Сейчас в Гродно на территории Старого замка идет полномасштабная реставрация. Вторая столица Речи Посполитой в XVI веке принимала у себя Сеймы. Здесь польский король и великий князь Великого Княжества Литовского Стефан Баторий решил построить для себя дворец.
Проект архитектора Владимира Бачкова, по которому и ведутся реставрационные работы, сталкивался с критикой со стороны историков еще до начала воплощения в жизнь. Корреспондент Sputnik Станислав Андросик вместе с научным сотрудником Института истории НАН Беларуси Николаем Волковым разобрался, что в проекте ошибка, а что – откровенная фальсификация.
Абсолютная фантазия
На замковой горе в Гродно еще кипят строительные работы, полным ходом идет первая очередь реставрации. Сейчас восстанавливаются замковые ворота, но сразу за ними появилась каменица.
По словам историка, главная проблема в том, что архитектор и чиновники допустили возведение здания, которого на территории королевского замка никогда не было, что подтверждают археологические исследования.
"Под каменицей копали и ничего не нашли – это абсолютная фантазия. Вы заходите в ворота и справа видите дворец Батория, где жили монархи и проходили Сеймы, а слева у нас стоит домик, которого никогда не было. Когда вам шепнут на ушко, что это чушь и этого никогда не было, сразу возникнет вопрос: а может, и остальное обман?" – считает Николай Волков.
Фактический обман
В соседней Варшаве королевский дворец построен заново после того, как его уничтожили нацисты в 1944 году практически до фундамента.
Полностью придуман и построен новый дворец в Вильнюсе. Это всего лишь попытка приблизиться к тому, что было когда-то построено.
"А в Гродно мы имеем оригинал (королевский дворец Батория – Sputnik)", – обратил особое внимание историк.
Вдоль стены уже построена так называемая мерная изба. Оказалось, что и с ней не все так просто, как думал архитектор Бачков. "Мерная изба – это фактически обман. Потому что изба была деревянной, а сама терминология (авторов проекта реставрации – Sputnik) высосана из пальца", – считает научный сотрудник Института истории.
По его словам, на этом месте в замке было деревянное здание, в котором были комнаты и две мерные избы. В польской терминологии это жилое помещение средних размеров, то есть мерный – это средний.
Получается, что мерная изба – это комната с печкой, где можно было жить. Авторы проекта неправильно интерпретировали инвентарь, и все деревянное здание назвали мерной избой.
"Плюс ко всему они сделали это здание в кирпиче, то есть полную чушь, начиная от названия и до воплощения", – констатировал Николай Волков.
Гуччи стараются не вспоминать
Весь проект реставрации королевского замка в Гродно авторства архитектора Владимира Бачкова строился на идее, что его возвел в XVI веке итальянский зодчий Санти Гуччи.
Бюджетные средства уже успели потратить на декоративные элементы будущего убранства дворца. Для этого архитекторы даже ездили знакомиться с другими барочными зданиями авторства итальянского мастера.
Проблема заключается в том, что историки не имеют никаких доказательств того, что замок для Стефана Батория строил именно Санти Гуччи. В итоге в Гродно может появиться полностью фейковый замок.
"Сейчас всем понятно, что автор не Санти Гуччи. Сейчас в Польше искусствоведом Ольгой Гайдук подготовлена докторская (по белорусской классификации кандидатская – Sputnik) диссертация по Гуччи. Это лучший специалист по творчеству этого мастера", – рассказал белорусский историк.
Польский исследователь приезжала в Гродно, где выступила с докладом перед общественностью и сказала с уверенностью, что королевский замок строил не Санти Гуччи.
После этого директор Гродненского историко-археологического музея Юрий Китурко перестал упоминать Гуччи и стал говорить только "замок Батория".
"По первой очереди реставрации уже изготовлен декор. Они взяли за образец все из наследия Гуччи. Мало того, и дворец они будут делать по Гуччи, хотя уже фактически согласны, что строил не он", – подчеркнул Николай Волков.
Плюсы и минусы
При этом историк обращает внимание, что удалось все же сохранить исторические фрагменты. Пристройку возле замковых ворот, например, разобрали не до конца. Сохранили фундамент под башней, которая сейчас возвышается над Неманом.
"Фактически проект Бачкова реализуется так, как он и задумывал. Появилась каменица, которой никогда не было. Мерная изба, которой не было. Башня над Неманом должна была быть в три этажа, они сделали четыре, там наверху в алебастровом зале было три окна, они делают восемь", – рассказал научный сотрудник Института истории.
По его мнению, сейчас люди, реализующие проект реставрации, говорят, что прислушиваются к критике. Прошло обсуждение формы купола над вратами.
"Правда, замечания у польских специалистов были не только к форме купола. Проблема в том, что герб или купол – это мелочи. Вот каменицу мы уже не сможем снести. Это огромное строение, в которое вкачено десятки тысяч долларов из бюджета", – сказал Николай Волков.
После чего добавил, что "была реализована полностью ошибочная концепция". Идет имитация дискуссии, и ситуация с куполом подается как пример, что к критике прислушиваются. Хотя на самом деле важные вопросы не обсуждаются ни с общественностью, ни со специалистами, а решаются кулуарно.
Вторая волна фальсификации
Гравюра Томаша Маковского дает практически каноническое представление о том, как выглядел Гродно и замок на рубеже XVI-XVII веков.
Благодаря графической информации и данным инвентарей историки знают, что во дворце Стефана Батория было два этажа и высокая крыша. Первый этаж выполнял бытовую функцию, а на втором жил король, он служил местом проведения официальных мероприятий.
"Бачков придумал дополнительное строение над вторым этажом. Этот аттик не уживается с крышей. Причем о нем нет никаких упоминаний в источниках – это фактически фантазия. Плюс сюда запихивается еще один этаж", – сетует историк.
В ходе реставрации одноэтажную галерею, которая шла к дворцу, разрушили до определенного уровня и надстроили сверху один этаж. Над ним уже возведена балюстрада, ведущая в надстройки во дворце.
"Теперь им нужно пробить оригинальную стену во дворце Батория, чтобы был выход на придуманный этаж", – описал ситуацию Николай Волков.
Сейчас для реализации этого замысла разрабатывается архитектурный проект второй очереди реставрации в Старом замке. При этом Волков отметил, что в итоге мы получил "Диснейленд", в котором только проект стоит сотни тысяч долларов бюджетных средств.
"Сделав первую очередь реставрации по проекту Бачкова, они начнут так же верстать и дворец. Фактически это станет второй волной фальсификации при реставрации замка в Гродно", – подытожил историк.