Белорусские власти последовательно на протяжении многих лет развивают прямые контакты с российскими регионами, и это приносит свои плоды. В прошлом году наши страны наторговали на рекордные 50 млрд долларов и здесь, конечно, большая заслуга регионального сотрудничества.
Самарская область давно стала надежным партнером Беларуси, что позволяет наращивать взаимные инвестиции. О ближайших совместных проектах ― в интервью первого вице-губернатора – председателя правительства Самарской области Виктора Кудряшова агентству Sputnik Беларусь.
Каковы итоги торгово-экономического взаимодействия Самарской области и Беларуси в 2022 году?
– Наше сотрудничество носит многолетний характер и является результатом системной работы, которую мы выстраиваем с Беларусью.
Мы вышли на рекордные показатели товарооборота. По данным Белстата, его объем составил 1,784 миллиарда долларов. Здесь, конечно, впечатляет рост: по сравнению с 2021 годом он увеличился более, чем в 2,5 раза.
Импорт из Республики Беларусь вырос на 41%, это хороший результат для белорусской экономики и предприятий.
Предварительные итоги первого квартала позволяют нам говорить, что и в 2023 году мы надеемся на рекордный показатель взаимного товарооборота.
Только за первые три месяца объем взаимной торговли составил 659 миллионов долларов. Мы идем с очень хорошим темпом. Если сравнивать с аналогичным периодом прошлого года, рост просто фантастический в 5,5 раз.
Мы оцениваем объемы экспорта Самарской области без топливно-энергетической составляющей. Даже если мы уберем поставки нефти и нефтепродуктов, то объемы все равно внушительные.
Из Беларуси мы традиционно импортируем товары автомобильной промышленности. Это в первую очередь общественный транспорт, сельхозтехника, а также мебель, продукты питания. Большую долю в структуре импорта из Беларуси занимают шины.
Белорусские потребители могут оценить и наши товары. В первую очередь, это промышленные предприятия, которые получают комплектующие из Самарской области.
Мы поставляем большие объемы подсолнечного масла – это то, что люди видят на полках. У нас в регионе большие мощности по производству подсолнечного масла, и оно очень высокого качества.
Традиционно мы поставляем продукцию химического комплекса, в том числе, каучук. Это приносит взаимную выгоду нашим и белорусским предприятиям.
Какие совместные проекты в машиностроении вы планируете с белорусской стороной, учитывая актуальность импортозамещения?
– Неслучайно сопредседателем рабочей группы (по развитию сотрудничества с Самарской областью – Sputnik) является руководитель концерна "Белнефтехим" Андрей Рыбаков. Этот человек делает очень много для развития белорусско-российских отношений.
Структуры экономик у нас очень сходные. У нас есть "Автоваз", у вас это спецтехника, общественный транспорт. В то же время у нас очень развита нефтехимия.
Генеральный директор нашего крупнейшего химического предприятия "Тольяттиазот" – выходец из "Белнефтехима" (Анатолий Шаблинский – Sputnik). Даже на уровне качественного управления мы обмениваемся кадрами. Это обеспечивает успех, в данном случае нашему предприятию.
Акцент в визите нашей делегации сделан на автопром. Мы в этом году провели большие тендеры на закупку спецтехники для сельского хозяйства, общественного транспорта.
Электробус "Белкоммунмаша" сегодня украшает наш город. Люди проявляют интерес, и он всегда ходит битком набитый. Также сделали масштабную закупку автобусов и трамваев.
Однозначным приоритетом для наших эксплуатирующих организаций, несмотря на то, что Минский автомобильный завод находится в жесткой конкуренции с российскими компаниями, по соотношению цена/качество остается МАЗ.
Мудрым оказалось решение белорусского правительства субсидировать две трети процентной ставки по лизингу. Это дает преимущество и выгоду при покупке техники, которая производится на территории республики.
Мы проводили переговоры о создании производства, где будет производиться восстановительный ремонт трамвайных вагонов, на территории Самары. Ремонт техники и кабины от Белкоммунмаш позволят нам получать фактически новые трамваи, но с меньшими затратами.
В ноябре месяце будет полностью готова конструкторская документация. Первые поставки кабин Белкоммунмаша состоятся в первом квартале следующего года.
Кроме того, у нас работает предприятие, которое занимается сборкой тракторов МТЗ и проводит восстановительный ремонт. Минский тракторный завод оказывает нам большую помощь в обновлении техники нашим сельхозпроизводителям. Более половины тракторов, которые работают в нашем аграрном регионе, это техника минского производства.
Какие новые проекты вы планируете реализовать с белорусской стороной?
– На территории Самарской области работает предприятие, которое создано менее 10 лет назад, завоевавшее хорошую репутацию на российском, белорусском и даже мировом рынке.
Это компания "Пегас – Агро", которая выпускает сельхозтехнику, опрыскиватели. Проект развивается с участием белорусской стороны. Потому что значительная доля комплектующих, в первую очередь – это электроника, система управления, поставляются из Беларуси.
Благодаря белорусским партнерам сегодня у нас есть возможность существенно увеличить объемы производимой техники, улучшить ее качество. Это один из проектов, который находится в активной стадии реализации.
Мы также ведем переговоры о создании сборочного производства Могилевского лифтмаша, и в ближайшее время, думаю, они увенчаются успехом. Потому что мы крупный заказчик этого предприятия и, буквально, за два года в рамках программы мы приобрели 1,5 тысячи лифтов.
Это достаточно большой объем, порядка 15% от годового производства. Перспективы у нас очень хорошие и мы можем гарантировать, что в ближайшие 3-5 лет мы сможем заключить контракт на 7-8 тысяч лифтовых кабин. У нас есть интерес к сборке такого большого количества лифтов на территории нашего региона. Могилевское предприятие предварительно готово к такому варианту сотрудничества.
У нас развивается много новых направлений, например, производство высокотехнологичной продукции медицинского профиля. В первую очередь – это системы помощи при проведении операций.
Самарский медицинский университет разработал соответствующую технологию. Сейчас идет серийное производство на территории региона. Данная систем втрое дешевле импортных аналогов.
Мы заинтересованы в том, чтобы это производство расширялось, в том числе, и на территории республики. Есть система лицензий, которую мы также готовы предложить.
Благодаря нашему сотрудничеству с Национальной академией наук Беларуси и соглашению, которое было заключено с нашим научно-образовательным центром, рассчитываю, что у нас пойдет активная совместная работа по созданию беспилотных авиационных систем.
В Российской Федерации готовится соответствующий национальный проект. Наш регион, безусловно, будет одним из лидеров в его реализации, потому что наш регион аэрокосмический, много компетенций. У нас есть много организаций, которые уже сегодня владеют технологиями для производства БПЛА. У нас есть крупные инвесторы, приступившие к строительству данных предприятий.
Беспилотники – это не только мониторинг, в первую очередь, это транспорт будущего. Они будут помогать в доставке грузов, почтовых отправлений. На территории Российской Федерации такие проекты уже есть.
Почему в реализации проектов в сфере создания БПЛА вы заинтересованы в сотрудничестве с Беларусью?
– Дело в том, что академия наук активно занимается этим направлением. Идеи и технологии, которые рождаются на их основе, могут помочь создать конкурентоспособный продукт высокого уровня. Даже в Российской Федерации сейчас высокий уровень конкуренции в сфере таких разработок.
Белорусская наука готова предложить прорывные идеи в отношении управления БПЛА, повышении дальности полетов. Мы это обсуждали и это, действительно, есть в академии наук.
Производство БПЛА – это не просто завод, это некая экосистема, которая включает в себя, и вопросы технологий, и вопросы обучения, и вопросы повышения функциональности.
Мы должны открывать для себя новые направления использования БПЛА. Так как в академии наук этим серьезно занимаются, нам это тоже интересно. Мы в свою очередь готовы поделиться своими наработками.
Брест и Самару теперь связывают побратимские отношения. Какие совместные гуманитарные проекты вы планируете?
– Такие проекты уже не только планируются, но и реализовываются. Это проекты в сфере образования, культуры, спорта, молодежной политики.
На уровне муниципалитетов был обмен опытом по вопросам благоустройства общественных территорий. Наша делегация уже была в Бресте. В сентябре гости из Бреста приезжали к нам на День города.
Важно, что наши проекты начинаются на уровне школьников. Наша школа №13 имени Героя Советского Союза Санчирова активно взаимодействует со школой №13 города Бреста имени Хована. Ребята проводят совместные телемосты, патриотические акции и я уверен будут ездить в гости друг к другу.
Тем более, что в Бресте есть совершенно потрясающий мемориальный комплекс – Брестская крепость. Я сам был там уже несколько раз и туда хочется возвращаться.
Творческие коллективы у нас также ездят с взаимными гастролями, которые пользуются большой популярностью. В Беларусь недавно приезжал Большой сводный хор.
За этим стоят и коммерческие проекты. Брест поставляет в Самару много собственной продукции и в городе уже есть 12 специализированных магазинов с белорусскими товарами.
Продукты питания широко представлены во всех торговых сетях, в том числе, крупных федеральных. Это было непросто, но мы этого добились. Самарцы по достоинству ценят товары, которые получают из Беларуси и Бреста.
Самые интересные и важные новости ищите в нашем Telegram-канале и Viber. Также следите за нами в Дзен!
Также на Sputnik:
Прямые авиарейсы между Самарой и Минском могут появиться уже в этом году
Предприятия Самарской области могут поставлять автокомпоненты для "БелДЖИ"
Рыбаков: товарооборот Беларуси с Самарской областью постоянно растет