Немецкий Steinhauer Holding, например, "застолбил" за собой легендарные этикетки конфет "Мишка на севере" и сине-голубой дизайн сгущенки. Со сгущенным молоком похожая история и в России. Местная компания получила права на еще один цветовой вариант советских этикеток. Это стало проблемой для известного белорусского производителя. О тонкостях борьбы за бренды – в материале Sputnik.
Согласно белорусской базе товарных знаков, сине-голубой дизайн сгущенки закреплен за Рогачевским молочноконсервным комбинатом. Он был зарегистрирован в 2018 году, право действует до 2027-го.
Видимо, на местном рынке Глубокскому молочноконсервному комбинату это не мешало, так как оба производителя государственные. Но в России уже давно определенные варианты советской этикетки были заняты госкомпанией "Союзплодоимпорт". В 2021 году она подала заявку на регистрацию еще одной версии. По цветам вариация совпала с глубокской.
Новая этикетка глубокской сгущенки (справа) будет напоминать о буренках.
© Photo : Глубокский молочноконсервный комбинат
Чтобы не потерять экспортный рынок, белорусской компании пришлось заказывать новый дизайн. Хотя недавно у глубокской сгущенки уже был ребрендинг. Дизайнерам удалось сделать такие этикетки, которые похожи на старые, но вариант, на котором выросли поколения покупателей, использовать не получится.
Битва за "Аленку"
Реально ли было вообще сохранить право на советскую этикетку для белорусских производителей на рынке РФ? Как считает патентный поверенный Борис Кубряков, все зависит от того, какие возможности были у глубокского предприятия.
Никто не даст гарантии, что возможная судебная тяжба с "Союзплодоимпортом" была бы успешной. В качестве примера Борис Кубряков вспомнил спор 2012 года между двумя кондитерскими компаниями – "Красный Октябрь" и фабрикой имени Крупской – за товарный знак "Аленка".
Тогда Комиссия Федеральной антимонопольной службы РФ решила: когда фабрика имени Крупской использовала название "Крупская Аленка", это была недобросовестная конкуренция. При этом использование названия "Аленка" с исторической советской этикеткой недобросовестной конкуренцией не считается. Так что ситуация неоднозначная.
"Поэтому все же Глубокский молочноконсервный комбинат, на мой взгляд принял правильное решение о смене дизайна, пусть и всем хорошо известной этикетки. В противном случае могли быть материальные и репутационные издержки", – считает Борис Кубряков.
Такой вариант советского бренда заняла в РФ фабрика "Красный Октябрь".
Почему не "застолбили" раньше
Проблем с советскими брендами могло не быть, если бы в Беларуси об этом задумались еще в первые годы после распада СССР. Но, как пояснил Борис Кубряков, в республике не было такого числа споров, а проблема так остро не стояла.
В России такие ситуации возникают значительно чаще. Видимо, поэтому в РФ как законодатели, так и эксперты давно задумались над проблемой. Были предложено пять основных вариантов решения.
Первый очень простой. Признать советские товарные знаки вошедшими во всеобщее употребление. Разрешить их использовать всем местным компаниям.
Второй – аннулирование регистрации знаков как актов недобросовестной конкуренции или злоупотребления правом.
Третий – национализация советских брендов.
Четвертый – перевод знаков в режим коллективных.
Пятый – введение права преждепользования на эти знаки. То есть, к примеру, если в прошлом кто-то производил шоколадку "Аленка" с советской этикеткой, он имеет право делать это и сейчас, несмотря на то, что права у "Красного Октября".
Но ни один из вышеуказанных вариантов российские законодатели не поддержали. Потому споры продолжаются, а после создания Таможенного союза, а затем ЕАЭС, они и вовсе вышли за границы РФ. Чаще всего это касается Беларуси и Казахстана.
Еще один аспект – цена вопроса. В теории Глубокский молочноконсервный комбинат мог заплатить за регистрацию брендов в стране и за рубежом относительно недорого, потому что знаков не так много. А вот у таких предприятий как "Коммунарка" и "Спартак" их сотни.
"Надо отдать должное и "Коммунарке", и "Спартаку", так как они смогли сохранить за собой права на самые известные наименования кондитерских изделий времен Советского союза на территории Республики Беларусь", – подчеркнул Борис Кубряков.
Не нужно забывать и о том, что не все бренды советской эпохи могли быть востребованы именно белорусскими предприятиями. После распада Союза некоторые поставки из Беларуси прекратились, пропала экономическая необходимость продолжать производство.
"Но основная причина, по которой в девяностые многие белорусские производители не узаконили права на "советские знаки", да и не только советские, по моему мнению, заключалась в непонимании всех преимуществ, которые дает правовая охрана", – полагает эксперт.
Иногда доходит до того, что бесхозные советские бренды достаются западным компаниям. К примеру, американская Coca Cola в Беларуси владеет правами на знак "Золотой ключик" для напитков.
В России ситуация еще интереснее. Порой российская компания продолжает выпуск продукта под советским брендом, но на самом деле правами обладает зарубежный бизнес. Естественно, в таких случаях часть прибыли уходит к этому зарубежному партнеру.
Национальный бренд
Вопросы могут возникать не только по советским брендам. В России уже есть прецедент, когда регистрируются товарные знаки со словом "белорусский" на российских резидентов. В одном из случаев знак был занят белорусской компанией. Срок регистрации истек, а его быстро "подобрали" россияне.
"В законодательстве Республики Беларусь и в российском есть запрет на регистрацию в качестве товарных знаков обозначений, которые могут ввести в заблуждение относительно товара, места производства или его производителя", – обращает внимание эксперт.
Но нужно понимать, в каком контексте использовано слово "белорусский". Например, в самой Беларуси были зарегистрированы такие словесные знаки как "Маленький Париж", и "Парижская Фантазия" на местных заявителей. Знак "Француз" – на компанию из Кипра, "Французский бульвар" – на украинскую.
Другое дело, что на законодательном уровне установлен контроль государством использования символов его государственного суверенитета, в том числе и в товарных знаках. Нерезидент Республики Беларусь не сможет получить право на использование в составе товарного знака наименований "Беларусь", "Республика Беларусь" или элементов государственной символики.
Но всегда надо учитывать, что многие продукты из Беларуси идут на экспорт, а значит надо заботиться о защите бренда и здесь, и на других рынках заранее. Многие советские бренды, видимо, уже не вернуть, но можно брать покупателя качеством.
Самые интересные и важные новости ищите в нашем Telegram-канале. Также следите за нами в нашем канале в Дзен!
Также на Sputnik:
Беларусь активно включилась в импортозамещение в России – Оверчук
МТЗ планирует нарастить экспорт в 2023 году с программой импортоопережения
Экспорт белорусского продовольствия в ЕС вырос в 1,5 раза