Путин внутренне не может позволить себе умыть руки и сказать "я пошел". Он даже не может позволить себе сказать "я уйду в 2024 году". Он, подхвативший Россию у точки невозврата в 1999 году, взял на себя ответственность, которая останется с ним пожизненно.
Он сам говорит, что его президентство – это не работа, а судьба. Если так, то он будет делать все, чтобы дать России максимальный импульс для развития. Не для того он создавал государство – а настоящий создатель государства именно Путин, а не Ельцин – чтобы бросить его в еще нежизнеспособном состоянии.
А то, что Россия без Путина пока еще нежизнеспособна – факт. Наша политическая система недоделана. У нее, к большому сожалению, нет пока ответственной оппозиции, способной взять власть на выборах. Ее и не будет, пока наши политические партии будут еще в зачаточном состоянии.
Левого фланга нет. В перспективе его можно было бы вырастить из КПРФ. Но, выдвинув в президенты России Грудинина, Зюганов превратил КПРФ в тупиковую ветвь политической эволюции.
Правого фланга тоже нет, поскольку правые все время спорят и не могут объединиться в партию, которая завоюет на выборах хоть что-то. В этих условиях "Единая Россия" пыталась создавать внутри себя клубы по интересам – от консервативного до либерального, но и это зачахло. Наверное, нужно время. Нам хочется быстрее, но быстрее в огромной России со столь сложной историей не получится. Слишком велики риски.
Так что сейчас – Путин. Хочет ли он остаться и после 2024 года? Не уверен. Скорее, даже уверен, что он и сам не знает пока. Да и не это для него главное. Ему важно продолжение созидательной линии. Ищет ли он преемника? Да, не может не искать. Думает об этом каждый день. Но искренне передав преемнику власть однажды, чуть не обжегся. Был вынужден вернуться. Не вернулся, если бы видел, что все надежно. Сейчас дилемма сохраняется. Он сам или преемник в 2024 году?
Во всяком случае, биться за свое государство Путин будет до последнего. В этом я уверен. Но не будем путать – битву за государство и за себя в государстве. Разные вещи.