Идею создания IT-вуза, звучавшую последние два года достаточно часто, поддержал президент Беларуси Александр Лукашенко. В ближайшее время ему на стол должны положить конкретные решения этой задачи. Свои предложения есть и у Белгосуниверситета. Корреспондент Sputnik Евгений Казарцев обсудил с заведующим кафедрой телекоммуникаций и информационных технологий факультета радиофизики и компьютерных технологий, председателем Совета по цифровой трансформации БГУ Юрием Воротницким, зачем стране нужен IT-вуз и каким он может быть.
Идея не новая, ведь нужно решить проблемы, тоже не новые
Как пояснил Воротницкий, для разработки концепции IT-вуза прежде всего необходимо определиться: почему и для чего он необходим, что нужно сделать для его создания.
"Сама идея (IT-вуза – Sputnik) не новая. Мы (и те, кто занимается образованием, и руководители IT-компаний) обсуждали это уже, наверное, пять-шесть лет назад. И связано это не только с быстрым развитием цифровых технологий и IT-отрасли. Очевидным являются диспропорции в оплате труда и связанное с этим снижение мотивации в IT-образовании. Необходимо сохранить профессиональные педагогические кадры, обеспечив подготовку элитарных специалистов и мотивируя их к педагогической и научной деятельности. А сегодня зачастую студенты уже на младших курсах теряют стимул к получению хорошего, действительно высшего образования. Зачем учить то, без чего, вроде бы, можно обойтись?" – констатировал Воротницкий.
Как подчеркнул заведующий кафедрой, в БГУ на IT-специальности и сегодня приходят "классные, интеллектуальные и творческие" ребята, однако они могут зарабатывать относительно легкие деньги "здесь и сейчас" и нередко уже на втором курсе вместо учебы выбирают возможность подрабатывать тестировщиками или кодерами. "Выключаются из образовательного процесса", – пояснил он.
Об IT-ПТУ и пилотном проекте элитарного вуза
"Получается, что для многих студентов подготовка завершается на уровне средних специальных учреждений. IT-ПТУ тоже нужны, их так и надо называть. Очень многие профессии в IT-отрасли требуют не более чем профессионально-технического или среднего специального образования", – уверен Воротницкий.
Как добавил собеседник Sputnik, и высшее образование имеет по крайней мере два уровня. Есть массовое, которое дают технические вузы, а есть, назовем его так, – элитарное. Последнее не является массовым, но должно обеспечивать подготовку тех, кто будет не воспроизводить и использовать известное, а создавать что-то новое.
"Нужны педагоги, которые готовят новые кадры для отрасли, нужны ученые, создающие новые знания и новые технологии, нужны аналитики, системные архитекторы, специалисты, способные создавать и продвигать новые продукты, а следовательно, новые предприятия и новые рабочие места. Кстати, Министерством образования и БГУ многое делается в этом направлении. Считаю успешным проект "Университет 3.0", реализуемый на площадках республиканских вузов и ориентированный на подготовку специалистов новой формации. Другой вопрос: почему этих изменений не хотят видеть и слышать?" – задается вопросом собеседник агентства.
Воротницкий напомнил: системы искусственного интеллекта сегодня автоматизируют многие процессы. "Такие профессии, как тестировщик или кодер, будут нужны еще десять-двадцать лет. Они нужны сегодня, но конкурентоспособными мы можем быть за счет интеллектуальной элиты IT-отрасли. Это одна из причин того, что начинать процессы модернизации IT-образования надо с ориентацией на элитарное образование. Не будет его – не будет долгосрочных перспектив и у отрасли, и у IT-страны. Кроме того, это образование не является массовым, значит даже один вуз может повлиять на ситуацию с подготовкой специалистов", – полагает он.
Ответил Воротницкий и на критику: сегодня можно услышать мнение о том, что в Беларуси все концентрируются на IT-образовании, при этом на "вышку" в других сферах не будут обращать внимания.
"Государственный подход заключается в том, чтобы рассматривать создание IT-университета как пилотный проект. Да, есть отрасль, в которой проблемы проявились наиболее ярко, потому что в других отраслях такой диспропорции в оплате труда нет. Если мы ликвидируем эту диспропорцию, используем ресурсы IT-отрасли, у нас сформируется среда педагогов и студентов, в которой можно создавать и апробировать новые решения, подходы к модернизации содержания, форм, технологий образовательного процесса. Отработанные модели могут быть потом распространены не только на IT-образование. В перспективе – модернизация системы подготовки кадров не только в IT, но и в других сферах, определяющих инновационное развитие страны. Иначе большого смысла в проекте нет", – отметил Воротницкий.
О сотрудничестве с IT-отраслью и ПВТ
Упомянув о том, что идея IT-вуза "витает в воздухе" уже давно, Воротницкий сам спровоцировал вопрос: почему так активно заговорили о ней сегодня? И не связано ли это с обновлением администрации ПВТ.
"Наверное, в какой-то степени да. Во всяком случае, кадровые изменения в руководстве ПВТ дали импульс к решению целого ряда проблем, в том числе и в образовании. Мы видим новые идеи, многие из которых разделяем", – высказался председатель Совета цифровой трансформации.
При этом он отметил, что сегодня в процессе обсуждения иногда противопоставляют разные модели вуза – как бизнес-проекта или как проекта полностью "огосударствленного".
"Ключевая формула – не вместо, а вместе. Нельзя создать IT-вуз без совместной работы с предприятиями IT-отрасли, без ее ресурсов. Нельзя не прислушиваться к мнению руководителей отрасли и априори что-то отвергать. Но при создании учебного заведения еще более важны мнение и опыт людей, которые профессиональны в сфере образования, которые умеют учить. Мы все-таки учебное заведение собираемся создать, а не IT-компанию. Пренебрежение мнением профессионалов всегда дорого обходится. Мы должны четко понимать, что решаем одну задачу. Методы решения надо определять вместе – те, которые позволят получить максимальный положительный эффект для отрасли, государства и молодых людей, получающих образование", – добавил он.
Так каким же будет IT-университет?
"Как я уже сказал, оптимальное решение сейчас окончательно вырабатывается. Я не знаю, какой проект в конечном итоге будет представлен главе государства, я могу сказать о видении со стороны БГУ", – отметил Воротницкий.
Как сказал собеседник агентства, сегодня "кузницей кадров, которые мы можем отнести к элите, является ФПМИ". "Действительно, по мнению руководителей предприятий – резидентов ПВТ, которое было озвучено на совместной коллегии Минобразования и Минсвязи, именно ФПМИ обеспечивает наиболее качественную подготовку кадров для отрасли", – пояснил он.
"БГУ вышел с предложением создать в структуре комплекса БГУ новое учреждение образования на базе факультета прикладной математики и информатики. Если говорить о форме собственности, то основными учредителями должны быть БГУ, БГУИР и администрация ПВТ. Мы не исключаем в качестве соучредителей и частные компании", – рассказал Воротницкий.
В БГУ уверены: создавать вуз в его структуре – логичное решение, так как ведущий университет страны – единственный, в чьем составе уже есть юридические лица, более того, есть и опыт их успешной работы. Но самое важное – он сможет обеспечить элитарность, фундаментальность подготовки, так как здесь знают, как это сделать и что для этого нужно.
"Когда мы предлагаем создать элитарный вуз в структуре комплекса БГУ, нами движут не какие-то амбиции. Мы уверены, что это просто необходимое условие – опыт, наработки и, что не менее важно, – окружение классического университета. Потому что первым условием элитарного IT-образования является фундаментальная подготовка в области математики, информатики, физики. Это у нас есть", – уверен собеседник Sputnik.
По словам Воротницкого, второе условие – междисциплинарность. "Новое сегодня рождается на стыке информатики и физики, информатики и химии, информатики и биологии, информатики и… Этот перечень можно продолжать. Элитарный специалист должен обладать и тем, что сегодня называют soft skills. Умение работать в коллективе и руководить им, знание психологии, умение управлять проектами, другие подобные навыки необходимы для коллективного творчества, а новое создается чаще всего в коллективе. Междисциплинарность – сильная сторона БГУ как классического университета. Она обеспечивается научными школами, создается годами и поколениями педагогов и ученых", – добавил он.
"Третье – в БГУ развивается модель "Университет 3.0", о которой я говорил выше. Сегодня у БГУ есть научная и практическая база, ориентированная на развитие у студентов инновационных и предпринимательских компетенций. Работу в этом направлении надо серьезно развивать. В новом вузе преподаватели и студенты должны вместе работать над разработкой и продвижением наукоемких продуктов, созданием технологических стартапов, трансфером технологий", – рассказал Воротницкий.
Наконец, полагают в БГУ, добиться быстрого результата можно, лишь используя существующую базу, в первую очередь коллективы преподавателей, студентов. "Большая часть студентов может продолжить обучение в новом вузе. Подготовка не должна прерываться или начинаться "с нуля", она должна постепенно модернизироваться. Должны развиваться и пополняться молодыми кадрами научные школы, которые не создаются "с нуля", – пояснил Воротницкий.
"Что касается преподавательского состава, его тоже нельзя создать "с нуля". За высокую зарплату, конечно, теоретически можно пригласить наиболее квалифицированных преподавателей из других университетов, "выдернуть" их в ущерб массовой подготовке кадров, которую они обеспечивают. Вот только выиграет ли от этого отрасль? Преподаватели из-за рубежа полезны, но и это – не панацея. Они никогда не будут заинтересованы в развитии IT-вуза. Их цель – заработать деньги и забрать лучших студентов. Скорее, ставку надо делать на тех наших выпускников, которые работают в IT-компаниях, привлекая их к педагогической работе. Без практиков не обойтись. А многие из них приобрели опыт преподавания, когда учились у нас в магистратуре и аспирантуре. На ФПМИ уже сейчас есть группа таких выпускников, совмещающих работу с преподаванием", – высказал свою позицию собеседник агентства.
Как отметил Воротницкий, сегодня в БГУ хотят использовать существующий кадровый состав ФПМИ, который будет передавать опыт новому поколению.
"Найдутся злопыхатели, которые будут этот состав критиковать. Да, у нас есть разные преподаватели, и оценивать их можно по-разному. Вот только именно они сегодня реально могут и умеют готовить победителей олимпиад и международных конкурсов, выпускников, которые востребованы отраслью. Новое поколение педагогов мы будем готовить сами. Что касается преподавателей профильных факультетов БГУ, БГУИР, других университетов, то мы принципиально считаем неприемлемым их "переманивать". Их надо привлекать как совместителей и на условиях почасовой оплаты. При этом оплачивать труд штатных преподавателей и совместителей на уровне средней зарплаты в IT-отрасли", – добавил он.
Откуда деньги?
"Не следует рассчитывать на бюджетное финансирование. Должны быть обеспечены широкие возможности для финансирования деятельности вуза, в частности, со стороны администрации и резидентов ПВТ, выпускников БГУ и БГУИР. Необходимо создать механизмы предоставления администрацией и резидентами ПВТ грантов и кредитов студентам на их обучение, повышения оплаты труда преподавателей. Второй очевидный источник – хозяйственная деятельность вуза, доходы от платного обучения, выполнения исследовательских и проектных работ, разработки и трансфера новых технологий, создания и развития технологических стартапов", – рассказал Воротницкий.
Собеседник агентства полагает, что нормы и правила, обеспечивающие эффективную деятельность IT-вуза как учреждения образования и науки нового типа, должны формулироваться и уточняться непосредственно в ходе пилотного проекта. По этим вопросам сегодня есть понимание и с профильным министерством.
Эволюционно, но быстро
"Наш лозунг – "Эволюционное, но быстрое развитие". Если мы хотим выполнить решение об открытии нового вуза уже в сентябре, то уже завтра необходимо начать проектирование новых специальностей, учебных планов и программ для нового вуза и для решения новых задач. Необходимо разработать содержание и структуру учебных планов и программ, акцентируя внимание на содержании, а не на формальных сторонах. Преподаватели должны начинать работать над новыми учебными курсами. За день, за неделю и даже за месяц качественно эту работу не сделать", – добавил он.
Отбор, оплата и главный вопрос – "ну когда же?"
Как полагает Воротницкий, используя только ЦТ, действительно сложно отобрать лучших. Однако и в предложенной идее отбирать абитуриентов исключительно на основании собеседования или эссе он видит минус.
"Я согласен с тем, что важными критериями при отборе абитуриентов должны быть мотивация и творческие способности. Но и фундамент знаний должен быть. Мы же не будем начинать обучение с таблицы умножения. Централизованное тестирование или внутренние экзамены по математике, физике, языку должны остаться. Есть комплексные методики, учитывающие не только подготовку по базовым дисциплинам, но и наличие творческих способностей. Есть механизмы конкурсов и олимпиад для школьников. Одна из задач нового вуза – выявлять талантливую молодежь и оставлять ее учиться в стране", – высказался он.
Не боится Воротницкий и "утечки" выпускников подобного заведения за рубеж. Он констатировал, что мировой рынок труда "есть везде и всюду".
"Я не боюсь оттока кадров, если мы будем для выпускников создавать условия и мотивировать. У меня много учеников с очень высокой квалификацией, которые не уехали и не собираются уезжать. Есть и те, которые работают за рубежом. Это современный рынок труда. Будем на нем конкурентоспособны, не будем рассуждать об "утечке", – подчеркнул он.
Развеял Воротницкий и опасения части гуманитариев о том, что в IT-вузе откажутся от гуманитарных предметов: "Например, философия будет – это общая часть образования. Развивать нужно и soft skills обязательно. Но гуманитарии не разработают новые алгоритмы, они могут сгенерировать идею, поставить задачу или продать продукт – нужно ли их готовить в элитарном IT-вузе? Не уверен. Для этого у нас в БГУ есть Институт бизнеса, который движется в сторону подготовки менеджеров, маркетологов, экономистов в сфере цифровой трансформации".
Говоря о возможных форматах оплаты учебы в IT-вузе, Воротницкий констатировал: идея кредитования тоже не новая и не вызывает неприятия.
"Хороший вариант – отказ от бюджетного финансирования, и к этому надо стремиться. Я считаю, что в конечном итоге сильная отрасль должна обеспечивать для талантливой молодежи получение образования, аккуратно используя самые разные механизмы. Один из них – упомянутое кредитование. Я считаю, что применительно к получению полноценного высшего образования этот механизм будет работать, потому что человек, который способен учиться и доучиться, скорее всего, будет востребован в отрасли и этот кредит благополучно сможет вернуть", – пояснил представитель БГУ.
Наконец, Воротницкий дал короткий и вполне оптимистичный ответ на вопрос о том, когда же окончательная концепция IT-вуза может быть представлена президенту и, следовательно, одобрена.
"Я думаю, это произойдет достаточно быстро, ведь президентом уже поставлена задача и определены сроки ее решения", – заключил собеседник агентства.