Неординарная и многогранная личность: режиссер, писатель, поэт, коммунист, буддист — Бертолуччи всегда заслуживал уважение. Каждая киноработа режиссера не похожа на другую. Только Бертолучи так умело исследовал подсознательные мотивы человека, переплетая социальное с интимным, не боясь подойти к провокационной черте.
Биография Бернардо Бертолуччи
Бернардо Бертолуччи (Bernardo Bertolucci) родился 16 марта 1940 года в итальянской Парме.
Его отец Аттилио Бертолуччи, поэт, кинокритик и профессор истории искусств, поощрял интерес Бернардо к фильмам, часто брал его с собой на съемки.
В 1960-1962 годах Бернардо Бертолуччи учился на философском факультете Римского университета.
Режиссер увлекался фрейдизмом и коммунизмом.
"Я понимаю коммунизм по-своему — вкладываю в это понятие что-то очень свое, личное, не имеющее прямого отношения к реальности", - отмечал он в одном из интервью.
Бернардо Бертолуччи был дважды женат. Его первой супругой была итальянская актриса Адриана Асти. С ней Бернардо познакомился на съемочной площадке, их брак не был идеальным и распался через 5 лет - в 1972 году.
А в 1978 году он женился на режиссере и сценаристе Клэр Пиплоу.
Культовый итальянский режиссер Бернардо Бертолуччи скончался 26 ноября 2018 года на 78-м году жизни.
Творчество Бернардо Бертолуччи
В студенческие годы он писал стихи. За сборник "В поисках загадки" (In cerca del mistero, 1962) Бертолуччи получил премию Виареджо.
Первой пробой в кино Бернардо стали его любительские фильмы на 16-миллиметровой пленке "Канатная дорога" (1957) и "Смерть свиньи" (1958).
"В пятнадцать лет можно позволить себе роскошь чистой, невинной, полной эмоций, свободной интерпретации", — напишет Бертолуччи в своей книге "Мое прекрасное наваждение".
Первый полнометражный игровой фильм "Костлявая кума" (La Commare Secca, 1962) Бертолуччи снял в стиле Пьеро Паоло Пазолини, у которого в течение года работал ассистентом. "Костлявая кума" — социологический репортаж об обитателях римского дна. В 1968 году Бертолуччи экранизировал повесть "Двойник" Федора Достоевского, картина получила название "Партнер" (Partner).
Наиболее известные его фильмы — "Конформист" (1970), "Последнее танго в Париже" (Last Tango In Paris, 1972), "Мечтатели" (2003), "Последний император" (1987).
"Каждый фильм должен быть триллером, даже если это всего лишь скромная любовная история", — говорил он.
Режиссер был соавтором сценариев всех своих картин.
Награды Бернардо Бертолуччи
За свою кинематографическую жизнь Бертолуччи получил немало наград.
"Я люблю успех, хотя порой плата за него высока", — признавался режиссер в своей автобиографической книге.
Романтическая версия современной трагедии любви с Марлоном Брандо и Марией Шнайдер в главных ролях — "Последнее танго в Париже" — в США вошла в десятку самых кассовых кинокартин 1973 года. Бертолуччи был выдвинут на "Оскар" как лучший режиссер.
В 1987 году фильм "Последний император" получил девять "Оскаров". Бертолуччи лично удостоился двух — за режиссуру и адаптированный сценарий.
"Каждый мой фильм — это история любви с актером", — утверждал Бертолуччи.
Режиссер также удостоен "Золотого глобуса" в 1988-м, премии BAFTA в 1989-м, был лауреатом Берлинского международного кинофестиваля в 1970-м, Венецианского кинофестиваля в 1997-м, 2007-м. В 2011 году Бертолуччи получил почетный приз Каннского кинофестиваля, а в 2013 году в честь него была заложена звезда на голливудской Аллее славы.
"Снимать — значит жить, а жить — значит снимать. Это очень просто: нужно в течение одной секунды посмотреть на предмет, на лицо и суметь увидеть его двадцать четыре раза. В этом весь секрет", — писал Бертолуччи.
В 2014 году на проходившем в Риме 14-м саммите лауреатов Нобелевской премии мира Бернардо Бертолуччи был отмечен Премией мира (Peace Summit Award) за его вклад в области прав человека.
Лучшие фильмы Бертолуччи
Режиссер любил пробовать себя в различных жанрах, придумывать необычные сюжеты и наполнять их своим смыслом. И это не означает, что у Бертолуччи не было своего единого почерка. Поклонники творчества режиссера сходятся во мнении, что его работы наполнены особой глубиной, которую невозможно перепутать ни с чем.