Сейчас многие машины часто ходят пустыми. Как этот бизнес выживает во время пандемии и на что надеются предприниматели, узнавал Sputnik.
Ушли в минус
Минск – Полоцк – Новополоцк. Это одно из самых популярных направлений в сфере пассажирских перевозок. Как поясняют пассажиры, до Новополоцка ходит очень мало рейсовых автобусов. Поэтому маршрутки нарасхват. Перед праздниками билет не взять.
Чаще всего в Минск едут студенты. Потом идут командировочные. Часто в столицу едут, чтобы просто закупиться или отдохнуть. В общем, контингент пассажиров самый разный.
В былые время, если брать средние показатели, загруженность машины составляла 75-80%, рассказывает директор одной из диспетчерских служб Полоцка Дмитрий Дидык.
Сейчас этот показатель упал на 50% от прежнего.
"Если брать с февраля по текущую дату, по сравнению с тем, что мы раньше возили, сейчас падение пошло на 50-55%. В феврале падение началось, в марте продолжилось. Апрель вообще, если честно, был пустой. Мы обслуживаем 10 перевозчиков, на данный момент в парке 19 машин. Если так брать, у нас большая часть в абсолютный минус ушла. Выполняются рейсы, даже если в машине - один пассажир", - рассказывает Sputnik Дмитрий Дидык.
Ситуация безрадостная. Маршрутки ходят почти пустыми. Какие-то перевозчики уже задумываются о том, чтобы уйти из бизнеса.
Расходы растут
Люди стали меньше ездить общественным транспортом, опасаясь заразиться коронавирусом, к тому же многие ушли на "удаленку": и работают, и учатся дома.
Гродно. Областной и туристический центр. Маршрутки сюда всегда ходили загруженными. А сейчас едет пара-тройка человек.
До Минска от Гродно – почти 280 километров. Чтобы отправить машину в один рейс, нужно заплатить около 150 рублей, говорит руководитель одной из фирм по пассажирским перевозкам Вячеслав.
По его словам, в эту сумму входит заправка автомобиля, зарплата водителя, налог и прочее. Если разделить эту сумму на 15 рублей, столько стоит билет, то получится, что в машине должны ехать 10 человек, иначе расходы не окупаются.
"Пассажиропоток сейчас естественно упал. Падение – порядка 70%. Если раньше условно мы выполняли в день 32 рейса. То сейчас их восемь", - говорит Вячеслав.
Доходы у перевозчиков стали меньше, а расходы, наоборот, подросли. Ведь теперь приходится еще и покупать дезсредства, средства индивидуальной защиты для водителей, обрабатывать салон. Налоги, оплату дорог и другие расходы тоже никто не отменял.
Перепрофилировать бизнес и выполнять частные заказы, грубо говоря, возить свадьбы, у перевозчиков не получается. Как говорит Дмитрий Дидык, этот рынок был наполнен и до появления коронавируса. Поэтому остается только ждать, когда кризис минует, или уходить из бизнеса.
Новый указ
Хотя недавно у предпринимателей появилась надежда. Вышел указ президента №143, который предусматривает поддержку экономики страны.
"Сама идея и наполнение указа президента №143 по поддержке экономики отличное. Он очень хороший и своевременен, но как будет идти его исполнение уже на местах, посмотрим. Потому что затраты у нас остались те же. А живой прослойки или "финансовой подушки", назовем ее так, у предпринимателей практически нет. И ежедневно идут расходы – топливо, амортизация транспортного средства, платные дороги, оплата за заезды на вокзалы, оплата тому же оператору", - говорит Дмитрий Дидык.
"Я бы предусмотрел, может быть, более индивидуализированную помощь. Потому что сам по себе единый налог у нас в Полоцке составляет всего 111 рублей. Он небольшой. Но потом идет оплата оператору, оплата автопаркам, BelToll. Это, в основном, государственные (коммунальные) предприятия. Нам бы помогла удержаться на плаву финансовая рассрочка и с этой стороны. То есть, чтобы была возможность те счета, которые они нам сейчас выставляют, рассрочить во времени, как предполагается сделать и с налоговыми отчислениями", - добавляет собеседник.
Читайте также:
- "Белавиа" вводит масочный режим для пассажиров
-
Никто не мог предусмотреть: как выжить, если не производишь туалетную бумагу