами стали чаще. Рост связан, во-первых, с увеличением числа обращений по поводу деменции, что в свою очередь является следствием увеличения количества людей пенсионного возраста в нашей стране. Половина обратившихся к специалистам — лица нетрудоспособного возраста, а это результат увеличения продолжительности жизни белорусов.
Во-вторых, рост психических заболеваний — общемировая тенденция. Белорусы болеют ими не чаще и не реже жителей других стран. Разница только в том, что на Западе личный психотерапевт — это стандарт жизни, а у нас только приходят к пониманию необходимости психологического сопровождения.
В-третьих, под психическими заболеваниями многие неправильно понимают сугубо хронические тяжелые нарушения, когда человек теряет связь с реальностью, например, шизофрению, биполярное аффективное расстройство, другие психотические состояния. Их доля в структуре заболеваемости как раз таки остается неизменной, составляя около 17%. Заболеваемость психическими недугами растет за счет обращений по поводу различных невротических расстройств — длительных изменений настроения, различных фобий, панических расстройств, сексуальных нарушений. И это, как ни странно, отражает положительную тенденцию в обществе — население стало больше доверять специалистам в сфере психического здоровья, проявлять больше внимания к своему внутреннему миру, стремиться сохранять качество жизни. Раньше, например, жила себе женщина с эмоциональной лабильностью и считала, что это у нее просто плохой характер, ничего не поделаешь. А теперь идет к специалисту, потому что эмоции мешают ей строить отношения со значимыми для нее людьми.
Тот факт, что в стране появляется все больше психологов и психотерапевтов, в том числе частно практикующих, — еще одно свидетельство более доверительного отношения к специалистам психического здоровья. Спрос на услуги рождает предложение.
— Когда есть выбор, бывает сложно определить, к какому специалисту записаться на прием. К кому лучше идти — к психологу, психотерапевту или психиатру?
— К психологу нужно идти, когда хотите разобраться в своих чувствах, мыслях и желаниях, сформировать положительные установки, выявить неправильное выстраивание отношений, мешающих адаптации на работе или в семье. То есть когда ваше эмоциональное состояние мешает качеству жизни. Психолог не медик, а скорее педагог, который поможет увидеть произошедшее с другого ракурса, поменять отношение к ситуации, он не назначает лекарственные средства. Этим правом обладают только психотерапевты или психиатры.
Область деятельности психотерапевтов — это, как правило, преодоление стрессовых и кризисных ситуаций, а психиатров — лечение тяжелых хронических психических заболеваний. Ну и каждый врач может специализироваться в определенной проблеме — семейных отношениях, депрессии, детской и подростковой гиперактивности. Поэтому вместо того, чтобы выбирать специалиста по числу "лайков" в интернете, лучше поинтересоваться его опытом в лечении именно той проблемы, которая беспокоит лично вас.
"Как минимум однажды в жизни каждый нуждается в помощи психиатра"
— Все мы немножко "тронутые", говорят в народе. Временные отклонения для психически здорового человека допустимы?
— Допустимы, конечно. Каждый пятый человек нуждается в помощи психотерапевта как минимум один раз в жизни. Это не значит, что его надо госпитализировать или ставить на учет. Он просто бывает в таком состоянии, когда его качество жизни страдает.
Депрессию хоть раз в жизни переживает большинство людей, но в хроническое расстройство она переходит достаточно редко. А у кого из нас не возникали расстройства сна или настроения? А это тоже нарушения психического толка.
Плохо, если расстройства психики скрывают или отрицают, считая их несерьезными или постыдными. В таких случаях они могут принимать характер соматических, то есть сигналить со стороны физических органов. В зависимости от отношения социума к определенным недугам клиническая картина заболевания может быть разной в разных странах. В Европе и Америке, например, депрессия проявляет себя как апатия, потеря интереса к жизни и эмоций, а в Китае — как нарушение пищеварения и других функций внутренних органов.
— Может ли невротическое расстройство, та же депрессия или паническое расстройство, перерасти в психотическое, например, в шизофрению?
— Никогда. Психозы и невротические расстройства — абсолютно разные диагнозы с разными корнями и механизмами возникновения.
— А от слишком высоких интеллектуальных и эмоциональных нагрузок может "поехать крыша"?
— От высоких нагрузок, не соответствующих внутренним ресурсам человека, могут развиться расстройства адаптации. Тогда снижается работоспособность, появляется усталость, могут возникнуть агрессия, апатия, другие проблемы на уровне эмоций. Человек становится раздражительным или рассеянным. Но это временное состояние.
Хронические психотические расстройства — шизофрения, биполярное расстройство — первоначально от перенапряжения не возникают. Они возникают и без нагрузок, в период кажущегося внешнего благополучия. В то же время непосильные нагрузки могут спровоцировать обострение этого заболевания.
"Человек со слабой психикой винит в своих проблемах обстоятельства и других людей"
— В ускоренном темпе жизни, нестабильном материальном положении и обилии негативной информации, согласитесь, сложно сохранять внутреннее равновесие. Существует ли зависимость между психическим благополучием и экономическими, социальными условиями?
— На возникновение шизофрении и других психотических расстройств никак не влияет, богат человек или беден, или то, какие события происходят в стране. А вот на невротические проявления — расстройства адаптации, настроения, сна — могут влиять. Другое дело, что в данном случае они даже не являются причиной, а только провоцирующим фактором.
Более глубокая причина невротических расстройств — неумение или нежелание правильно воспринимать жизненные трудности и преодолевать их. Такое чаще характерно для людей, которые с детства привыкли, что их проблемы всегда решали другие, кого слишком опекали родители, оберегая от всех неприятностей, мнительные, тревожные и неуверенные в себе люди.
Психологическая установка, что счастье и благополучие зависит от погоды, природы и государства, обрекает его обладателя на несчастья и болезни. Если строить жизнь, рассчитывая на благотворное стечение обстоятельств, то ты уже в стрессе, ты уже невротизируешься. Потому что ничто так не лишает нас сил и желания активно действовать, как перманентное состояние ожидания, что кто-то поможет, кто-то облагодетельствует. Это, с одной стороны, признак заниженной самооценки собственных возможностей, а с другой — завышенных притязаний по отношению к другим. Подобный психологический дисбаланс рано или поздно приводит к проблемам во взаимоотношениях — семейных, служебных и т. д.
— Но что в данном случае способны изменить психологи и психотерапевты? Бывает, люди потратили много денег на сеансы психотерапии, а эффекта нет…
— Если человек идет на сеанс с расчетом, что "крутой спец" решит все его проблемы, — он обречен на разочарование.
Увы, сегодня все еще модно полностью перекладывать свою роль в выздоровлении на плечи специалиста. Психическое расстройство — это плод нелогичных суждений человека, неправильной картины мира, переоценки или недооценивания себя и других, вредного образа жизни, завышенных притязаний. Любой курс психокоррекции рано или поздно должен закончиться вопросом врача, готов ли пациент менять свое отношение к ситуации и брать ответственность за свои действия.
И часто бывает так: человек понял, что его психика нуждается в ежедневных прогулках, но по-прежнему в свободную минуту "грузит" себя информацией, зависая в соцсетях. Или женщина осознала, что ей по выходным надо снова ходить на танцы, которые ее вдохновляют, но так и не решилась сказать старшим детям, что готовить обед в субботу и воскресенье им надо бы самостоятельно…
К сожалению, многие пациенты предпочитают ходить месяцами и годами на сеансы психотерапии и платить деньги, но только не менять свои взгляды и особенно — образ жизни.
"С пограничным расстройством на учет не поставят"
— С какими психическими заболеваниями ставят на учет?
— При тяжелых хронических психических заболеваниях, когда человек способен причинить вред себе или другим. То есть в случае с шизофренией это необходимо, а с паническим расстройством или фобией — не всегда.
Необходимость в динамическом наблюдении врача (а это и подразумевает постановка на учет) определяет не столько диагноз, сколько степень тяжести психического состояния конкретного человека. Например, в наблюдении может нуждаться человек с тяжелой депрессией, потому что если его оставить без внимания, высок риск суицида.
Когда состояние нормализуется, с учета снимают.
— Имеет ли право работодатель отказать соискателю с психическим диагнозом? Может ли он потребовать представления справки о состоянии здоровья?
— Если человек с психическим диагнозом хочет трудиться во вредных и опасных условиях труда, то он обязан пройти медосмотр и представить справку. Этого требует законодательство, в частности инструкция о порядке проведения обязательных медицинских осмотров. Медицинская комиссия и работодатель не могут не принять психический диагноз во внимание, потому что производственные факторы способны ухудшить состояние здоровья. Также потребуются медицинские заключения соискателям должностей государственных служащих и некоторых других. В остальных случаях справок представлять не нужно.
Вообще информация о факте обращения за медпомощью или диагнозе является врачебной тайной. Разглашение ее без согласия пациента будет являться нарушением закона. Это прописано в статье 46 Закона РБ от 18 июня 1993 года № 2435-ХII "О здравоохранении".
— А если человек попал на лечение в психиатрический стационар, сообщат ли об этом на работу и близким?
— Информация о факте стационарного лечения передается только в государственную организацию здравоохранения, оказывающую амбулаторную помощь, для организации дальнейшей помощи. То есть поставят в известность психиатра-нарколога, к которому человек будет приходить для наблюдения. В больничном листе заболевание шифруется.
Что касается информирования родственников, то когда человек попадает в стационар или обращается к специалистам амбулаторно, то он вправе сам определить тех людей, которым доктор может сообщить, где он и что с ним произошло. Если пациент не захочет никому сообщать — значит, никому и не сообщат.
— А при каких психических заболеваниях запрещают водить автомобиль?
— Это решается в индивидуальном порядке. В первую очередь имеет значение, принимает ли человек лекарственные препараты, у которых наблюдаются такие побочные эффекты, как заторможенность сознания, сонливость. В таком состоянии, как правило, меняются реакции, и за руль лучше не садиться из-за высокого риска ДТП. Если пациент пролечился в стационаре и достиг стойкой ремиссии, то ему вначале разрешают водить автомобиль на год.
При этом любому человеку с психическим диагнозом стоит отдавать отчет в том, что вождение транспортного средства увеличивает число стрессовых ситуаций, а это может провоцировать обострение заболевания.
"Берите свою жизнь в собственные руки"
— Дайте пару советов, как поддерживать психическое здоровье, которые проверены на вашем собственном опыте.
— Вечером находите несколько минут, чтобы уединиться, проанализировать прошедший день и свои переживания. Фиксируйте, когда вы ощущали подъем настроения, оптимистичный ход мыслей, и наоборот, негативные эмоции и с чем они были связаны. А утром составляйте план на каждый день и при этом спрашивайте себя: "Что я хочу сегодня сделать, чтобы вечером я был доволен самим собой?" Такая формулировка вопроса и постановка задач позволяет определить свои желания и реализовать их. Только личные усилия по исполнению своих желаний позволяют ощутить удовлетворенность собой и жизнью, избежать уныния и разочарований.
Избавляйтесь от ожиданий, что кто-то поможет вам реализовать ваши желания. Если пока не получается, тренируйтесь в мелочах. От кого зависит, какую рубашку вы завтра наденете? Вечером приготовьте 3-4 варианта, а утром по настроению выберите ту, что понравилась. Поверьте, вы получите положительную эмоцию только от того, что сами сделали себе приятно — реализовали свой самостоятельный выбор.
Жизнь, поверьте, состоит из приятных мелочей.