В большом интервью корреспонденту Sputnik Тамаре Беляевой глава МВД Беларуси Иван Кубраков рассказал не только о рабочих буднях и предстоящем празднике милиционеров, но и о народном ополчении, ЧВК "Вагнер", новых спецподразделениях и о том, за что получают медали жены милицейских генералов.
О Дне милиции
– Мы всегда к этому мероприятию подходим с особым вниманием. Потому что поздравить надо не только сотрудников органов внутренних дел, но и тех, кто идет с ними плечо в плечо – это их родные, близкие, жены, родители. Особенно мамы, переживающие за своих сыновей и дочерей.
Все мероприятия, посвященные Дню милиции, мы традиционно начинаем с посещения памятника погибшим сотрудникам ОВД. Возлагаем цветы, вспоминаем тех, кто в мирное время, в том числе и в современной Республике Беларусь, не пожалел самого дорого – своей жизни, защищая граждан и обеспечивая безопасность.
Там всегда присутствуют наши ветераны и семьи погибших милиционеров. После я с ними обязательно встречаюсь, чтобы узнать о проблемах и помочь. Но помощь оказывается не только в День милиции: у каждого начальника УВД есть телефон мамы, вдовы погибшего сотрудника. Многие дети продолжают династию своих отцов – нам дорога эта связь.
О главном
– Поздравляя с Днем милиции, я всегда говорю: самое главное – чтобы все сотрудники возвращались домой живыми и здоровыми.
Ведь нам звонят тогда, когда человеку плохо. И таких звонков, к примеру, только в Минске за сутки поступает около трехсот, а бывает и до тысячи. Отправляясь на вызов, милиционер не знает, что его ждет, и тем более, когда сообщают об опасности. Надо иметь огромное мужество и смелость, чтобы шагнуть навстречу неизвестности. Но сотрудники милиции к этому готовы, они каждый день испытывают себя на прочность. Я им за это очень благодарен.
Огромное спасибо хочется сказать родителям, женам, семьям сотрудников. Это люди, которые ждут со службы дорогого им человека. И когда он задерживается, его нет сутки, нет возможности связаться с ним по телефону, о хорошем никто не думает. Поэтому для меня нет разницы между сотрудником и его семьей. Это все наши сотрудники. Семья служит вместе со своим родным.
О событиях 2020 года
– Вы знаете, я часто говорю, что 2020 год больше вспоминать не буду, но, к сожалению, не получается. То время действительно показало, кто есть кто. Белорусские милиционеры выстояли. Как бы ни пытались нас согнуть, мы выдержали удары.
Да, Беларусь – мирная страна, но, как говорит наш президент, порох надо держать сухим. И мы этому принципу следуем. В свое время нами были проанализированы события, произошедшие на Украине в 2014 году. Мы просмотрели все ролики и сделали определенные выводы. О чем? Об оснащении сотрудников органов внутренних дел, о подготовке техники. Но в первую очередь внимание было обращено на безопасность сотрудников и моральную составляющую.
Да, мы не ожидали многого из того, что творилось во время массовых беспорядков на улицах наших городов. Но, тем не менее, ни один из сотрудников не дрогнул.
О безопасности семей
– В 2014 году, опять же изучая ситуацию на Украине, мы видели, как противодействовали сотрудникам, как их забрасывали бутылками с зажигательной смесью. Мы учитывали все эти вопросы. Но мы не ожидали, что здесь, у нас в Беларуси, найдутся настолько подлые люди, которые будут угрожать даже не милиционерам, а их маленьким детям, и будут говорить: мы придем, убьем, сожжем и так далее. На тот момент я был начальником ГУВД. Не скрою, поступали угрозы и в мой адрес, и в отношении моего ребенка.
Сегодня наша служба собственной безопасности уже проработала всю систему, весь механизм обеспечения безопасности как сотрудников, так и их семей. Но отмечу, что и на тот момент мы очень оперативно организовались.
Отдельное спасибо женщинам, девушкам, женам сотрудников. Они настолько сплотились: по очереди сопровождали детей в школу, в детский сад. И сотрудники милиции по очереди уезжали и сопровождали детей, обеспечивали безопасность своих семей. Все выдержали, все нормально.
Техническое вооружение и интернет-разведка
– Техника постоянно в органах внутренних дел обновляется. Вы видите наши подразделения – они практически все работают на виду. Если речь о ГАИ или о патрульно-постовой службе милиции, то, естественно, и транспорт должен быть более маневренный, быстрый, чтобы выполнять все задачи.
Что касается специальной техники – для подразделений ОМОН, внутренних войск, – то уже поступает на вооружение и еще поступит новая бронетехника.
Очень много появилось нового вооружения с учетом сегодняшней специфики, ситуации на Украине. Появилось совершенно новое подразделение во внутренних войсках.
Недавно мной был подписан приказ о создании подразделений по управлению беспилотными летательными аппаратами. Сами дроны у нас есть – для того, чтобы отслеживать определенную территорию местности, – но беспилотники будут выполнять и другие функции.
Сегодня именно эта спецтехника используется на Украине. Поэтому не стоим на месте – двигаемся, обучаемся управлению БПЛА. Мы работаем совместно с другими государственными органами на базе нашей академии, готовим инструкторов.
Есть и "невидимая" техника. К примеру, в СМИ недавно прошла информация о том, что органами внутренних дел изъята самая крупная за последние три года партия наркотиков. Это стало возможным благодаря программе, которую написали сотрудники нашей интернет-разведки. Сейчас у нее работы очень много, ведь многие преступления перекочевали в глобальную сеть Интернет.
О новых подразделениях
– К сожалению, сегодня вокруг нашей страны сложная ситуация: те люди, в том числе и на Западе, которые пытались в 2020 году раскачать ситуацию в Беларуси, все равно стараются как-то взбудоражить общество. На территории других стран готовят подразделения, обучают их, ну и, как говорят, рассматривают уже только силовой вариант.
То есть подготавливают полноценные диверсионно-разведывательные группы для того, чтобы прийти сюда и устраивать террористические акты. Как милиционер скажу милицейским языком – преступления.
Поэтому мы должны быть готовы не допустить каких-либо противоправных действий. Должны быть специально подготовленные подразделения, способные противостоять этим группам.
Как пример, с главой государства было согласовано создание в воинской части 3214 специального подразделения по борьбе с диверсионно-разведывательными группами. Это подготовленные сотрудники, которые оснащены новейшими образцами техники и вооружения. Там служат только контрактники. Там нет военнослужащих срочной службы.
Мы уже проводили занятия, работали во всех регионах республики. Они себя показали при профилактике и предотвращении некоторых преступлений. Такие небольшие подразделения, готовые выдвинуться в любую точку Республики Беларусь и выполнить поставленную задачу, планируется создать по всей стране.
Министр внутренних дел Иван Кубраков
© Sputnik / Дмитрий Марков
О концепции национальной безопасности
– Задача, которая стоит перед органами внутренних дел, остается неизменной: обеспечить безопасность наших граждан. Но в новой концепции с учетом того, что происходит вокруг нашей страны и органов внутренних дел, уклон делается в большей степени на противодействие экстремизму и терроризму.
Сейчас понятие национальная безопасность обрело какой-то новый смысл, какое-то новое звучание. И это понимают, самое главное, наши люди. Сегодня все хорошо, улицы свободны, безопасность обеспечена, нет перекрытий, никто не пытается забросать вас камнями, никто не возводит баррикады и так далее.
Мы прекрасно видим, что происходит вокруг нашей страны. Даже взять тот же Казахстан, когда там погибло большое количество людей в ходе массовых беспорядков в начале прошлого года. Поэтому наши люди сегодня к безопасности уже относятся совершенно по-другому.
О народном ополчении
– Мы принимали активное участие в разработке соответствующего законопроекта. Народное ополчение планируется создавать при местных органах власти, но непосредственно руководить народным ополчением и обучать ополченцев будут сотрудники органов внутренних дел. Уровень может быть очень и очень разный: от начальника РОВД до участкового инспектора милиции.
Сегодня есть закон об участии граждан в охране общественного порядка. Наши добровольные дружины имеют удостоверения, зарегистрированы на предприятиях, организациях, в администрациях районов. Они имеют определенные права, страховку. И вот по этому принципу будет создаваться и народное ополчение, в том числе и с оружием в руках способное защищать свою родину, выполнять задачи по охране общественного порядка на территории, по сохранности имущества и так далее.
Мы совместно с Минобороны уже проводили сбор ополченцев в Могилевской области. Увидели плюсы, увидели то, над чем надо еще поработать. Естественно, мы это все сделаем. И самое главное, что таких людей, именно добровольцев, их немало.
Кого будут призывать? Это будут те люди, которые по определенным причинам не могут быть мобилизованы. Это те, кто достиг пенсионного возраста, но они готовы защищать свою родину, готовы защищать свой дом, свои семьи. Если говорить, мужчина это или женщина, то это все равно. Женщины, кстати, более боевые иногда бывают, чем мужчины.
О смертной казни для чиновников за измену
– Нельзя быть госслужащим, работать в силовой структуре и предать Родину. Конечно, такие люди заслуживают самого жесткого наказания. Поэтому я скажу за все Министерство внутренних дел – мы полностью поддерживаем данный закон.
Если они предали, то это предатели, и с предателями просто по-другому нельзя. Мы знаем, как в годы Великой Отечественной войны поступали с предателями.
О предателях в погонах
– Для меня, как для сотрудника органов внутренних дел, просто для мужчины, для человека самое страшное – это предательство. Предателей не терпели никогда. 2020 год показал, кто есть кто. К сожалению, нашлись и в органах внутренних дел люди, которые не выдержали этой нагрузки, угроз и действительно предали интересы службы.
Но таких единицы. К ним сразу же были приняты меры, и мы обращались к главе государства, чтобы лишить этих людей звания. Естественно, в коллективах их отвергли, их не приняло общество и большинство из них просто трусливо сбежали – уехали из страны.
Что касается чистоты рядов, конечно, при приеме на службу у нас не просто тщательный, у нас, я бы сказал, даже где-то жесткий отбор.
Мы очень скрупулезно изучаем каждого кандидата. Не просто проверяем по базам: судим – не судим, привлекался – не привлекался, а изучаем его образ жизни, его окружение. Мы требуем характеристики, анализируем каждый поступок, даже те, что были в школе.
Человек должен быть патриотом, поскольку в органах внутренних дел, не будучи им, работать нельзя. И патриотическому направлению мы уделяем особое внимание.
Как министр внутренних дел скажу так: сотруднику могу простить многое. Разные есть ситуации в жизни, особенно при выполнении служебных обязанностей. Очень много тонких моментов, которых не видят простые граждане. Если я вижу, что сотрудник где-то даже немножко оступился, ошибся, я всегда пойду навстречу и всегда его поддержу. Но если я увижу, что сотрудник поступил подло по отношению к своим коллегам, он не просто будет уволен из органов внутренних дел, но будет дана правовая оценка в полном объеме. К этому все абсолютно – не только министр, все руководители относятся очень принципиально.
О сотрудничестве МВД Беларуси и России
– Вы знаете, я очень уважаю наших коллег из Российской Федерации, мы с ними очень тесно взаимодействуем. Не только на уровне руководителей. Мы давно знакомы с Владимиром Александровичем Колокольцевым (глава МВД России – Sputnik), очень тесно общаемся.
Но самое главное взаимодействие между подразделениями происходит на уровне простых сотрудников уголовного розыска, государственной автомобильной инспекции. Ведь границы практически нет.
Я как милиционер-практик хочу сказать: взаимодействие на высшем уровне происходит в тот момент, когда у тебя есть телефон коллеги и можно просто снять трубку и ему позвонить. Когда работал в Витебской области, я знал телефон начальника УВД Пскова, начальника УВД Смоленска. У нас были прекраснейшие отношения. Это видели наши подчиненные, и никаких вопросов во взаимодействии не было.
О патриотических клубах
– Именно после 2020 года мы занялись патриотическими клубами. На сегодня их уже, наверное, около двадцати. Это и при внутренних войсках, и при органах внутренних дел.
Если вы приедете в клуб "Рысь", другие клубы по всей территории страны, не только в городе Минске, вы увидите, как у мальчишек и девчонок горят глаза. И многие из них уже готовы поступать в Академию МВД.
Клуб "Рысь" – один из первых клубов. Я очень благодарен и офицерам, и тем солдатам-срочникам, которые начинали эту работу. Они подошли к ней с душой. Сделали так, что в в/ч 3214 пришли 10 мальчишек, а потом их стало сразу 50, а потом 100 и так далее.
И родителям хочу сказать спасибо, которые поверили в нас. Ведь после 2020 года все по-разному отзывались. Я помню бабушку одного из воспитанников, которая сказала: "Я горжусь своим внуком. Он сильно изменился. Приходя домой, он теперь даже по-другому ставит свои кроссовки – раньше их разбрасывал".
То есть дисциплина уже видна. Причем некоторые родители в случае неуспеваемости в школах пугают детей отчислением из наших клубов, и успеваемость сразу меняется.
О ЧВК "Вагнер" и добровольцах
– Комментировать ЧВК "Вагнер" я не буду: просто не имею права, потому что это частная военная компания, которая располагается в Российской Федерации.
Но выскажу свое отношение к тем людям, которые добровольно готовы стать на защиту своей родины. Очень уважаю этих людей.
Приведу пример. Военнослужащие, которые прошли срочную службу в милицейском спецназе, но по каким-то причинам не пошли в силовые структуры, душой все равно остаются спецназовцами. Они приезжают в родную часть, общаются с солдатами, офицерами. То есть связь не теряют. Мы знаем, где они работают, они знают телефон командира.
Вот и было создано такое специальное подразделение, которое в определенное время готово прибыть в в\ч 3214, добровольно выполнять поставленные задачи. Мы даже разработали форму одежды. Это подразделение называется "Смерч".
Я ими горжусь. Такие люди есть во всех регионах. Это, как правило, бывшие сотрудники отряда милиции особого назначения. Да, они уже ветераны. Но у нас ветераны, они очень крепкие, дадут фору любому молодому.
Я немножко приоткрою завесу тайны. Мы планируем в этом году собрать вместе всех генералов милиции (такое до этого было только на 100-летие белорусской милиции) для того, чтобы провести идеологическое мероприятие. Их более 70 человек, многим уже за 80 лет. И когда мы начали их обзванивать, они сказали, что готовы прибыть на встречу, потому что в душе по-прежнему стражи порядка. Это золотая гвардия нашей милиции.
Министр внутренних дел Иван Кубраков
© Sputnik / Дмитрий Марков
Блиц
– Во сколько начинается ваш рабочий день?
– На работу я приезжаю в 7:00. К 9:00 необходимо изучить сводку о преступлениях, происшествиях на территории Республики Беларусь, созвониться со всеми начальниками УВД. Принимаю доклад от оперативного дежурного.
Я должен владеть оперативной обстановкой. У меня стиль работы такой. Стараюсь досконально вникать. Это уже отработано годами.
– Каким был ваш самый длинный рабочий день?
– В служебной деятельности были разные моменты. Например, когда работали по определенным преступным группам, приходилось и два, и три дня находиться на службе. Но, наверное, в большей степени в памяти 2020 год. Я с работы иногда не выходил по три дня: жена привозила чистые рубашки, еду. Жил в кабинете.
– Вы пользуетесь соцсетями?
– Только если нужно посмотреть какую-то информацию. В соцсетях меня нет. Для этого у меня есть пресс-служба, которая прекрасно работает.
– Что вам дарит жена на 4 марта?
– По-разному. Она постоянно старается дарить то, что мне надо. Начиная от галстука, рубашки – вещи, которые мне необходимы. Я ношу только галстуки, которые подарила мне жена. Принцип у меня такой.
– Какие три качества человека цените больше всего?
– Надежность, человечность и порядочность.
– Какие качества вы цените в женщинах?
– То, что я вообще в человеке ценю, то и в женщинах – преданность, надежность.
Благодарен своей жене, мы вместе уже 29 лет. И ведь не всегда приходишь с работы с улыбкой. Иногда такое напряжение, тяжело, и именно она находит нужные слова, ты успокаиваешься и двигаешься только вперед.
Поэтому я признателен всем женам, искренне поддерживающим своих мужей. Знаю, что это нелегко. Наша ветеранская организация даже награду разработала: медаль жене офицера и жене генерала. Есть определенное положение: необходимо прожить с семьей не менее 20 лет. Вот именно за поддержку и вручают такие награды.
– У вас сын работает в милиции?
– Он оперативник в Центральном РУВД Минска. И вы знаете, когда я с ним общаюсь, рад, что это мой сын. Понятно, что он сын министра, но никогда этим не прикрывается. Это я знаю точно и очень жестко это отслеживаю. Всегда уточняю: он сын министра, но не сынок министра. Я очень горд, что он пошел по моим стопам. Ему предлагали пойти и в УВД, в другие подразделения, но он хочет работать "на земле", и мне это нравится.
Глава МВД накануне Дня милиции поздравил всех сотрудников органов внутренних дел с профессиональным праздником.
– Искренне поздравляю коллег с наступающим праздником – Днем белорусской милиции. От души желаю крепкого здоровья, мирного неба и, конечно, возвращаться домой живыми и невредимыми. Пусть каждому сопутствуют профессиональная удача, успех и оперативное везение. Особые слова благодарности и сердечные поздравления – ветеранам органов внутренних дел. Низкий поклон женам, мамам, которые терпеливо ждут своих сыновей со службы, во всем их поддерживают.
Самые интересные и важные новости ищите в нашем Telegram-канале. Также следите за нами в нашем канале в Дзен!
Также на Sputnik:
Кубраков: зарубежная оппозиция пытается перетянуть "Рёдан" на свою сторону
МВД сообщило о задержании рекордно крупной партии наркотиков
Кубраков: МВД проводит работу по нейтрализации угроз обществу и государству