В Бресте проходят российско-белорусские учения ВДВ, а в Таджикистане 21 октября начались маневры ОДКБ "Нерушимое братство-2019" с участием воинского контингента Беларуси. Вероятно, в ходе учебных боев на белорусских и таджикских полигонах десантники на МБТС "Кайман" будут действовать столь же эффективно, как и ранее на российском полигоне "Мулино" в Нижегородской области, где состоялись совместные учения Коллективных сил оперативного реагирования ОДКБ "Взаимодействие-2019".
Беларусь в подобных мероприятиях участвует, как правило, со своим вооружением и боевой техникой. Минобороны республики получает МБТС "Кайман" с февраля, и машина уже успела занять достойное место в боевом строю. На отечественных и зарубежных полигонах "Кайман" надежно выполняет поставленные задачи. Внешнее сходство МБТС с бронированной разведывательно-дозорной машиной (БРДМ) советского производства ограничивается лишь острым носом.
Гордость военпрома
Первая партия "Кайманов" была направлена витебским десантникам 103-й гвардейской бригады ВДВ, которая относится к Силам специальных операций Минобороны. По своим техническим характеристикам и боевым возможностям белорусские "Кайманы" не уступают зарубежным аналогам (включая российский "Тигр"), и значительно облегчают решение "специальных задач в интересах достижения политических, военных, экономических и психологических целей".
Бронеавтомобиль изначально разрабатывался для боевых действий в чрезвычайных ситуациях – в ходе разведывательно-диверсионных либо миротворческих операций, патрулирования, сопровождения колонн, прочих специальных миссий.
Изготовленный по современным технологическим стандартам на 140-м заводе в Борисове бронеавтомобиль "Кайман" надежно защищает экипаж от осколков и пуль. На корпусе имеется турельное устройство для установки пулеметов Калашникова и НСВТ "Утес" калибра 12,7 миллиметра, гранатомета АГС-17, боевого модуля "Адунок" или иного вооружения. Полный привод обеспечивает высокую проходимость. Дизельный 170-сильный двигатель Д-245 с электронной системой управления может разогнать семитонную машину до 110 километров в час, запас хода по шоссе – тысяча километров. Водометный движитель на плаву позволяет двигаться со скоростью до 8 километров в час. "Кайман" отличается легкостью управления, имеет новый миноустойчивый корпус (V-образное днище), независимую торсионную подвеску и на 90 % состоит из белорусских комплектующих.
Экспортный потенциал
Полноприводный легкобронированный автомобиль специального назначения сразу и по достоинству оценили на мировом рынке. В силу военно-политической обстановки перспективными направлениями для продвижения белорусских "Кайманов" считаются африканские страны и ОАЭ. Первым покупателем стало государство Кот-д'Ивуар – в августе 2018 года восемь "Кайманов" белорусского производства были замечены на военном параде этой африканской республики. Эксплуатация бронемашин в Западной Африке – суровая проверка белорусских технологий (система охлаждения позволяет эксплуатировать МБТС при температуре окружающей среды до +50°С).
Впрочем, не забыто и пространство СНГ. Беларусь предлагает свои "Кайманы" Узбекистану, включая варианты совместного производства. Зачем отправлять деньги в Соединенные Штаты, если в СНГ имеются белорусские и российские бронемашины?
В Беларуси действуют более сотни предприятий ОПК, значительный объем продукции которых идет в Россию. Так, шасси Минского завода колесных тягачей служат носителями оперативно-тактических ракетных комплексов "Искандер-М", зенитных ракетных систем С-400 "Триумф", мобильных межконтинентальных баллистических ракет "Ярс" и других вооружений.
Минск успешно ведет конкурентную борьбу на мировом рынке вооружений, ежегодный объем экспорта продукции военного назначения с 2016 года превышает миллиард долларов. Оборонно-промышленный комплекс динамично развивается, как следствие, Беларусь в мировом рейтинге военной мощи Global Firepower за год поднялась на две ступени – с 41 на 39 место (из 137 возможных). Результат достойный, тем более что в современном мире оружие остается основой государственного суверенитета.
Мнение автора может не совпадать с точкой зрения редакции