Ярузельский родился в поселке Курув Люблинского воеводства 6 июля 1923 года в древней шляхетской семье, корни которой восходили к концу ХV – началу ХVI веков.
Его дед по отцу принимал активное участие в восстании в 1863 году, за что был сослан в Сибирь на каторгу на 12 лет. Отец Ярузельского сражался против Красной Армии в советско-польской войне 1920 года.
От русофоба до русофила
Судьба Ярузельского типична для поколения польского дворянства, родившегося в 20-е годы прошлого века. С детства его готовили к военной службе. Он был скаутом, активно занимался спортом и отдавал предпочтение тем наукам, которые помогут ему в военной службе. В многочисленных интервью Ярузельский никогда не скрывал, что в его семье был культ католической веры и абсолютное неприятие всего русского. Русофобия в его семье была абсолютным идеологическим догматом.
Осенью 1939 года семья Ярузельских, спасаясь от наступающих немецких войск, перебралась в Литву. После вхождения страны в состав СССР в 1940 году вся его семья была сослана в Сибирь из-за дворянского происхождения. Отца, умершего от истощения, он похоронил на Алтае в Бийске 1942 году, как он сам говорил, обернув вместо савана в газету "Правда".
Жизнь на Алтае изменила его полностью: Ярузельский самостоятельно выучил русский язык, перечитав всю русскую классику.
В июле 1943 года он записался в 1-ю польскую дивизию. Освобождал Варшаву, участвовал в боях на Балтийском побережье. Войну закончил в звании поручика на должности помощника начальника штаба 5-го пехотного полка по разведке. В 1947 году вступил в Польскую объединенную рабочую партию, воевал с Армией Крайовой. В 33 года Ярузельский стал самым молодым польским генералом. В 1968 году в возрасте 45 лет он был назначен министром обороны.
Войцех Ярузельский
© Sputnik / Александр Макаров
Польский узел
Политическая карьера Ярузельского оттенила его военные успехи и неразрывно связана с острейшим политическим кризисом в Польше, который продолжался на протяжении 20 лет. Его стартом стала победа в Шестидневной войне Израиля против группы арабских стран, финалом которой в Польше стали не совсем корректные антисемитские высказывания первого секретаря Польской объединенной рабочей партии (ПОРП) Владислава Гомулки. Впервые фамилия Адама Михника – одного из самых ярких идеологов "Солидарности" – в 1980-е годы прозвучала именно тогда. В конце 1970 года после повышения розничных цен прошли волнения в Гданьске, при подавлении которых погибли 45 человек. Министр обороны Ярузельский к этому не имел никакого отношения. Силовое решение вопроса исходило от Политбюро ПОРП.
В советское время ходило крылатое выражение: "Курица не птица, Польша – не заграница". В этом выражении за юмором скрывается глубокий философский смысл. Суть его состоит в том, что для советского политического руководства Польша всегда была фактором не внешней, а внутренней политики. В 1976 году при Эдварде Гереке из-за разового повышения на 70% розничных цен на мясо Польша вновь забастовала. На следующий день после этого на "страйк" вышли 97 польских предприятий, в протестах приняли участие 80 тысяч человек. Горький опыт Польши в вопросах проведения экономических реформ, которые всегда начинаются с ценообразования, навсегда похоронил подобные идеи в СССР при Леониде Брежневе. Власти боялись повторения хаоса, который возник в Польше после принятия подобных мер.
Я вспоминаю то время, как первое знакомство с поляками. Они часто приезжали в Беларусь по родственным вызовам. Политические темы с ними практически никто не обсуждал. В то время мы поляков не осуждали, мы их не понимали. Материально они реально жили лучше нас. Деньги к ним шли от родственников и влиятельной польской общины в США и Западной Европе. Он умели торговать и торговаться, привозили дешевый ширпотреб, вроде косметики, который у нас был в хроническом дефиците, а у нас закупали ювелирные изделия.
"Польский узел" никогда не был загадкой для политических лидеров СССР. Еще в 1974 году 2-й Европейский отдел МИД отправил записку в Политбюро ЦК КПСС, в которой было написано: "С 1974 года сеть частных магазинов и предприятий возросла на 60%, "Свободную Европу" слушают 50% поляков, только 6,4% опрошенных атеисты. Стремление правительства Герека к сотрудничеству с католической церковью, его ежегодные встречи с руководителями католических организаций не вяжутся с привычной практикой компартий других стран". В реальной жизни это означало, что в Польше в то время было двоевластие – влияние делилось между компартией, то есть ПОРП, и католической церковью. Но реальная власть медленно, но верно переходила к костелу.
Есть одно свидетельство, указывающее на понимание сложности решения польского вопроса, на который мало кто обращает внимание. Это кадровые решения при назначении послов СССР в Польшу. На протяжении 70-80-х годов послами СССР в Польше отправляли партийно-государственных руководителей из Беларуси – Станислава Пилотовича, Александра Аксенова и Владимира Бровикова. Они знали, на каком языке говорить с поляками.
Войцех Ярузельский посвящает в офицеры курсантов военного училища
© Sputnik / С. Новоковский
План "Полония"
1976 год стал точкой обратного отсчета в истории социалистической Польши. Осенью 1976 года оппозиция сформировала Комитет общественной защиты, который стал базой для "Солидарности". Следующий 1977 год был переломным. Победивший на выборах в США Джимми Картер на должность своего помощника по национальной безопасности назначил этнического поляка Збигнева Бжезинского. Первым документом, который Бжезинский положил на стол Картеру, стал план "Полония", в котором были расписаны мероприятия по созданию в ПОРП "пятой колонны" и совершения внутреннего антикоммунистического переворота в Польше.
Независимый профсоюз "Солидарность" был создан в Гданьске в 1980 году. Его возглавил электромеханик с судоверфи Лех Валенса. В "Солидарности" в то время было более 10 миллионов членов – каждый третий работающий поляк. Независимый профсоюз контролировал практически все, за исключением армии и силовых структур.
Двоевластие
Легализация "Солидарности" в 1981 году привела к тому, что в Польше возникло реальное двоевластие. Этот год стал кульминационным в истории послевоенной Польши. Финансирование "Солидарности" со стороны Запада было беспрецедентным с момента окончания Второй мировой войны. Деньги шли через Швецию в Гданьск. К тому времени в Польше главными действующими лицами в политике были два человека – министр обороны и генерал армии Ярузельский, а также лидер "Солидарности" Валенса.
Главным вопросом того времени была реакция СССР на события в Польше. 3 апреля 1981 года в Бресте состоялась секретная встреча первого секретаря ЦК ПОРП Станислава Кани и Ярузельского с председателем КГБ СССР Юрием Андроповым и министром обороны СССР маршалом Дмитрием Устиновым. Об итогах встречи Андропов и Устинов докладывали на Политбюро ЦК КПСС. Их мнение было единым – оба были против ввода советских войск в Польшу. На заседании Политбюро вопрос даже не обсуждался. Протокол заседания был опубликован 20 августа 1993 года Специальной комиссией по архивам при президенте РФ.
Вводить войска в то время в Польшу не было необходимости. В стране находилась Северная группа войск СССР, которым было приказано не вмешиваться во внутрипольский конфликт. Фраза советского генсека Брежнева, сказанная в отчетном докладе на ХХVI съезде КПСС: "Социалистическую Польшу, братскую Польшу мы в беде не оставим и в обиду не дадим", – была не более чем предостережением западным странам против попытки открыто вмешаться во внутриполитический конфликт в этой стране.
Время Ярузельского
Решение о введении военного положения далось Ярузельскому с большим трудом. В одном из интервью он говорил о том, что в то время у него были мысли о самоубийстве. Помимо решения внутриполитического кризиса в стране Ярузельский спас мир от глобальной катастрофы, о чем сегодня мало кто вспоминает. Осенью 1981 года страны Варшавского договора провели самые масштабные учения после окончания Второй мировой "Запад-81". В них приняло участие более 150 тысяч военнослужащих. Состоялась имитация применения тактического ядерного оружия против сил НАТО. Параллельно с этим в Европе НАТО проводило маневры "Острый клинок" в районе балтийского побережья, а также отрабатывало возможность применения тактического ядерного оружия. Центром противостояния между СССР и Западом в то время была Польша.
12 декабря все силовики Польши вскрыли конверты с инструкциями на случай непредвиденной ситуации и стали действовать. Была отключена телефонная связь, армия заблокировала передвижение между крупными городами, На улицы вышла военная техника. 13 декабря в прямом эфире Ярузельский, к тому времени являющийся первым лицом в стране во всех ипостасях, обратился к полякам и сообщил о введении военного положения.
Войцех Ярузельский и генеральный секретарь ЦК КПСС Леонид Брежнев
© Sputnik / Вячеслав Рунов
Ярузельский спасал не социализм в Польше, а саму республику, которая шла к неминуемому хаосу. За полтора года военного положения в стычках с силовиками погибли около 100 человек. Было интернировано более 10 тысяч лидеров "Солидарности", которых поселили на загородных виллах и ограничили в контактах. Валенса в 1983 году получил Нобелевскую премию мира, но в Стокгольм за ее получением отправил свою жену Дануту.
Военное положение было отменено 22 июля 1983 года. Ярузельский согласился на "круглый стол" с Валенсой. 4 июня 1989 года были проведены выборы в парламент, в результате которых "Солидарность" получила 99 мандатов из 100 в сенате и 35% мест в сейме. Ярузельский был безальтернативно избран парламентом на должность президента Польши, а ровно через год на всеобщих выборах победил Валенса.
Это была медленная, но мирная передача власти и единственная возможность со стороны Ярузельского объединить распадающуюся страну. Политически у него все получилось, но внутренний разлом остается до сих пор. Поляки так и не смогли прийти к общему мнению в отношении Ярузельского, который входит в десятку популярных политиков ХХ века в Польше. В его личной судьбе объединился внутренний конфликт страны, через который Польша проходила весь прошлый век. Поиск согласия и примирения у поляков и после смерти Ярузельского проходит по той линии, которую он определил.
Самые интересные и важные новости ищите в нашем Telegram-канале и Viber. Также следите за нами в Дзен!
Также на Sputnik:
Первая жертва черного пиара в СССР: к 100-летию со дня рождения Романова
Борьба с памятью или с памятниками: к 70-летию со дня смерти Сталина
Ностальгические воспоминания: "Аэрофлоту" сто лет
Вошедший в одну реку дважды: к 100-летию со дня рождения Гейдара Алиева