За последние семь лет в Беларуси было возведено и реконструировано 176 км республиканских автодорог с цементобетонным покрытием. Возвращение к масштабному строительству бетонных магистралей – одно из поручений президента страны, озвученных во время мартовского послания народу и парламенту.
Как идет реконструкция одной из крупнейших автомагистралей в республике и каким станет участок после ремонта – в материале Sputnik Беларусь.
Подготовительная работа
Перед началом дорожных работ в районе реконструкции провели большую подготовительную работу. Сперва местность обследовали ученые – историки и ботаники. Оказалось, что в лесном массиве, на 45-46 км трассы, находится курганный могильник X-XIII веков, внесенный в Государственный список историко-культурных ценностей. Согласно проекту, новая трасса пройдет рядом с могильником, не нарушив его границ.
© Sputnik / Виктор Толочко
Также ученые установили, что недалеко от места реконструкции растет "краснокнижник" – прострел раскрытый. Специалисты пересадили его в безопасное место. А чтобы трасса могла стать шире, лесников задействовали на вырубке деревьев.
С небольшим опережением
Официально реконструкция дороги М3 на участке с 41 км по 56 км стартовала 1 июня. Генподрядчиком стала гомельская организация "Дорожно-строительный трест №2", выигравшая в конкурсе госзакупок. Она в свою очередь наняла более десятка субподрядчиков, у каждого из которых свой круг обязанностей.
Сейчас на объекте трудятся сотни людей и единиц техники: грузовики, экскаваторы, краны, бульдозеры, грунтовые катки. Работы ведутся в одну смену шесть дней в неделю на всем протяжении реконструируемого участка.
© Sputnik / Виктор Толочко
"В данный момент строительство идет с небольшим опережением намеченного графика. Сейчас расширяем земляное полотно, уже около 160 тысяч тонн грунта привезено для сооружения дорожной одежды. Идет устройство объездов и водопропускных труб. К укладке цементобетона планируем приступить в октябре", – вводит в курс дела заместитель начальника управления инвестиционными проектами РУП "Минскавтодор-Центр" (эта организация является заказчиком работ) Наталья Гришкевич.
По ее словам, благодаря особенностям ландшафта – возвышенностям, которые на определенных участках резко переходят в низины – есть возможность разрабатывать новые участки для будущей дороги.
© Sputnik / Виктор Толочко
"Конечно, там, где нужно определенное качество песка под бетон, мы вынуждены брать его из карьеров", – уточняет специалист.
Все для людей – и не забыли про животных
На новом участке трассы планируется построить мост через реку Гайна, шесть автобусных остановок и две площадки отдыха со съездом в "карман". На повороте к мемориальному комплексу "Хатынь" появится двухуровневая транспортная развязка, а в некоторых местах – велодорожки и тротуары. Для туристов и местных жителей это целое событие.
© Sputnik / Виктор Толочко
"Будут созданы все условия для безопасности пешеходов и транспорта. Предусмотрено строительство двух подземных пешеходных переходов, один из них велопешеходный в районе деревни Слаговище. На всем протяжении реконструируемого участка будет сетка от животных с калитками для миграции", – поясняет собеседница.
Что касается стелы у поворота на Хатынь, переносить ее не будут. Как отмечает представитель организации-заказчика, даны четкие указания максимально аккуратно работать в этой зоне, чтобы не повредить монумент.
© Sputnik / Виктор Толочко
"В этом месте запланировано строительство нового путепровода с развязкой и подземным переходом для животных, с примыканием дороги, которая ведет в мемориальный комплекс", – констатирует Наталья Гришкевич.
В настоящий момент движение транспортных средств на реконструируемом участке организовано по временной схеме. Для привлечения внимания водителей установили сигнальные щитки с фонарями и водоналивные блоки. Ограничение скорости – до 70 км/ч, а в местах сужения дороги – до 50 км/ч. Однако после завершения всех строительных работ скоростной режим повысят до 120 км/ч.
© Sputnik / Виктор Толочко
Цементобетонное решение
Дорожное полотно нового участка витебской трассы будет выполнено из цементобетона. Этот материал имеет неплохие характеристики: если срок службы асфальтобетонного покрытия рассчитан в среднем на 10 лет до ремонта, то тяжелый бетон может прослужить все 25.
"Был проведен экономический анализ затрат на конструкцию дорожной одежды. Асфальтобетонное покрытие оказалось дороже, чем цементобетон", – уверяет представитель "Минскавтодор-Центр".
© Sputnik / Виктор Толочко
Еще одно важное преимущество дорожного полотна из тяжелого бетона – при его устройстве применяются материалы, произведенные на белорусских заводах, – цемент и щебень.
Производить готовое покрытие для будущей дороги будет передвижной цементобетонный завод, привезенный на М-3 из Могилева. Запускать мобильное предприятие планируют на днях, все материалы для начала работы – щебень, песок, цемент и вода – уже заготовлены.
© Sputnik / Виктор Толочко
За 10-часовую смену такой завод способен произвести до 1 000 кубометров цементобетона – этого хватит, чтобы уложить полкилометра дороги. Известно, что на весь реконструируемый участок потребуется десятки тысяч кубометров цементобетона, толщина верхнего слоя полотна составит 24 см. Основные работы на объекте должны быть завершены в декабре 2024 года.
За свои деньги
С учетом санкционной политики в отношении Беларуси выделение западных кредитных ресурсов на ремонт дорог было временно приостановлено. Реконструкцию трассы М-3, которую начал финансировать европейский банк, было решено проводить за счет государственного бюджета.
Сколько денег будет затрачено на строительство данного участка дороги и благоустройство прилегающих территорий, посчитать пока сложно. Но точно ясно: реконструкция одной из самых загруженных магистралей в стране, по которой машины едут в сторону Лепельских и Браславских озер, к предприятиям Витебска, Полоцка, Новополоцка, а также к литовской и латвийской границам, – дело нужное.
© Sputnik / Виктор Толочко
Самые интересные и важные новости ищите в нашем Telegram-канале и Viber. Также следите за нами в Дзен!
Также на Sputnik:
Дом офицеров частично снесут: как изменится ценное для Гродно здание
Власти Минска поручили ускорить ремонт путепровода у метро "Институт культуры"
Лукашенко поручил развивать Национальный аэропорт с учетом перспективы