МИНСК, 24 июн – Sputnik. "Белнефтехим" рассчитал последствия налогового маневра (то есть изменения условий поставки нефти) вплоть до 2024 года, рассказала в интервью журналу "Вестник Белнефтехима" заместитель председателя концерна Светлана Гурина.
Как это работает в России
Упрощенно говоря, в настоящее время в России государство имеет две точки изъятия доходов в нефтяной отрасли. Когда компании извлекают нефть из недр, они платят государству налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ). А когда экспортируют нефть – оплачивают экспортную пошлину с каждой тонны товара.
Эта система позволяет сохранять на внутреннем рынке цены на нефть ниже, чем на внешних рынках. Соответственно, нефтеперерабатывающие предприятия из дешевой нефти получают нефтепродукты дешевле, чем предприятия на внешних рынках, например в Европе.
Налоговый маневр подразумевает постепенное сокращение экспортной пошлины и повышение НДПИ. К 2024 году пошлина полностью обнулится, и вся налоговая нагрузка на нефтяные компании в России переместится "на скважину". Но, чтобы нефтепродукты на внутреннем российском рынке не подорожали, из бюджета РФ выделяются субсидии (демпфирующая надбавка).
Что предпринял "Белнефтехим"
По словам зампредседателя концерна, на предприятии внимательно изучили опыт нефтеперерабатывающих заводов, которые работают на Европейском континенте, но приобретают нефть по мировым ценам.
Благодаря этому специалисты смогли разработать модель функционирования белорусской нефтянки на ближайшие шесть лет.
При этом Гурина обратила внимание, что базовым условием для работы НПЗ при переработке нефти по мировым ценам является баланс спроса и предложения. Отечественные НПЗ окажутся в подобных условиях в 2024 году.
"Если говорить про текущий год, то за пять месяцев потери от налогового маневра для экономики республики составили около 130 миллионов долларов", – констатировала она.
В 2024 году при условии, что нефть будет котироваться в районе 70 долларов за баррель, цена за одну тонну нефти в сравнении с 2018 годом вырастет на 127,7 доллара.
"К этому моменту белорусские НПЗ ничем не будут отличаться от других континентальных НПЗ как по технической оснащенности, так и по цене на нефть, значит, они должны строить свою работу на общемировых подходах", – считает зампредседателя концерна.
Ранее Минфин подсчитал, что в текущем году Беларусь потеряет от налогового маневра примерно 300 миллионов долларов.