История некогда могущественных белорусских родов Радзивиллов, Сапег, Гаштольдов, Огинских, Острожских неразрывно связана с их замками, поместьями и усадьбами. В нашей стране даже была принята в начале "нулевых" целая программа – "Замки Беларуси".
Самыми известными примерами ее воплощения в жизнь стали замки в Мире и Несвиже. Теперь они стали настоящими магнитами для туристов. И вот в стороне от заслуженного внимания осталась последняя жемчужина, возведенная Павлом Сапегой, замок в Гольшанах, — точнее то, что от него осталось.
Почему о резиденции магнатов белорусы узнают только из романа Короткевича "Черный замок Ольшанский" или из одноименного фильма, пишет корреспондент Sputnik Станислав Андросик.
Когда картинки врут
Сейчас не составит труда вбить в строку поиска замок в Гольшанах и увидеть многочисленные варианты того, как выглядел величественный архитектурный памятник в первой трети XVII века. Некоторые смогут даже найти информацию, что Павел Сапега настолько любил свою резиденцию и был так сказочно богат, что даже дно в озерах у замка выложил плиткой.
Сейчас местные жители в Гольшанах с удовольствием, не меньшим, чем у туристических гидов, могут рассказать вам легенду про белую панну, черного монаха и даже мельницу, которая работает по ночам.
"Вы сильно удивитесь, но всех этих мифов еще в начале XIX века не было и в помине", – рассказал научный сотрудник Института истории НАН Беларуси Николай Волков.
По его словам, первая волна интереса к замку, конечно, связана с творчеством Наполеона Орды, который пытался на своих знаменитых рисунках (акварелях) запечатлеть уходящую эпоху.
Сейчас в руках у кандидата исторических наук есть инвентарь Гольшанского замка, который ему удалось разыскать благодаря кропотливому поиску источников в оцифрованном фонде одного из польских архивов.
Строгий и скупой на подробности документ был составлен незадолго до войны 1654-1667 годов, в ходе которой замок сильно пострадал и уже никогда не видел свет в прежнем виде.
И здесь Николай Волков делает настоящее научное открытие: оказывается, "замок никогда не был достроен. Получается, что все графические реконструкции, где Гольшанский замок предстает в завершенном виде, теряют свою ценность".
Историк говорит, что Павел Сапега строил замок для себя на протяжении всей своей жизни и даже умер в нем в 1635 году, так и не завершив начатое. Несмотря на то, что магнат в завещании обязал сохранять имение и резиденцию в целостности во владении рода Сапег, к середине XVII века ее разделили, и она начала приходить в упадок.
Всего две книги для магната
"Замок строили больше двадцати лет и не завершили, но это не значит, что в нем не жили. Здания были накрыты, но у Сапеги не хватило денег, чтобы закончить внутреннюю отделку", – уточнил научный сотрудник.
В инвентаре прямо говорится, что не была закончена отделка одного из корпусов замка, но только верхняя жилая часть, а нижние этажи были задействованы в этом крыле. Найденный документ ценен тем, что позволяет составить представление о замке в Гольшанах, как едином комплексе, который обеспечивал всем необходимым проживающих в нем людей.
Логика составления инвентарей в те времена была довольно простой. Специальный человек обходил здание и детально описывал все, что он видит: от количества комнат и вплоть до столов и стульев.
Сейчас на территории замка идут реставрационные работы, фиксирующие руины с последующей консервацией. Интересно, что за все эти годы так и не было проведено системных археологических исследований исторического памятника.
Найденный исследователем документ подтверждает информацию о том, что над центральным входом была башня с часами, потому что специалист, составлявший инвентарь, ее точно описал.
Николай Волков говорит о том, что замок не был завершен в силу своей дороговизны. Об амбициях Павла Сапеги и характере оснащения резиденции свидетельствует тот факт, что в жилых комнатах насчитывалось 15 "мраморных" столов.
В описании скарбца (казна – Sputnik) упоминаются сундуки с документами, сундуки с серебром и всего две книжки: "Польская хроника" Кромера и "Политика" Аристотеля. Над скарбцем находились спальные покои владельцев замка, в которых стояла дорогая мебель. Это упрощало контроль за собственными "заклятыми скарбами".
"То же самое мы можем увидеть в Старом замке в Гродно, где под спальней короля Владислава Ваза находился скарбец", – провел аналогию историк.
Разровняем бульдозером
По его мнению, множество скандалов, которые всплывают вокруг Гольшанского замка, связаны не с самим проектом реконструкции, а с отношением к археологическим исследованиям. Несмотря на разумный подход к консервации руин, местные власти и проектное бюро экономят на раскопках.
По этой причине вся страна наблюдала за тем, как рабочие экскаватором вскрыли уникальное средневековое кладбище, аналогов которому в Беларуси нет. Многочисленные артефакты могли оказаться в куче строительного мусора.
"Зачем нам отдавать деньги археологам, мы лучше здесь попроектируем, а землю разровняем бульдозером, возможно, никто даже и не заметит", – приводит логику архитекторов Николай Волков.
После того, как археологический памятник вскрыли, рабочие в интервью признались, что не знали ничего о нем, как, впрочем, и проектировщики.
"О существовании кладбища вблизи замка знали археологи, но о его точном месте расположения не было достоверных данных. Это значит, что в штате организации, которая планирует проводить работы на территории Гольшанского замка, должен быть специалист, способный разобраться в археологии и истории", – констатировал историк.
Часть замка без присутствия археологов уже была раскопана, а это значит, что важнейшая информация была утрачена и ушла в отвал. Остальной замок находится под угрозой, потому что непонятно, как будут проводиться работы дальше.
Литовский Ганнибал
"Мы знаем, что часть Гольшан принадлежала знаменитому гетману Константину Острожскому, который победил в битве под Оршей в 1514 году", – рассказал Николай Волков.
Правда, белорусские историки все еще только гадают, где же располагался двор князя и великого гетмана литовского, возможно, он был как раз на месте замка.
"Это значит, что там мог стоять деревянный дом и там могли бы находиться изразцы (печная глазурованная плитка – Sputnik) с его гербом", – предполагает ученый.
По его словам, такого рода находки позволят "раскрутить" Гольшанский замок не просто как романтичные руины, с которым связан исторический детектив Короткевича и мифическая "белая панна" с другими сказками, которые любят придумывать экскурсоводы, а как памятник с настоящей историей.
"Инвентарь полезен тем, что в нем содержится информация, как вся эта "махина" работала. Замок – это продуманное строение, где каждое помещение имело свою функцию. Раньше мы смотрели на него как на руины, куда можно прийти и сказки послушать", – пошутил Николай Волков.
Маленький ликероводочный завод
Новые данные из исторического источника дают возможность точно определить, какие хозяйственные помещения в конкретной части замка располагались.
"Замок проектировался, как единый хозяйственный и представительский комплекс", – отметил историк.
По его словам, замок представлял собой архитектурный комплекс, который включал в себя два этажа, шесть подвалов. Причем последние имели четкую специализацию: пивной, медовый и винный. Также в замке имелись солодовня и бровар, где стояли котлы для перегонки "горелки", варки пива и приготовления солода.
"Это все вместе небольшой ликероводочный завод", – иронизирует Николай Волков.
В замке также имелись баня, часовня, цейхгауз, конюшня, кухня с пекарской избой, тюрьма и множество других объектов, обеспечивающих автономность проживания в резиденции.
Возле въездных ворот в замке располагались изба гайдуков (охранников – Sputnik) и городничего, который непосредственно отвечал за все происходящее в резиденции.
Энергосберегающая постройка
В средневековой традиции правящий класс всегда жил выше простых обывателей и слуг. Так было и в Гольшанах, где второй этаж замка служил жильем для Сапег и их гостей.
Во внутреннем дворе вдоль стен проходила галерея, по которой можно было попасть в жилые помещения. При этом войти в комнаты можно было только через сени, которых было девять.
"Это вопрос теплоизоляции. Потому что если сразу войти в комнату, то все тепло из нее уйдет. Поэтому сперва идет дверь в сени, а из них в комнату, иногда в две. Там уже были печи, и в зимнее время поддерживалась постоянная температура", – объясняет специалист.
Николай Волков уверен: если начать археологические исследования на месте этих помещений, можно будет найти артефакты, которые смогут проиллюстрировать вживую материальную культуру белорусских земель XVII века и конкретно Гольшанского замка.
После войны 1654-1657 года гольшанская резиденция представляла собой медленно увядающий памятник. Наибольший урон архитектурный комплекс претерпел в XIX веке, когда значительная часть его стен была разобрана на кирпичи.
Сейчас перед властями стоит настоящий вызов, как они сумеют распорядиться тем небольшим сохранившимся историческим наследием. Найдут ли они в себе силы привлечь профессиональных археологов, чтобы полноценно исследовать памятник, или пойдут по пути Санти Гуччи и страдающего Средневековья в Старом замке.