Известный российский писатель, произведения которого переведены на разные языки мира и востребованы за рубежом, педагог, лауреат премии "Национальный бестселлер" за роман "Степные боги", а также автор "Тотального диктанта – 2020" Андрей Геласимов рассказал корреспонденту Sputnik о том, почему посвятил текст для всемирной акции проверки грамотности Константину Циолковскому, что считает своим самым первым литературным произведением, а также об опыте работы в кинематографе.
– Андрей Валерьевич, как вы оцениваете опыт работы в популярном проекте "Тотальный диктант – 2020"?
– Это было очень интересно и стало для меня определенным вызовом. В июне 2019 года от организаторов акции "Тотальный диктант" ко мне поступило предложение о сотрудничестве, и уже вскоре я приступил к работе.
Задача заключалась в следующем: необходимо было написать четыре отрывка, объединенных единой сюжетной линией, однако, в то же время имеющих самостоятельную, завершенную композицию.
Дело в том, что отрывки во время проведения акции будут читаться в разных регионах страны и в разное время. К примеру, тот, кто будет писать вторую часть диктанта, не будет знать о том, что было в первой. И только лишь после завершения "Тотального диктанта", его публикации читатели смогут воспринять текст как целостное произведение.
– Кому вы посвятили текст "Тотального диктанта – 2020"?
– Я посвятил его основоположнику русской теоретической космонавтики Константину Циолковскому.Надо заметить, что организаторы "Тотального диктанта" не предлагают каких–либо тем, поэтому выбор стал только моим творческим решением. Хотя, когда я озвучил фамилию Циолковского, было некоторое сомнение: наверняка, это будет что–то скучноватое… Но я вмиг развеял все сомнения, когда сказал, что в моем фокусе будет находиться личность этого незаурядного, интереснейшего человека, факты его непростой жизни, без тени рутины и пропаганды.
Ведь это настолько интересно, как один маленький глухой с детства человек из Калуги, воспринимавшийся современниками не иначе как городской сумасшедший и находящийся фактически на обочине кипящей вокруг жизни, смог перевернуть всю цивилизацию просто силой своей мысли!
Именно Циолковский придумал летательный аппарат, и это его чертежи попали на стол к легендарному Сергею Королеву, который был на тот момент еще совсем молодым авиатором.
– В чем заключается миссия этой замечательной акции грамотности?
– Сегодня, особенно со стороны филологов, мы сталкиваемся с высоким уровнем тревожности по поводу сохранения чистоты русского языка. Думаю, на это в огромной степени влияют современные средства коммуникации, когда мы не особо задумываемся не то что о запятых, а даже об элементарных правилах орфографии.
"Тотальный диктант" призван акцентировать внимание публики на этих проблемах. Как говорят мои студенты, русский язык ловит хайп. И это становится модным: тотальные диктанты пишут космонавты на орбите, полярники – в Антарктиде, подводники – в вантах подводных лодок.
– Когда вы ощутили себя писателем и что считаете своим первым литературным произведением?
– Это произошло примерно около лет семи, когда я наблюдал за беседой мамы и ее подруг. Одна из них, не разобравшись, обиделась на слова мамы, которая, кстати, не имела совершенно никакой дурной мысли. Позже, когда все разошлись, я – маленький семилетний ребенок, объяснил матери, что произошло. Наверное, это и был тот момент, когда я ощутил себя будущим писателем, ощутил в себе способность понимания тонкости психологических взаимоотношений людей, впоследствии – персонажей моих произведений.
И хотя в пятнадцать лет я уже пробовал что–то писать, все же первым своим произведением считаю отчет о педагогической практике в пионерском лагере (улыбается). Все дело в том, что в качестве старшего пионервожатого я провел там две смены, прививая педагогику мальчикам и девочкам, которые были незначительно младше меня. Я был свидетелем невероятных перипетий романтических отношений: со слезами, драмами и разбитыми сердцами, что, собственно, и изложил в своем отчете, да так, что не заметил, как он превратился в повесть. На заведующую кафедрой это произвело настолько сильное впечатление, что она собрала весь курс и, от души смеясь, читала мое творение.
– В основе сюжета романа "Год обмана", вашей самой популярной и распродаваемой книги, лежит классический любовный треугольник. Такой успех говорит об актуальности этой темы?
– Знаете, можно сколь угодно долго рассуждать, к примеру, о каких–то философских вещах и взаимосвязях, но любовная линия всегда перевешивает и вызывает огромный интерес у читателей. Что уж тут говорить, если даже по версии школьников, самый скучный роман "Отцы и дети" построен на эротической интриге. А любовные линии Толстого, Тургенева, в которых – сплошные страсти…
Сюжет для романа "Год обмана" во время вечеринки мне подсказал один человек: это была история о молодом человеке, который любил клубную жизнь, веселье и совершенно не любил работать. Спустя какое–то время мы встретились вновь, и я поинтересовался, что же было потом, но мой приятель ответил, что не в курсе. Тогда я решил дать волю фантазии и сам придумал, что же будет дальше.
Кстати, по роману были сняты два художественных фильма: "Мой любимый раздолбай" с Алексеем Чадовым и Екатериной Вилковой в главных ролях и сериал "Обмани, если любишь".
– По мотивам вашего рассказа "Paradise Found" известный кинорежиссер Сергей Соловьев снял полнометражный художественный фильм "Ке–ды". Как это было?
– Это стало для меня необычным опытом, потому что, как правило, сначала мне звонит режиссер и предлагает написать сценарий для картины, здесь же Сергей Соловьев, уже снимая фильм, поинтересовался, не возражаю ли я (улыбается). Чуть позже Сергей Александрович объяснил мне это тем, что не любит, когда писатели и сценаристы начинают вмешиваться в процесс кинематографического творчества.
Съемки картины проходили в Севастополе, и в результате получилась такая арт-хаусная лента, не совсем похожая на мой рассказ, потому что мое произведение более мейнстримное и понятное для читателя, хотя в нем я использовал экспериментальную технику: текст написан в форме блогов (постов и комментов). Это было непросто, так как требовало постоянного расчета точности по времени.
– Что объединяет ваши произведения?
– Торжество человека. Знаете, для меня было всегда чрезвычайно интересным, как человек, находящийся в очень трудных жизненных обстоятельствах, ведет себя в той или иной ситуации, и что становится его выбором: зло или добро… Меня не интересуют ни политика, ни экономика – это для меня слишком ясно и понятно, а вот человек, в его жизненном движении, всегда остается для меня загадкой.
– Каковы ваши творческие планы?
– Сейчас я глубоко и с интересом погружен в педагогическую деятельность, так как активно занимаюсь со студентами Литературного института имени А.М. Горького. Совсем недавно, в декабре, вышел мой роман "Чистый кайф" о русском рэпе. Пока еще не знаю, о чем будет моя следующая книга. Посмотрим.