Однако, несмотря на неоднократные громкие заявления о намерении "порвать с СНГ", официально Киев пока не пошел на разрыв отношений с Содружеством.
Как сообщил исполнительный секретарь СНГ Сергей Лебедев, формально Украина является участницей более 200 международных договоров в рамках СНГ. В августе было закрыто представительство Украины при уставных органах Содружества, но контакт с Киевом остался, он осуществляется через посольство Украины в Республике Беларусь. В 2018 году Украина участвовала в заседаниях межгосударственного совета по железнодорожному транспорту и совета по стандартизации, метрологии и сертификации.
Стоит подчеркнуть, что система железных дорог в СССР создавалась как единое целое с общим центром управления. В свое время именно создание железнодорожного совета СНГ позволило сохранить управляемость системы. Выход Украины из общей системы управления движением может привести не только к проблемам с транзитом, но и к техногенным катастрофам.
В целом возможный выход из СНГ второй по объему экономики постсоветского пространства поменяет конфигурацию организации и потребует пересмотра основ взаимной торговли.
Не хочется терять льготы
Одной из основных причин задержки с выходом из СНГ было нежелание Киева терять льготы, связанные с режимом свободной торговли в Содружестве (ЗСТ СНГ).
После введения Россией ограничительных мер против украинского реэкспорта европейской продукции российский рынок оказался во многом закрытым для Украины. Но она компенсировала эти потери увеличением поставок в Беларусь и Казахстан.
Причем торговля между этими тремя странами идет именно в рамках ЗСТ СНГ– то есть подавляющее количество товарных позиций ввозится в эти страны беспошлинно. Это не могло не способствовать росту товарооборота.
В случае с Казахстаном также очень важен вопрос транзита товаров с Украины. В 2016 году Россия фактически ввела мораторий на транзит украинских товаров через свою территорию в Казахстан и другие центральноазиатские страны. Как следствие, по итогам 2016 года товарооборот между Киевом и Астаной упал до 926,7 млн долларов.
Обе стороны стали активно искать обходные пути транзита (в первую очередь через Иран), и в 2017-м товарооборот вырос на 39%. А в этом году, по словам президента РК Нурсултана Назарбаева, он подрос еще на 19%(по итогам полугодия).
2 июля этого года российский президент Владимир Путин подписал указ, продлевающий запрет на перевозки украинских товаров через территорию России. По оценке экономистов, меры по запрету транзита через РФ уже нанесли Украине ущерб минимум на 400 млн долларов. Киев активно пытался оспорить этот запрет как в структурах СНГ (включая экономический суд Содружества), так и в ВТО. Теперь у Украины остается только ВТО как площадка для судебных разбирательств с Россией.
Россия может полностью запретить экспорт украинской продукции с сертификатами соответствия по стандартам ЕС. После чего и эти экономические споры, скорее всего, переместятся в ВТО (а это процесс весьма длительный).
Правда, Казахстан уже в рамках Евразийской экономической комиссии может инициировать вопрос о незаконности ограничений со стороны России на транзит товаров с Украины. К этим претензиям может присоединиться и Кыргызстан.
Но захотят ли они ради поддержания товарооборота с Украиной (безусловно, важного, но не критичного) идти на обострение и так непростых экономических отношений с Россией?
Минск между Киевом и Москвой
Беларусь, безусловно, выиграла от российских запретов на импорт с Украины. Минск смог весьма неплохо воспользоваться своим положением перевалочного пункта для украинских товаров. Так, Россельхознадзор не раз обвинял белорусские структуры в реэкспорте украинских товаров уже под белорусскими названиями и с использованием белорусских документов.
Товарооборот между Украиной и Беларусью в 2017 году увеличился почти на 20% и достиг 4,6 млрд долларов.
Белорусский экспорт возрос на 18%, импорт из Украины — почти на 24%, по объему товарооборота и экспорта Украина заняла второе место среди торговых партнеров Беларуси, а по импорту – пятое место. В рейтинге крупнейших экспортных рынков Украины Беларусь занимает четвертое место.
В первую очередь Беларусь почти полностью заменила Россию в поставках на Украину энергоносителей.
По данным аналитиков Ассоциации нефтетрейдеров Украины, объем поставок белорусских нефтепродуктов может достигнуть 4 млн тонн в текущем году. Доля белорусского дизтоплива в общем балансе потребления Украины достигнет 55%.
Так, с 2015 года крупнейшая сеть нефтезаправок на Украине ОККО стала переориентироваться на белорусский бензин с Мозырского НПЗ. До начала конфликта в Донбассе эта сеть заправок использовала российский бензин и топливо, произведенное на НПЗ в Лисичанске. Но с 2014 года завод, который принадлежал "Роснефти", не работает, так как был поврежден во время боев в Луганской области.
Российское правительство ввело запрет на экспорт дизтоплива на Украину прежде всего из-за возможности использовать его в зоне АТО.
И сейчас особое раздражение Москвы вызывает именно тот факт, что дизтопливо, произведенное из беспошлинной российской нефти, поставляется Минском украинским силовым структурам. Поэтому Россия все время грозит ограничить поставки сырой нефти на НПЗ Беларуси.
В случае ограничения поставок российской нефти в Беларусь возможно возникновение нефтяного альянса Баку — Киев — Минск. Теоретически азербайджанская нефть может поставляться в Одессу, оттуда до Днепра и баржами на Мозырский НПЗ. Пробная поставка азербайджанской нефти по этому маршруту была осуществлена еще в 2014 году. Но, безусловно, это дорого и затратно.
В свою очередь Минск закупает на Украине некоторую машиностроительную продукцию для российских нужд.
В 2015 году правительство Украины ввело эмбарго на поставки оборонной продукции и продукции двойного назначения в Россию. Это вызвало сложности в реализации многих российских оборонных проектов. В первую очередь это касалось вертолетных двигателей. Их производил завод "Мотор Сичь".
Беларусь предложила "Мотор Сичь" перенести часть своего производства в Оршу. После того, как украинское предприятие перенесло часть своих технологий на авиазавод в Оршу, белорусские власти заявили о национализации совместного предприятия. Таким образом, Беларусь получила критично важные для России технологии.
Через Беларусь также шли закупки необходимых запчастей для турбин "Зоря – машпроект". Со времен СССР это предприятие — практический монополист в производстве корабельных турбин. Сейчас Россия пытается наладить их производство в Ярославле, но отсутствие технологий тормозит процесс. Из-за этого даже был сорван план сдачи ряда кораблей ВМФ РФ.
Из Могилева – в Гомель
Сейчас Минск и Киев стремятся развивать взаимную торговлю – так, готовится масштабный экономический форум двух стран в Гомеле с участием президентов.
Первый форум регионов Украины и Беларуси пройдет 25-26 октября. Участие уже подтвердили 18 регионов Украины. Интересно, что форум практически повторяет формат российско-белорусских региональных форумов (Пятый российско-белорусский форум, также с участием президентов, проходит 10-12 октября в Могилеве).
Формально организаторами выступают ТПП Украины и Беларуси, но саму идею форума предложил президент Александр Лукашенко во время визита в Киев в июле 2017 года.
Интерес Беларуси к регионам Украины понятен: в результате бюджетной децентрализации украинские регионы получили больше средств в свое распоряжение.
Президент Порошенко уже заявил, что Украина готова провести следующий форум в Житомире.