Фото

"Жигули" – "копейка": от выпуска до арт-объекта

Сначала ВАЗ-2101 "Жигули" называли "единичка", а уже в конце 1980-х годов, когда модель перестала считаться престижной, — "копейка".
Подписывайтесь на Sputnik в Дзен
Истории легендарного советского автомобиля уже более полувека. 19 апреля 1970 года на Волжском автомобильном заводе был собран первый ВАЗ-2101.
Как рассказывал Леонид Парфенов в телепроекте "Намедни", "с "Жигулей" счет личному транспорту в СССР идет на миллионы, они задают новый стандарт советской зажиточности. На них ездят "очкастый частный собственник" из песни Высоцкого, старшие офицеры, "рвачи" — рабочие, выбирающие работу повыгоднее, элита интеллигенции — все те, чьи доходы в разы отличаются от средних (в начале 70-х — около 150 руб. в месяц)".
Однако свободно "Жигули" можно было купить лишь в самом начале 70-х, а позже, когда цена автомобиля стала доступной многим, он стал страшным дефицитом.
Автомобиль ВАЗ-2101 выпускался на Волжском автомобильном заводе с 1970 по 1983 годы.
Сегодня ВАЗ-2101 все чаще становится арт-объектом. Однако не только на выставках сегодня можно увидеть "копейку". Ее можно увидеть на многочисленных ретро-пробегах, которые устраивают любители старых авто.
1 / 15
В 1970 году 19 апреля на Волжском автомобильном заводе был собран первый ВАЗ-2101, который вошел в историю как "копейка". Прототипом для народного советского автомобиля стал итальянский Fiat-124.
2 / 15
Автомобиль ВАЗ-2101 выпускался на Волжском автомобильном заводе с 1970 по 1983 годы. Фото 1974 года.
3 / 15
В народе к ВАЗ-2101 в разное время "приклеились" два прозвища: сначала — "единичка", а уже в конце 1980-х годов, когда модель перестала считаться престижной, — "копейка".
Автомобиль ВАЗ 2101 на Международном автомобильном фестивале "Автоэкзотика" на аэродроме Тушино в Москве в 2010 году.
4 / 15
Как рассказывал Леонид Парфенов в телепроекте "Намедни", "с "Жигулей" счет личному транспорту в СССР идет на миллионы, они задают новый стандарт советской зажиточности. На них ездят "очкастый частный собственник" из песни Высоцкого, старшие офицеры, "рвачи" — рабочие, выбирающие работу повыгоднее, элита интеллигенции — все те, чьи доходы в разы отличаются от средних (в начале 70-х — около 150 руб. в месяц)".
5 / 15
Свободно "Жигули" можно было купить лишь в самом начале 70-х, но позже, когда цена авто стала доступной многим, оно стало страшным дефицитом.
6 / 15
Автомобиль ВАЗ 2101 на выставке первых моделей автомобилей, выпускавшихся на заводе ОАО "АвтоВАЗ", в Тольятти.
7 / 15
На ВАЗ-2101 работали сотрудники ГАИ. Ретротехника была представлена на праздничном шоу "ГАИ - 80 лет", которое прошло в Минске на Октябрьской площади в 2016 году.
8 / 15
Сделано в СССР.
9 / 15
Реклама "копейки".
В 2000 году, по результатам опроса почти 80 тысяч автолюбителей из России и стран СНГ, проведенного журналом "За рулем", ВАЗ 2101 признан лучшим автомобилем столетия.
10 / 15
Легендарный бразильский пилот "Формулы-1" Айртон Сенна за рулем ВАЗ-2101 в 1986 году перед первым Гран-при в стране социалистического лагеря — в Венгрии. Сенна попросил автомобиль, который является популярным в стране, и ему выдали "копейку", за рулем которой бразилец промчался по трассе "Хунгароринг".
11 / 15
На экспорт ВАЗ поставлялся под брендом LADA. Как и Fiat-124, он был очень популярен в странах соцлагеря. На фото - улицы Варшавы 80-х.
12 / 15
Если в СССР была проблема с запчастями, то на Кубе аж до 2014 года их было навалом, а вот возможности купить новую машину не было. Поэтому по улицам Гаваны бегали вот такие "лимузины"-"копейки".
13 / 15
Сегодня ВАЗ 2101 все чаще становится арт-объектом. Художник Андрей Бильжо на открытии своей выставки в Московском музее современного искусства.
14 / 15
Оригинальная "ржавчина" из мха превратила старый советский автомобиль в объект искусства. На фестивале "Ретро-Минск - 2017" - универсал на базе "копейки" - ВАЗ-2102.
15 / 15
Однако не только на выставках сегодня можно увидеть "копейку". ВАЗ 2101 "улучшенного дизайна" перед началом автопробега, посвященного 45-летию начала производства ВАЗ-2101.
Самые интересные и важные новости ищите в нашем Telegram-канале и Viber. Также следите за нами в Дзен!
Также на Sputnik:
Как создавалась легендарная "Копейка" ― история в видео
Девять "горбатых" в гараже: любитель ретро реанимирует "Запорожцы" ― видео
"Горбатый" и "Бешеная табуретка": как автомобили получают прозвища