С болезнью Альцгеймера не беру: сиделки рассказали о сложностях своей работы

Чаще всего сиделками идут работать женщины старше 45 лет. Однако есть в минском ТЦСОН и двое мужчин. У многих был опыт досмотра больных родственников.
Подписывайтесь на Sputnik в Дзен
Поиск сиделки – проблема не редкая, увы. На их услуги – очередь.
Sputnik уже пообщался с теми, кто искал сиделок. Сегодня – истории тех, кто эти услуги оказывает. Как приходят в эту сферу, сколько получают и почему бросают эту работу?
Корреспондент Sputnik Екатерина Воробьева пообщалась с сиделками и представителем госорганизации, которая предоставляет такие услуги.

Берет на уход не всех

Людмила всю жизнь проработала медсестрой. Когда вышла на пенсию, денег не хватало и решила помогать тяжелобольным. Сегодня женщине 72 года, и она продолжает этот нелегкий труд.
Она признается, что, когда только начинала ухаживать за больными, ситуация с сиделками была ровно противоположной нынешней.
"Желающих работать сиделками было много, и работодатель тщательно отбирал кандидата. Мы проходили настоящий кастинг, отвечая на вопросы по уходу и питанию. Меня выручало медицинское образование – это было большим плюсом. А сегодня позвони любому – и тебя сразу возьмут работать", – рассказала Людмила.
По словам женщины, со временем не она искала работу, а ее искали – хорошо работало сарафанное радио. Сегодня сиделка избирательна и берет на обслуживание не каждого человека. Час ее работы стоит 5 рублей.
"Например, с болезнью Альцгеймера не беру, потому что я уже знаю, что очень тяжело с такими больными. Человек не воспринимает, что ты ему говоришь. Вроде бы он головой кивает, соглашается, но опять продолжает делать свое. И за ними глаз да глаз нужен, чтобы он, не дай Бог, не включил газ, не выпрыгнул в окно", – пояснила собеседница.
Приходилось женщине "спасать" больных, у которых до нее были другие сиделки, не знающие элементарных правил ухода за лежачими людьми. Людмила придерживается мнения, что человек обязательно должен иметь базовые знания: как обрабатывать пролежни, поменять подгузник, перевернуть больного.

Малооплачиваемая работа

Светлана стала сиделкой случайно – женщина не могла найти работу по специальности и ей предложили трудоустроиться в территориальный центр социального обслуживания населения. Всему училась на месте, набивая свои шишки.
Сейчас у Светланы четыре подопечных: она приходит к каждому на два часа и получает за свою работу тысячу рублей в месяц. Сиделка считает, что такая работа должна оплачиваться выше.
Бывает, что родственники просят Светлану дополнительно поработать в выходные. Женщина отказывается, так как это делать запрещено. Есть и другая причина.
"Честно говоря, я так устаю за неделю, что лишний раз хочется отдохнуть. Некоторые не выдерживают и бросают эту работу. Есть очень много лежачих больных. Сложно привыкнуть к запаху пожилого человека, вернее, к нему вообще нельзя привыкнуть. Тут просто должно быть желание помочь. Например, меня не все друзья поддерживают, что я работаю сиделкой", – сказала Светлана.
Также она рассказала, что в центре существует большая очередь на сиделку – некоторые ждут по полгода. Сама же женщина задумывается о том, чтобы начать работать как частник и, возможно, уедет в другую страну на заработки.

Многие хотят государственную сиделку

В Минске ситуация полегче, нежели в регионах. Да и условия работы столичных государственных сиделок немного другие.
В территориальном центре социального обслуживания населения Фрунзенского района рассказали, что сиделка может ежедневно осуществлять уход за больным до 8 часов.
Сегодня в центре работает 68 сиделок, на обслуживании – около 200 человек. Еще двадцать – в листе ожидания.
"Мы продолжаем развивать сиделочный фонд, постоянно приглашая на работу новых сотрудников. Администрация района не лимитирует количество – мы можем набирать их столько, сколько нужно людям. Также большое преимущество Минска заключается в том, что сиделка может работать 8 часов", – рассказала директор ГУ "Территориальный центр социального обслуживания населения Фрунзенского района города Минска" Татьяна Куиш.
Директор ГУ "Территориальный центр социального обслуживания населения Фрунзенского района города Минска" Татьяна Куиш
Руководитель призналась, что многие подопечные хотят именно государственную сиделку, так как это более надежный вариант. Между сотрудником центра и клиентом заключается письменный договор, где прописаны все условия. В случае каких-то неприятных ситуаций ему будет куда предъявить свои претензии. Кроме этого, людей устраивает цена: один час стоит 2,76 рубля.
Татьяна Куиш рассказала, что чаще всего сиделками идут работать женщины старше 45 лет. Однако есть в центре и двое мужчин. У многих был опыт досмотра больных родственников.
"Молодежь не идет к нам. К нам приходят люди, имеющие большой и порой очень тяжелый личный опыт. В этой работе надо быть терпеливыми, ведь каждый день ты видишь страдания человека", – высказала мнение директор.
Недавно в центре появилась услуга дневного присмотра. Она предоставляется людям с психическими особенностями, как правило, с деменцией. Также можно получить навыки ухода за лежачими больными. Эта услуга пользуется популярностью.
По мнению руководителя центра, в будущем услуга сиделки будет еще более востребованной. Внес свою лепту в это дело и коронавирус – после этой болезни многих людей в буквальном смысле приходится ставить на ноги. Да и в целом, как и во всем мире, в Беларуси с каждым годом растет число пенсионеров. Многие без ухода и сторонней помощи не обойдутся.
Самые интересные и важные новости ищите в нашем Telegram-канале и Viber. Также следите за нами в Дзен!
Также на Sputnik:
Другое детство: борисовчанка помогает родителям воспитывать детей с аутизмом
Продала коляску, чтобы оплатить лечение: мама с СМА борется за жизнь дочери
Музыка по Брайлю: незрячая минчанка учит детей нотной грамоте