Со следующего года для организаций и индивидуальных предпринимателей сферы спорта и физической культуры вводятся новые требования в виде госаккредитации.
Как пояснили ранее Sputnik в Министерстве спорта и туризма Беларуси, сложного в этой процедуре ничего нет. Однако тренеры, фитнес-инструкторы и организаторы спортивных мероприятий так не считают.
Многие из них отмечают, что из-за нововведения придется либо отказаться от любимой работы и пробовать себя в другой сфере, либо потратить кучу времени на получение профильного образования, которое необходимо для аккредитации.
Готова пройти аккредитацию, но это нереально
Инструктор по фитнесу Ирина (имя изменено) рассказала корреспонденту Sputnik, что многие тренеры видят проблему госаккредитации в том, что никто из них не хочет уже во взрослом возрасте, имея за плечами какое-то другое высшее образование, идти учиться "на физрука".
У самой Ирины есть диплом об окончании вуза, но экономического. При этом девушка уже около десяти лет работает в сфере фитнеса. Помимо семинаров и различных мастер-классов (в том числе российских школ) она прошла курсы по пилатесу на базе БГУФК.
"Получается, даже пройдя эти курсы при профильном госуниверситете, которые длились не так мало, - около полугода, я получить аккредитацию не могу", - отмечает специалист.
Вместе с тем прощаться с любимой профессией Ирина не собирается, поэтому приняла решение смириться с фактом госаккредитации и пройти переподготовку, но и тут столкнулась со сложностями.
"Я звонила в университет переподготовки еще в сентябре, но мне сказали, что группа уже переполнена. Следующая группа предположительно будет набираться в феврале, но и туда я вряд ли попаду, так как уже образовались очереди из желающих. Получается закон подписали, но не подумали даже о том, чтобы обеспечить должное количество мест в группах на переподготовку", - сказала она.
Зал для занятий флай-йогой в фитнес-клубе
© Sputnik / Алексей Куденко
Еще один нюанс: учеба займет как минимум два года, но на аккредитацию отвели только полгода – с 1 июля по 1 января. С Нового года те, кто не успел этого сделать, будут обязаны приостановить свою деятельность, так как станут "вне закона".
Есть ли в этом смысл?
При этом Ирина честно признается, что не видит для себя лично особого смысла в этой аккредитации.
"Вполне возможно, аккредитация нужна тем, кто работает в сфере спорта, но пилатес, стретчинг, йога не несут в себе никакой "государственной миссии". Мы же работаем не ради высоких результатов во имя страны, а улучшаем физическое состояние наших клиентов через повышение их активности", - пояснила свое мнение инструктор по фитнесу.
По ее словам, на занятиях фитнесом никто не дает сверхнагрузку, в то время как в спорте интенсивные тренировки могут длиться по несколько часов каждый день.
"Мы даем общую базовую физическую активность, поэтому не совсем понимаем, при чем здесь аккредитация. Спорт нацелен на достижение результатов, получение высоких наград, у фитнеса цели совершенно другие. Мы улучшаем качество жизни, самочувствие, подвижность и по факту получаем еще и эстетический эффект. Зачем нужна аккредитация в этих направлениях?" - задается вопросом Ирина.
Более того, она никогда не пошла бы заниматься фитнесом к профессиональному спортсмену.
"У них в голове другие цели, им надо сделать быстрее, больше, лучше, условно: умри, но сделай. У нас все гораздо мягче и лояльнее, нет целей сделать определенное количество повторений или поднять вес в 200 килограммов. Поэтому нам и не понятно, как спортивная аккредитация, может быть применима к фитнесу", - поделилась девушка своими размышлениями.
Йога – не спорт, а философия
Что касается йоги, для преподавания которой теперь тоже нужна госаккредитация, Ирина убеждена, что во всем мире данная сфера отделена от спорта и даже от фитнеса, так как это больше философия.
"Поэтому странно, наверное, приходить на йогу к физруку... Адекватные люди не стали бы этого делать, а теперь получается, что только к физруку и можно прийти на йогу", - говорит собеседница Sputnik.
Аналогичная ситуация и со стретчингом.
В спорте в этом плане все намного жестче.
"Некоторые тренеры, которые работают с маленькими детьми, садят их на шпагат через слезы и боль, это же ужас. Такими упражнениями из детей, к сожалению, делают инвалидов. Такие специалисты однозначно должны проходить аккредитацию, чтобы родители, которые сами не могут контролировать тренировочный процесс, могли в этом плане довериться государству, которое выдает тренеру соответствующее свидетельство", - сказала она.
На занятиях стретчингом взрослый в состоянии самостоятельно регулировать даваемую ему нагрузку.
"Если взрослый человек во время занятия почувствует боль, он откажется от упражнения, и никто его не будет заставлять, в отличие от детей, которым в той же гимнастике на слезы и жалобы о боли отвечают - терпи", - отметила Ирина.
Суть этих сравнений в том, что нельзя одинаковые требования выставлять к тем, кто работает в сфере спорта, и представителям фитнес-индустрии. Разумность в этом решении есть, но нужна еще и логика, подытожила Ирина.
Проще отказаться, чем продолжать так работать
Организаторы спортивных мероприятий тоже пока без понятия, как им работать дальше. Например, под норму подпали организаторы коммерческих хоккейный турниров для детей, которые ранее по большему счету были предоставлены сами себе, а теперь, получается, их работа под жестким контролем.
"Непонятная сейчас ситуация в стране с проведением мероприятий. Сложности возникают не только в спорте, но и вообще во всех направлениях ивента. Если госаккредитация нас действительно касается, то нам проще отказаться от проведения спортивных мероприятий", - поделилась со Sputnik организатор детских хоккейных турниров Елена (имя изменено).
При этом Елена считает, что если аккредитация будет выдаваться максимально оперативно, то нет ничего сложного в том, чтобы взять справку из МВД и собрать необходимый пакет документов.
"Но мы видим, что сейчас происходит в том же отделе культуры: многие заявители уже год не могут получить от них ответ по внесению в реестр организаторов. Это просто безобразие", - говорит собеседница агентства.
По ее словам, с января этого года многим организаторам не дали ответ по внесению в реестр, а в сентябре придумали новые правила по внесению в список организаторов. Получается из реестра удалили всех, кто до этого уже был согласован, и начали формировать новый список.
"Обещали в течение 30 дней внести в этот список, а тем временем пошел уже второй месяц. Я боюсь, что госаккредитация в сфере спорта и физической культуры может превратиться в такую же схему. Но если министерство спорта и туризма будет проводить аккредитацию оперативно, потерь со стороны организаторов не будет", - полагает Елена.
Если сложности все же возникнут, то, по ее мнению, могут начаться определенные спекуляции, когда аккредитованные ИП и организации будут предлагать свои услуги неаккредитованным за дополнительный "интерес".
Лучше обратить внимание на сами мероприятия
Елена напомнила, что ранее проведение коммерческих хоккейных турниров для детей вообще никак не контролировалось. В связи с этим она согласна, что наладить контроль все же необходимо, но девушка предлагает создать систему по согласованию каждого конкретного мероприятия, а не просто осуществлять единоразовую выдачу аккредитаций организаторам.
Участник турнира детских хоккейных команд КХЛ
© Sputnik / Алексей Мальгавко
"Ведь можно быть с этой аккредитацией, но потом нарушать правила проведения мероприятий в вопросе безопасности спортсменов, например, не брать на турниры врача, и никто это не сможет проверить. У организатора будет аккредитация и он будет считаться надежным, а внутри будут нарушения", - объяснила Елена суть своего предложения.
Самые интересные и важные новости ищите в нашем Telegram-канале и Viber. Также следите за нами в Дзен!