Любые контакты президентов России и Беларуси вызывают повышенный интерес экспертного сообщества, что особенно характерно для Минска, где понимают исключительную важность отношений с Россией в контексте развития страны.
При этом в зависимости от личных убеждений комментаторов их оценки нередко приобретают трагикомичный характер, находящийся в диапазоне от "Все пропало!" до бодрых рапортов о небывалых прорывах и достижениях.
Между тем интенсивность общения двух лидеров настолько высока, история знакомства тянется без малого 20 лет, а уровень интеграции систем столь близкий, что ожидать сенсаций от этих встреч не нужно. Вместе с тем в спокойном рабочем порядке Путину и Лукашенко приходится решать многие вопросы, развязку которых бывают не в состоянии найти правительственные чиновники на техническом уровне.
Контекст встречи
В связи с этим необходимо отметить, что очередная встреча глав государств в Сочи прошла на фоне достаточно серьезных внутренних событий в Беларуси, связанных со сменой руководства правительства.
Кроме того, в преддверии переговоров с российским коллегой Александр Лукашенко раскритиковал Москву за несоблюдение договоренностей в рамках Евразийского экономического союза, а также обвинил российскую сторону в недобросовестной конкуренции и "варварском отношении" к белорусским производителям. Эти заявления не прошли незамеченными в российских СМИ, где отдельные издания и так очевидно отрабатывают антибелорусскую повестку, комментируя любые происходящие в нашей стране события исключительно со знаком "минус". То есть соответствующая информационная артподготовка была проведена, и наступило время для выхода на сцену главных действующих лиц.
Нужно сказать, что в 2020 году к Минску переходит право председательства в ЕАЭС и в настоящее время уже формируется программа работы. Очевидно, что белорусская сторона будет пытаться максимально использовать будущее председательство в своих целях, а базовый интерес нашей страны состоит в максимальном расширении экономической интеграции. Ориентированная на экспорт отечественная экономика напрямую зависит от доступа к внешним рынкам, основным из которых является российский. Соответственно, Беларусь будет пытаться интенсифицировать интеграционные процессы, добиваться соблюдения уже подписанных договоренностей и настаивать на расширении полномочий Евразийской экономической комиссии. Не дожидаясь старта своего председательства, Минск уже обратился к партнерам с предложением о введении реальной ответственности стран за нарушение обязательств в рамках ЕАЭС по примеру того, как подобная практика существует в Европейском союзе.
Вместе с тем необходимо учитывать, что в правящих кругах России существует достаточно мощная антиевразийская оппозиция, которая продвигает идеи изоляционизма и тезис о "нахлебничестве" по отношению к России со стороны остальных государств ЕАЭС, в том числе Беларуси. Очевидно, что эта точка зрения продвигается определенными деловыми кругами, не желающими терпеть конкуренцию на внутрироссийском рынке, а также стремящимися не допустить посторонних к энергетическим ресурсам России. Таким образом, политические декларации российского руководства, чья заинтересованность в создании союза государств вокруг Москвы особенно очевидна в нынешней международной ситуации, вступают в противоречия с коммерческими интересами отдельных финансово-промышленных групп, имеющих лоббистов в экономическом блоке правительства и органах санитарного контроля.
Сергей Румас и евразийские приоритеты Беларуси
Поэтому Лукашенко очень важно донести до Путина позицию Беларуси, которую можно рассматривать как союзную и наднациональную, так как наряду с обеспечением равных условий хозяйствования Минск всегда предлагал разработать концепцию согласованной агропромышленной политики, основанную на создании производственных кооперационных цепочек и освоении внутреннего рынка ЕАЭС с учетом интересов всех вовлеченных субъектов.
То же самое касается экспортной стратегии союза, экономических отношений с другими интеграционными группировками и международными организациями. Пока же, увы, в этом плане в ЕАЭС "кто в лес, кто по дрова", о чем свидетельствуют как постоянные "разборки" на внутреннем рынке, так и мутная история со вступлением в ВТО. Напомним, что в состав этой структуры Россия, Беларусь и Казахстан договорились вступать сообща, однако Москва и Астана зашли по отдельности, а Минск, как говорится, остался с носом.
Вместе с тем, думается, что даже если Лукашенко удастся заручиться поддержкой российского президента, это не решит всех проблем Беларуси на российском направлении, как и не решит все сложные вопросы евразийской интеграции.
В отличие от военной и внешнеполитической сферы, российский лидер далеко не в полной мере контролирует крупный капитал своей страны, который в погоне за выгодой нередко не обращает никакого внимания не только на интересы ЕАЭС или отдельно Беларуси, но даже на кровные интересы самой России. Например, продолжается вывод огромных денежных средств за рубеж, ряд крупных российских компаний отказываются работать в Крыму, слабо понятной выглядит правительственная политика инвестирования в ценные бумаги США и пр. Конечно, в сравнении с 90-ми — началом 2000-х годов в России достигнуты серьезные успехи, однако утверждать, что государство способно заставить бизнес поступиться сиюминутными интересами ради достижения стратегических целей, пока рано.
Тем не менее, достижение консенсуса с российским президентом однозначно необходимо. И вовсе не зря в преддверии своего визита в Россию Александр Лукашенко произвел правительственные рокировки, где на первый план выведен новый премьер-министр Сергей Румас.
Именно этот чиновник в свое время курировал от Беларуси вопросы подготовки договора о Евразийском союзе, где проявил себя как активный и рациональный переговорщик. Эти усилия были по достоинству оценены не только в Минске, но также в Москве, исходя из чего в 2015 году Румас был награжден Орденом Дружбы — одной из высших наград Российской Федерации, вручаемой иностранцам. Представляется, что интенсификация работы по направлению ЕАЭС ввиду предстоящего белорусского председательства будет одним из приоритетов в работе нового состава правительства, поэтому встреча в Сочи пришлась как нельзя кстати. Хороша ложка к обеду, как говорится…