МИНСК, 5 окт – Sputnik. Президент Беларуси Александр Лукашенко во Дворце Независимости принял сегодня с докладом председателя Государственного таможенного комитета Юрия Сенько.
Глава государства, встречаясь с руководителем ведомства, сказал, что хотел бы оценить работу отечественной экономики сквозь призму работы таможенной службы.
"Вы понимаете, что таможня – это в большей степени, чем другие ведомства, зеркало нашей экономики", – отметил Лукашенко. После чего поинтересовался у председателя ГТК, как работает ведомство в условиях пандемии и экономического кризиса.
При этом он спросил у Сенько о том, как складывается ситуация на границе с такими соседними государствами, как Польша, Литва, Латвия и Украина.
"Особенно что касается двух балтийских государств – Литвы и Латвии. Как вы мне докладываете, почти 40% грузовиков в этом году идут из Литвы и Латвии. Это огромный объем. Если мы возьмемся за этот поток, то логистические пункты Литвы недополучат где-то четверть", – считает Лукашенко.
Экспорт и импорт снижаются
После чего напомнил, что в настоящее время обсуждается вопрос переориентации белорусского грузопотока из нефтепродуктов и калийных удобрений с балтийских республик на российский порт в Усть-Луге.
"Как Таможенный комитет видит переориентацию этих грузов? И в развитие этого – наши логистические центры. У нас созданы мощные логистические центры. Очень многие услуги, в том числе для наших субъектов хозяйствования и для субъектов стран ЕАЭС, оказываются в той же Литве", – констатировал белорусский президент.
По его словам, подобные услуги данным перевозчикам можно оказывать и на белорусской территории, поэтому здесь важно видение решения данной проблемы со стороны ГТК.
В свою очередь Юрий Сенько рассказал, что белорусскую границу с балтийскими республиками, Польшей и Украиной пересек 71 миллионов товаров, что на 15% ниже прошлогоднего показателя за январь-август.
"На это повлияла в том числе Россия, которая на 30% снизила объем нефтепродуктов, которые реализовывались для стран Западной Европы. Наше уменьшение экспорта и импорта произошло только на 10%", – отметил глава ГТК.
По его мнению, эта тенденция затронула железную дорогу, в то время как на автомобильных пунктах пропуска ситуация на границе не изменилась. Только в начале пандемии наблюдалось снижение, но в настоящее время потоки восстанавливаются.
Белорусский интерес на Балтике
Ранее президент Беларуси Александр Лукашенко в ходе встречи с губернатором Ленинградской области Александром Дрозденко заявил о заинтересованности в строительстве терминала в Усть-Луге.
"Мы сейчас очень много говорим и работаем над изменением логистики по поставке наших товаров. Порт Усть-Луга – это же Ленинградская область. Поэтому нам надо договориться во что бы то ни стало", – отметил глава государства.
По его словам, при этом вопрос стоит только в железнодорожных тарифах и перевалке в портах. Лукашенко добавил, что этот вопрос он "очень много времени" обсуждал на встрече с президентом России.
"Я ему сказал, что мы можем с ленинградцами скооперироваться и построить там свой причал, скажем так, свой порт. Он загорелся этим вопросом", – подчеркнул Лукашенко.
В свою очередь глава российского региона рассказал, что в Усть-Луге ведется строительство нескольких морских терминалов. Поэтому предпочтительнее было бы белорусской стороне войти в состав подходящего ОАО.
"Самой недорогой терминал стоит от 2,5 миллиарда российских рублей (примерно 32,5 миллиона долларов – Sputnik), самый дорогой терминал – 25 миллиардов российских рублей (примерно 325 миллионов долларов – Sputnik). Поэтому нужно понимать, под какие грузы конкретно будет строиться терминал", – пояснил он.
Соглашение России и Беларуси
Лукашенко поручил белорусскому правительству рассмотреть варианты переориентации грузопотока на альтернативные маршруты после того, как официальный Вильнюс заявил о санкциях в отношении Минска.
В настоящее время Россия и Беларусь ведут переговоры о тарифах по грузопотоку. Российская сторона заинтересована в том, чтобы нефтепродукты, которые сегодня проходят через третьи страны, реализовывались через российские порты Санкт-Петербург и Усть-Лугу.
В России подчеркнули, что страны являются стратегическими партнерами, а РФ является основным поставщиком энергоресурсов для Беларуси.
Удар по Литве
Уход белорусских грузов из Литвы ударит в первую очередь по Клайпедскому морскому порту, так как на Беларусь приходится около трети всего грузопотока порта.
Грузы из Беларуси, которые перевозились по Литовской железной дороге в порт в 2019 году, составили 17,2 миллиона тонн, а из порта в Беларусь – 585 миллиона тонн.
Читайте также:
- Дрозденко рассказал, сколько может стоить строительство терминала в Усть-Луге
- Эксперт: выгодное решение о переводе белорусских грузов в порты РФ найдется
- Отгородиться от соседей. Зачем Лукашенко закрывает Беларусь