МИНСК, 15 апр – Sputnik. Многие частные школы Беларуси не продлили каникулы, а перевели детей на дистанционное обучение. Об этом рассказали Sputnik представители нескольких учреждений в Минске.
Так, на ДО в апреле перешла школа "Альтернатива". Как рассказала Sputnik директор учебного заведения Ольга Деркачева, сегодня большинство учителей работают из дома, используя платформу Zoom.
"Учебный процесс продолжается, несмотря на каникулы, просто приобрел новые формы: учителя школы используют современные разработки для дистанционной работы с учениками и их родителями, которые находятся дома", – пояснила она.
Стоимость обучения была пересмотрена: в связи с нестабильным курсом, ее решено было зафиксировать в евро, а также снизить примерно на 20-30%, исключив затраты на питание учеников и подвоз.
Экзамены никто не отменял, да и дети скучают
По рассказу учителя английского языка Алины Толкач, к организации онлайн-обучения детей преподавателей школы подтолкнула, очевидно, эпидобстановка в стране (а кроме нее – просьбы родителей). После первого продления каникул ДО здесь не имело массовый характер, а теперь все иначе.
"Весенние каникулы длительностью в неделю – как раз та пауза, которую детям стоит взять после третьей четверти, чтобы немного прийти в себя. Но мы, как школа полного цикла, понимаем, что три недели – это большой перерыв; часть материала может просто забыться", – рассуждает она.
К тому же, констатирует педагог, экзамены никто не отменял – выпускники должны к ним готовиться. Дети затосковали, а родители встретили встревоженно принятое властями решение о повторном продлении каникул, некоторые даже изъявили желание приложить руку к организации онлайн-обучения.
"Дети скучают: для них важна социализация. Это было заметно даже на первых онлайн-уроках: когда ребята увидели друг друга впервые за долгое время, они были очень рады. Чем младше дети, тем ярче эта радость выражалась – подростки ведь в целом более сдержанные", – делится Алина Толкач.
Глаза в глаза – эффективнее?
"Онлайн-обучение в нашей школе работает для всех детей с первого по 11-й класс, и речь идет обо всех основных предметах. Мы составили расписание так, чтобы дети в нужном объеме учились и не успевали уставать от компьютера. В итоге ребята находятся в разных концах города, но полдня мы все же проводим вместе", – говорит учитель столичной частной школы.
По ее словам, разница между виртуальными уроками и обучением "глаза в глаза", когда ребенок присутствует физически, конечно, есть: в частности, в скорости усвоения материала.
"Онлайн-уроки предполагают немного новую форму взаимодействия между учителем и учениками. Для дистанционной работы очень важна организованность: она требует от ребенка ответственности, которой не все обладали в должной мере – и теперь учатся. Есть схемы, по которым мы работаем, и правила поведения: не опаздывать, не перебивать, чтобы избежать гула, и так далее.
В первые дни для детей было удивительно, что мы с ними можем, например, работать на моем экране в демонстрационном режиме. Или смотреть одно и то же видео, обсуждая его, даже не находясь вместе. Сейчас уже все привыкли, но усваиваемость при очной форме, конечно, выше: учитель не просто получает выполненное задание, а может наблюдать за ходом выполнения – посмотреть, что и как записал ребенок, направить", – говорит Алина Толкач.
Судя по отзывам родителей, большинство детей вполне серьезно относятся к онлайн-урокам, хоть и хотели бы вернуться к учебе в привычном формате.
"Мы все понимаем, что дистанционное обучение сегодня – это вынужденное новаторство. Нам эта форма обучения очень понравилась, а вот ребенок с нетерпением ждет начала традиционных уроков и очень скучает по школе. Мне кажется, это хорошая возможность еще раз по достоинству оценить труд педагогов", – считает мама одного из учеников Ольга Гринкевич.
Возможна ли "удаленка" в обычной школе?
Многие учителя, которые уже опробовали ДО, сходятся во мнении, что большую роль в процессе обучения играет окружающая ребенка обстановка: школа сама по себе организовывает. Ответственность за рабочее место в квартире лежит на родителях; при обеспечении достойного качества интернет-связи онлайн-уроки становятся возможны и в обычной школе.
"Сегодня разработано огромное количество инструментов, которые помогают обучать детей онлайн, учителя просто должны с ними ознакомиться. Полагаю, дистанционное обучение можно организовать и в общеобразовательной школе, где наполняемость классов выше – учеников можно делить на рабочие подгруппы", – рассуждает собеседница агентства.
По словам учителя, в частной школе проводят занятия, в которых участвует и 15 человек одновременно. Просто оставлять школьникам ссылки на онлайн-уроки и перечень заданий, уверена специалист, недостаточно: как минимум потому, что дети часто задают вопросы здесь и сейчас.
На ДО перешли не все
Некоторые столичные школы не готовы полностью перейти на ДО. Так, в школе "Перемена" считают, что сама обстановка в учреждении "настраивает на концентрированную работу". Кроме того, у родителей должен быть выбор.
"Многие ведь, помимо всего прочего, еще и работают и не могут даже попытаться проконтролировать ход домашнего обучения (...). В школе мы делаем все, что можем: обрабатываем поверхности, проветриваем, кварцуем чуть ли не в режиме нон-стоп", – делятся представители школы в соцсетях.
В школе Stembridge, напротив, экспериментировать с "удаленкой" начали еще в середине марта. Тут решили работать на общешкольной платформе Google Suit.
"Педагоги размещают задания, материалы, тесты. Онлайн-чат со всем классом идет через видеоконференцию (...). Конечно, идет отладка, и пока не все работает четко, как хотелось бы. Но опыт, который формируется прямо на глазах, очень вдохновляет! Пандемия уйдет, а навык дистанционного обучения останется и у педагогов, и у детей", – предполагают в школе.
По мнению психолога школы Ирины Козловой, для организации качественного домашнего обучения важно понимать, что карантин – это не каникулы: она советует соблюдать режим дня и составлять план задач на день.
"Дети стали более организованными: сами следят за временем, сами делают уроки и т.п. Посещаемость бьет все рекорды. Если самое большее в офлайне – 91%, то к концу недели, когда большинство технических моментов были решены, у экранов находится 94-95% учеников. Старшие классы поняли, что нужно искать любую возможность, чтобы двигаться, и те минуты, которые тратились на телефоны и планшеты, сейчас уходят на разминки", – поделились представители учебного заведения после первой недели ДО.
Напомним, весенние каникулы были продлены в Беларуси на две недели, из-за чего министерство образования планирует скорректировать учебные программы, других изменений для школьников в стране введено не было. В настоящее время, согласно решению Мингорисполкома, родители учащихся имеют право не пускать их в школу, допустимо также обучение по индивидуальному плану.
На минувшей неделе столичные власти решили, как организовать учебный процесс: педагоги рассылают родителям в Viber-чатах информацию о том, что возможность учиться будет дистанционно – через платформу Moodle. Предметники должны будут подключить в систему учеников своего класса, также педагогам предоставлены инструкции по проведению занятий. Решений по введению ДО в вузах Беларуси не принималось, при этом Мингорисполком рекомендовал заведениям применять современные технологии для удаленного обучения студентов.