Анонсированные Госдепартаментом санкции вступили в понедельник в силу. Рестрикции вводятся американской стороной на основе выводов, сделанных британским следствием по так называемому "делу Скрипалей".
Со времени инцидента в британском Солсбери прошло полгода, а за это время со стороны Лондона в адрес Кремля раздавались лишь обвинения в причастности к отравлению Сергея и Юлии Скрипалей, но убедительных доказательств представлено не было.
#Захарова: Воспринимаем решение Вашингтона не иначе как часть целенаправленной политики по размыванию международной структуры в сфере контроля над вооружениями и нераспространения, в том числе в области запрещения химического оружияhttps://t.co/c2ciB4JdrQ pic.twitter.com/3d5OsvZ6zs
— МИД России 🇷🇺 (@MID_RF) 27 августа 2018 г.
Закон прошлого века
В Вашингтоне не стали представлять данные британской стороны о причастности России к применению химического оружия в Великобритании, но заявили, что полностью им доверяют.
В связи с этим США применили закон 1991 года, который подразумевает контроль над химическим и биологическим оружием и запрет его военного применения. До настоящего времени этот закон применялся только в отношении Сирии и КНДР.
Первый пакет санкций наложил запрет на поставки на российский рынок продукции двойного назначения, а также передачу "чувствительных товаров" и технологий. В первую очередь это касается сферы национальной безопасности. Ощутимыми для России в данном случае станут ограничения на поставки компонентов для электроники и технологических решений и оборудования для нефтегазового сектора промышленности.
Правда, ограничения не затронут сферу гуманитарных контактов и помощи. Не будет ограничиваться никаким образом сотрудничество в сфере полетов в космос, где США зависимы от поставок российских ракетных двигателей, а также действия, связанные с обеспечением безопасности полетов гражданской авиации.
Ограничения также накладываются на кредитование и оказание финансовой помощи со стороны США. Это подразумевает запрет на выдачу России любых кредитов, кредитных гарантий и предоставление финпомощи с американской стороны на уровне государства, включая Экспортно-импортный банк США.
Санкции затронут и Беларусь
После первого пакета санкций может быть введен и дополнительный, который уже окрестили в Госдепартаменте "драконовскими мерами".
Второй пакет санкций будет носить уже исключительно экономический характер, потому что будет направлен на ограничения в сфере экспорта и импорта и, вероятно, в отношении финансовой системы страны.
Российская сторона в ближайшее время ощутит действие первого пакета, что связано в первую очередь с функционированием нефтегазовой отрасли, которая физически зависима от поставок технологий.
Финансовые рынки также отреагировали на введение ограничительных мер резким снижением курса российского рубля. Правда, Москве удалось минимизировать это воздействие благодаря серьезному сокращению вложению в американские долговые обязательства. Позитивно воспринял рынок и решение властей переходить на взаимные расчеты с другими странами в национальных валютах. Последней стабилизирующей для курса рубля стала новость о том, что Банк России переключился на покупку золота.
При падении российского рубля страдает экспорт белорусских товаров. Накануне это в интервью белорусскому телевидению подтвердил и президент Александр Лукашенко.
"Мы в свое время от обвала российского рубля, последнего большого обвала, потеряли порядка 3 миллиардов долларов только на курсовых разницах", — напомнил белорусский лидер.
К тому же он признался, что подробно обсудил со своим российским коллегой Владимиром Путиным ситуацию, которая сложилась на международной арене. В частности, президенты обсудили и политику США в отношении России, потому что это затрагивает и Беларусь по объективным причинам.
Президент Беларуси констатировал зависимость от российского рынка как основного для белорусских товаров и назвал ее просто "колоссальной".
В настоящее время ситуация на валютном рынке несколько стабилизировалась, но все может усугубиться, если дело дойдет до введения второго пакета санкций. Вероятно, ограничения будут носить тот же характер, что и введенные ранее Вашингтоном рестрикции против Ирана.